"...Напечатали
талоны
И не
отоварили".
35 лет назад
советский зритель штурмовал спектакли по новой пьесе Генриха Боровика:
"Премьера
"Агент
00". Кто следующий?
"Мы
вводим их в наше время. Объясняем: вот, говорим, вам Запад, вот – Восток. Вот
свободный мир, вот – несвободный. Описываем кратенько в общих чертах… Все
человечество следит: какой путь выберут эти девственные младенцы… Младенцы,
конечно, выбирают – кого? Нас!.. Только мы - моральные лидеры мира! Мы ставим
точку над идеологическими спорами. Закрываем тему!"
…Такова
примерно интрига, движущая сюжет пьесы "Агент 00" – нового спектакля
Московского академического театра имени Вл. Маяковского, поставленного Андреем
Гончаровым по новой пьесе Генриха Боровика. Тема раскрывается в
острогротесковой форме (жанр спектакля обозначен как шоу-буфф).
Пародируется
самый механизм очередной пропагандистской кампании "самого передового в
мире" государства, якобы пекущегося неусыпно о правах человека в любой
точке земного шара, особенно там, где под угрозой находятся его интересы. И
неважно, что в данном случае речь идет о неизвестном племени, которое некий Коммивояжер
(В. Ильин) одной из западных фирм, производящей бытовую сантехнику, обнаружил в
зарослях кратера потухшего вулкана после своего чудесного спасения во время
авиакатастрофы.
Главное
заключается в том, чтобы не допустить проникновения коммунистической заразы! И
"ЧУМА" (Чрезвычайное управление музыкальных ансамблей), она же и
"ОСПА" (отдел специальных политических акций), начинает действовать в
роли моральных лидеров мира, как утверждает Мадам – руководитель тайной
организации, в задачу которой входит проведение в жизнь чумовых идей
одурачивания, околпачивания, промывания мозгов.
Итак, Мадам…
Эту роль с блеском играет Наталья Гундарева, известная зрителям как интересный,
самобытный мастер, создательница запоминающихся, сложных характеров. Здесь
актриса достигает поразительного эффекта. В созданном ею образе воплотилась
сама идея нового спектакля, его форма и содержание, эстетические принципы,
заложенные в пьесе Боровика и постановочном решении Гончарова – яркой, шумной
оболочке политического шоу-буффа, за которой открывается конкретно-историческая
ситуация сегодняшнего времени.
Умело
устанавливая контакт со зрительным залом, найдя верный тон, Гундарева говорит о
своей героине больше, чем она есть как персонаж пьесы, добиваясь этого прежде
всего постоянным ощущением своего личного отношения к ее поступкам, ее "философии".
Мадам
работает уверенно, ловко, профессионально. Маленький человек, агент 00, уже
практически превратился в послушное орудие "ЧУМЫ", но операция
проваливается. Вместо "неизвестного" племени они встретились с
людьми, бежавшими из "земного рая", разочаровавшимися в прелестях
"свободного мира", уставшими от авантюр Пентагона.
А что же
агент 00?
Мадам терпит
крах: ее теория, рассчитанная на то, что душа человека – штучный товар, не
сработала. В финале мы видим: и этот "маленький человек" близок к тому,
чтобы понять – именно от него зависит счастье миллионов людей.
Зависит
существование самой жизни на планете Земля.
В. Иванов".
("Огонек",
1984, № 31 (28, июль), с. 29).
Комментариев нет:
Отправить комментарий