вторник, 16 июля 2019 г.

"Весна по разбуженным улицам Рима ведет пролетариев сомкнутым строем..."

"...И в сумрачном Лондоне, неукротима,
Взвивает листки первомайские роем".
  


70 лет назад ни при какой погоде не нашлись бы советские люди, которые могли бы зарубить топором старушку за бритву "Жилет",  ручку "Паркер" и непристойные картинки:
"Письма из Италии
Янки в Риме                                                     
На улицах Рима, душных и пыльных в эти июльские дни, в сутолоке автомобилей, несущихся в разных направлениях, то там, то тут видишь высокие, костлявые медленно плывущие старомодные фаэтоны. На облучках чинно покачиваются возницы с длинными бичами, одетые в форменные поддевки, похожие на те, что нашивали давно уже позабытые на наших улицах извозчики. Но где-то у переднего колеса фаэтона пристроен вполне современный счетчик. Это, как шутят в Риме, "такси с хвостом", на которых падкие до всяческой экзотики богатые туристы осматривают вечный город и его достопримечательности.
Так вот в жаркий час южного дня перед известным собором Сан Пьетро (св. Петра), который как бы двумя огромными зубастыми клещами охватывает своей колоннадой просторную площадь, нам бросился в глаза один такой туристский фаэтон. На нем, разомлев от зноя, развалился огромный американец неопределенных лет, точно соскочивший с карикатуры Кукрыниксов. Седой, с помидорным румянцем на щеках, с толстыми руками и шеей, которые, как тесто, вываливались из ворота и рукавов, он занимал почти все сиденье фаэтона. Его ноги в тяжелых башмаках на толстой подошве лежали па облучке кареты, а полосатая рука с массивными золотыми часами бесцеремонно обнимала за талию тоненькую, совсем юную девушку-итальянку в шапочке гида, за недостатком места примостившуюся где-то уже на краю сиденья. Она что-то растерянно щебетала о великолепных памятниках древнего Рима, но спутнику не было никакого дела до ее рассказов. Он рассеянно посматривал по сторонам, жевал
резину, сплевывал в направления величественных руин и интересовался главным образом талией своей спутницы. Девушка беспомощно посматривала по сторонам. Губы ее кривила жалкая улыбка. Чувствовалось, что высшим наслаждением для нее сегодня было бы влепить увесистую пощечину этому жирному заокеанскому хаму и бежать от него, как от чумы. Но хам этот уплатил за обозрение города свои доллары, и если бы девушка посмела не угодить ему, она лишилась бы навсегда своей скромной работы гида, а это — страшное бедствие в стране, где уже сейчас свыше двух миллионов официально зарегистрированных безработных.
И долго еще, объезжая развалины Рима, у руин древнего Форума, у арки Константина, у знаменитой колонны Траяна, которая, простояв около двух тысячелетий, в сотнях великолепных миниатюр рассказывает о возникновении и славе города, мы видели эту глубоко просевшую под тяжестью седока пролетку, ноги в огромных башмаках, возложенные на облучок, и несчастную девушку, примостившуюся на самом краешке сиденья и через силу старавшуюся угождать равнодушно жевавшему резину иностранцу.
Среди всех римских впечатлений эта пролетка и ее пассажиры врезались мне в память особенно прочно. Я подробно рассказал о них потому, что, как мне кажется, они хорошо передают то. что происходит сейчас в маршаллизированной Италии. Давно уже миновали те дни, когда американцы считали необходимым соблюдать хотя бы элементарную вежливость по отношению к своему итальянскому партнеру и маскировали свою экономическую и политическую экспансию в Италии пышными фразами о сотрудничестве и взаимопомощи стран, потерпевших от войны. Оккупанты стерли со своих лиц вежливые улыбки, распоясались, как говорит русская пословица, положили ноги на стол и ведут себя в Италии так же, как на Гаити и Филиппинах.
Стоит хотя бы просто походить по улицам итальянских городов, и сразу же становится ясно, что уже принес Италии кабальный "план Маршалла". Везде, куда ни бросишь взгляд, торчат назойливые рекламы американских фирм, иногда выступающих открыто, иногда — под итальянскими псевдонимами. Встаньте на любой перекресток любого итальянского города, и вы обязательно, непременно увидите одну, а то и две нагло лезущие в глаза рекламы пресловутого американского прохладительного напитка "кока-кола". Они карабкаются на крыши домов, выглядывают из-за зеленой листвы парков, они нагло забираются в места, которые, считались итальянцами священными, неприкосновенная старина которых тщательно охранялась. Наглая девица в бюстгальтере с бутылочкой "кока-кола" вызывающе смотрела на нас и из-за мраморных зубцов древнего собора в Риме, и из потемневшего мраморного кружева колоннады дворца дожей в Венеции, и из серых руин Веронской крепости. Она забралась даже на верхушку знаменитого Колизея. Розовея на фоне седых, поросших мхом развалин, эта девица назойливо приглашала утолить жажду коричневой бурдой, которую предприимчивые янки, "помогая" бедной итальянской экономикевезут сюда из-за океана вместе с с другими подобными же товарами.
"Кока-кола" в стране классических натуральных лимонадов и оранжадов! Уже одно это говорят о многом. Но это лишь типичный штришок. Все магазины Италии завалены товарами, на марке которых значится— "сделано в Америке", безвкусными стандартными безделушками, бритвами "Жилет", машинками для стрижки ногтей и машинками для взбивания коктейлей, ручками "Паркер", галстуками, причудливо расцвеченными танцующими скелетиками, непристойными картинками. Весь этот заокеанский хлам, ввозимый американскими фирмами по "плану Маршалла", забивает итальянские магазины, выживает из них собственные итальянские товары, сужает для них рынок и в конечном счете ведет к развалу экономики...
... Когда пишутся эти строки, над Римом стоит прекрасная южная ночь. На синеватом небе аалмазно сверкают ослепительные звезды, за окном отеля, за чешуей посеребренных луной крыш видна полукруглая шапка Сан Пьетро. Но выше её, соперничая с южными звездами, нарушая гармонию итальянской ночи. то вспыхивает, то гаснет, портя весь пейзаж, рекламная надпись "кока-кола". И опять вспоминается мне, медленно едущий по улицам Рима экскурсионный фаэтон, жирный, громадный янки, развалившийся в нем, положив ноги па облучок, и худенькая итальянская девушка, еле держащаяся на самом краешке сиденья. Эта картинка кажется мне сейчас глубоко символичной. Янки, как хозяева, развалились в маршаллизированной Италии, вытеснили самих итальянцев на краешек сиденья, янки распоясались и положили ноги на стол".
Б. Полевой.
Рим. Июль 1949 г. "
("Правда", 1949, № 197 (16, июль), с. 3).

Комментариев нет: