"...Выпестован
ими.
Закален.
Боевыми
стройными рядами
Он идет
широкими шагами
Под шелками
ленинских знамен".
Боевыми
стройными рядами
Он идет
широкими шагами
Под шелками
ленинских знамен".
70 лет назад в
СССР отклонения от советской морали были противоестественны в среде молодежи
"Театр
"Яблоневая
ветка"
В Московском театре
драмы идет пьеса о жизни студентов "Яблоневая ветка". Эта пьеса написана
лауреатом Сталинской премии В. Добровольским и драматургом Я. Смоляком по
мотивам повести В. Добровольского "Трое в серых шинелях".
Развертывающийся
спокойно, без особенно острых драматических положений спектакль все же захватывает
правдой жизни. Зритель видит советское студенчество,
связанное настоящей дружбой, стремящееся вместе со всем народом к великой цели —
построению коммунизма.
Наибольшей зрелостью,
внутренней дисциплиной отличается герой пьесы Виктор Черкашин, бывший фронтовик. Виктор старательно учится, чтобы с честью
строить ту жизнь, которую он защищал с оружием в руках. Вокруг него, естественно,
группируются товарищи. Его избрали секретарем партийного бюро факультета.
По инициативе Виктора
Черкашина студенты поддерживают тяжело больного и уже отчаявшегося
Чемезова, окружают заботой профессора Деревянко, потерявшего во время войны семью,
помогают отстающей в учебе Майе. Виктор добр и внимателен к людям, но непримирим,
когда дело касается нравственных заблуждений даже самого близкого из его друзей
— Бориса Ивнева.
Борис переоценил
свои силы, выдумал себе "личный" план жизни, утратил чувство товарищества.
На его мальчишеские рассуждения о том, что только после университета, получив хорошую
должность, он станет настоящим человеком, горячо обрушивается Виктор, утверждающий,
что высшая "должность" — быть человеком всегда.
Крупный принципиальный
спор студенток с Борисом о нормах поведения, о нравственности является основным
конфликтом пьесы. Здесь наиболее ярко утверждаются сила коллектива, радость дружбы,
советский гуманизм.
Жизнь опровергла
надуманную "теорию" Бориса, как опровергла она индивидуалистические установки другого студента—
Володи, решившего, что он выше других и предназначен для привилегированной жизни,
которую для него устроит отец-профессор.
Отклонения от советской
морали противоестественны в среде нашей молодежи. Все наносное, надуманное
изживается. Коллектив борется за тех, кто впадает в ошибки, поправляет их, не боясь
остро и сурово критиковать. Борис и Володя исправляются потому, что жизненные корни
их крепки и здоровы.
Постановщик молодой
режиссер Е. Зотова и художник лауреат Сталинской премии Ю. Пименов создали светлый,
жизнеутверждающий спектакль. Актерский
коллектив театра
постарался раскрыть душевную красоту нашей молодежи, ее высокую нравственность,
преданность общественным интересам.
Роль положительного
героя —Черкашина хорошо играет молодой артист А. Холодков. Он создает многогранный
образ человека с горячим сердцем, полным любви к людям. С большим обаянием артист
передает темперамент героя, душевное его богатство, цельность натуры.
Хорошо справился
с ролью Бориса артист В. Малашенко.
Особое значение приобрела и органически вошла в саектакль
сцена с больным фронтовиком Чемезовым. Чемезов утратил веру в выздоровление. Его
угнетает мысль навсегда выбыть из строя, "сойти с дорожки"; эта мысль
усиливает его болезнь. С тактом, не впадая в биологизм, играет эту роль И. Прокофьев.
Резкую смену настроений, то взлет, то угасание надежды артист проводит убедительно,
трогательно.
Тепло, душевно
ухаживает за больным Муся—артистка В. Славина, создавшая ясный образ внутренне растущего
человека.
Талантливо, ярко,
с большой убедительностью и любовью к своей героине рисует образ студентки
Мяйи артистка В. Орлова.
Хорошее впечатление
оставляет игра заслуженной артистки РСФСР Т. Карповой в роли комсорга
Нины Воронцовой. Но хотелось бы, чтобы артистка вела свою роль более темпераментно.
Роль студентки
консерватории Тамары Таганской театр поручил заслуженной артистке РСФСР
и Таджикской ССР Л. Сухаревской. Она тонко разработала этот образ, но сделала свою
героиню несколько старше остальной молодежи, что нарушает общий ансамбль спектакля.
Со студенческой
семьей сроднился профессор Деревянко (артист П. Терновский). Он мягко, но решительно
направляет молодых друзей. "Молодежь—наше будущее,— говорит он,—нужно во-время уберечь ее от ошибок". Артист убедительно ведет
роль и вызывает симпатии зрителей.
Правильно, что
театр заканчивает спектакль сценой студенческого митинга за мир. Молодежь деятельно
участвует в этой великой борьбе. Нам кажется только, что сцена митинга не нашла
еще окончательного режиссерского решения. Можно сделать эту сцену более лаконичной,
усилив, однако, ее политическое звучание.
Имеются и другие
недостатки. Некоторые сцены, как, например, сцена ожидания Тамары в студенческом
общежитии, даны чересчур гротескно, затянут монолог Бориса в комнате
девушек и т. д. Но все же спектакль "Яблоневая ветка", где в основном занята
театральная молодежь, хорошо встречен зрителем.
В связи с этим
вызывает удивление недоброжелательная и несправедливая критика спектакля Т.
Чеботаревской в ее рецензии, напечатанной в "Советском искусстве". Тов.
Чеботаревская, видимо, не поняла идейной направленности спектакля, той пользы, которую
принесет он молодому советскому зрителю, и подошла к разбору постановки формально.
При этом правильные, горячие убеждения советской молодежи, выражаемые героями пьесы,
расценены тов. Чеботаревской как "прописные истины". Секретаря партбюро
факультета Черкашина и секретаря Комсомольском организации Инну Воронцову критик
называет "схематическими фигурами", и, наоборот, персонажей ошибающихся, нуждающихся в критике
коллектива, рецензентка находит "искренними и целеустремленными". Правильную
и логически законную сцену митинга студентов, посвященного борьбе за мир, тов. Чеботаревская
квалифицирует как лишнюю...
Такая трактовка
образов и положений спектакля нам кажется по меньшей мере странной и уж во всяком
случае несправедливой.
А. Бегичева".
("Известия",
1951, № 74 (30 марта), с. 3).