"…Наступает солнечный денёк!
Эх, мы руками ловкими,
Дружными, послушными
Выстроим, да выставим чудо-городок!"
70 лет назад
в советских спектаклях в непримиримые конфликты перерастали споры:
"Театр
"В
одном городе"
Раздвигается
занавес. Мы – в кабинете секретаря городского комитета партии. На первый взгляд
все, что здесь происходит, - буднично, обыденно, привычно. Идет разговор о
реконструкции и благоустройстве города. Вспоминаются письма избирателей в
газету, критикующие работу городского Совета. Приводятся как будто
незначительные факты: новый сквер обнесен оградой со львами, но в сквере забыли
поставить скамейки, на одной из улиц сняли для удобства трамвай, но не заменили
его полностью автобусами, кому-то шесть месяцев обещали и не дают квартиру,
где-то начали и не закончили ремонт здания…
Но вот между
действующими лицами возникает спор: какие дома построить для десятитысячного
населения рабочего поселка? Спор перерастает в непримиримый конфликт. Речь уже
идет не только о типе жилищ, сроках строительства и сквере без скамеек. Речь
идет о тех, кто готовит и утверждает проекты. Речь идет о важнейшей
нравственной черте советского деятеля: о чувстве величайшей ответственности
перед народом, о нетерпимости к равнодушию, зазнайству, забвению народных
интересов и запросов.
Тему и
материал для своей пьесы лауреат Сталинской премии А. Сафронов, буквально,
выхватил из гущи нашей повседневной жизни. Об этом свидетельствует живой,
по-настоящему разговорный язык героев, метко подмеченные черты нашего,
непрерывно изменяющегося быта, юмор и закономерность положений.
Ратников –
председатель исполкома, утеряв чутье и принципы руководителя-большевика, в
своей деятельности ударился в крайность. Решив "осчастливить" в
будущем своих горожан и их потомков постройкой гигантских жилищ и площадей, он
отвернулся от самых насущных нужд населения сегодня.
Считая себя непогрешимым
и незаменимым работником, Ратников легко поддается на лесть и подхалимаж. Этим
ловко пользуется в своих темных целях пройдоха и очковтиратель Сорокин –
начальник горжилотдела.
В неизбежный
конфликт с Ратниковым и Сорокиным вступает целая группа людей, горячо преданных
социалистическому строительству.
Действовать
так, как подсказывает Горбачеву, Бурмину и Клавдии их совесть и убеждения,
помогает им партийный руководитель города Петров.
Эту трудную
и ответственную роль ведет актер В. Белов. Трудна она потому, что внешне почти
лишена активного действия. Петров – человек новый в городе. По замыслу автора,
он еще присматривается к людям, изучает обстановку. Роль его выражена, главным
образом, в беседах с людьми. Но за плечами Петрова – большой опыт партийной
работы, тонкое знание жизни и людей, на его вооружении – мудрая наука
большевизма, сила и острота ориентации. Это позволяет Петрову направить борьбу против
Ратникова по глубоко принципиальному руслу, и, в конце концов, помочь
участникам конфликта, не исключая и самого Ратникова, поступить так, как этого
требуют интересы советского народа, интересы коммунизма. В этом – высшая мораль
пьесы, где Петров выступает в роли представителя партии.
В Белов
нашел для своего героя, в основном, нужные интонации, правдивые черты. Правда,
Белову не совсем удались некоторые патетические места, длинные диалоги, где он
нередко с живой, прочувствованной речи сбивается на тон рассуждений и поучений.
Все же его
Петров – прост, скромен, душевен с людьми.
Роль
Ратникова, сыгранная актером Н. Харченко, пожалуй, крупнейшая удача в
спектакле. На сцене – не просто "отрицательный тип", а сложная и
противоречивая натура. Где-то глубоко у Ратникова затаились живые чувства,
придавленные грузом спеси и тщеславия, косности и отсталости. Он искренне
увлечен
своими сумбурными проектами ("Думаю поработать для потомков"), но эти
проекты – лишь плоды его тщеславия, стремление к личной славе, и он не
замечает, как от них сквозит холодом равнодушия к тем, для кого они
предназначаются. Он искренне удивлен и возмущен, когда Петров напоминает ему об
этом.
Нужна буря,
чтобы встряхнуть Ратникова, и она приходит. Наступает душевный перелом у
Ратникова. Но процесс этот идет очень трудно и болезненно – слишком глубока в
Ратникове старая закваска. И это очень убедительно, с большим тактом и острой
житейской наблюдательностью, шаг за шагом, показывает Н. Харченко. Интересна
прощальная беседа Ратникова с Петровым. Она по-большевистски искренна и резка.
Ратников получил суровый урок жизни, и Петров очень хорошо формулирует выводы
из этого урока. И как поучительны эти выводы! Ратников уезжает за новым
назначением в область обновленным человеком.
Привлекателен
образ молодой советской журналистки Клавдии (Н. Афанасьева). На долю Клавдии
выпал трудный выбор между личными чувствами и общественным долгом. Актриса
красноречиво передала драму, разыгравшуюся в душе девушки. Многое и многое
смущает ее, когда она пишет разоблачающую статью в газету. Но глубокая
внутренняя убежденность в своей правоте заставляет Клавдию принять самое лучшее
решение – подлинно партийное решение.
Отчетливо и
уверенно А. Руккер рисует образ всегда озабоченного, занятого своими мыслями,
энтузиаста городской общественной работы Бурмина. Бурмин умен, проницателен,
ясно видит "ратниковский стиль рабооты", остро переживает грубые
промахи в работе городского Совета. Однако, он не решается по-большевистски
критиковать Ратникова. Удерживает его от этого неверная, в конце концов,
беспринципная мысль: не обвинят ли его в подсиживании? Однако, разговор с
секретарем горкома партии рассеивает сомнения Бурмина, и он горячо берется за
дело.
Полон
творческих дерзаний, по-юношески пытлив и увлечен своей работой и борьбой за
свои проекты архитектор Горбачев (А. Лошашев).
Очень яркий
тип беспринципного деляги, жулика и подхалима Сорокина создал Н. Залетный.
Энергичен, принципиален в занятой позиции по отношению к отцу фронтовик Павел
Ратников (О. Калинников).
Задушевно
сыграла роль матери Бурмина заслуженная артистка РСФСР Е. Баранова.
Не все
равноценно в спектакле. Неясен облик жены Ратникова – Евгении Владимировны
(арт. Р. Иванова) – человека, по существу, безвольного, не умеющего и не
желающего приложить свои знания к делу. Пасынок ее Павел называет мачеху
бездельницей и, нам думается, эта характеристика остается в силе до занавеса,
хотя автор пытается как-то оправдать Евгению Владимировну.
Театру
следовало бы ясно выразить свое отношение к этому образу.
Не взяты
нужные темпы, не обострены положения в первой картине, и она производит
впечатление вялости и раскачки. Хотя постановщики пробуют здесь прибегнуть к
некоторым иллюстративным приемам (например, гроза в финале), все же скрытые
возможности фабульной завязки пьесы в полной мере не исчерпаны.
Однако в
целом постановщик-режиссер Д. Хадков, художник и актерский коллектив сумели
раскрыть основные характеры и идею пьесы, заинтересовать и по-настоящему
взволновать зрителя. Налицо – спектакль, который серьезно, в
художественно-правдивых образах подымает и решает злободневнейшие вопросы
советской, коммунистической морали, вопросы долга и ответственности нашего
человека перед социалистическим обществом.
Ин.
Луговской".
("Восточно-Сибирская
правда", 1948, № 252 (22, декабрь), с. 3).