воскресенье, 31 декабря 2017 г.

"Ты собой создавала виденье Искусства..."

"...Озаренное пламенем яркого чувства".


75 лет назад советские люди на временно оккупированных территориях и сами догадывались, что масло решительно преобладает над акварелью:
"Искусство Германии
(Впечатления экскурсанта)
Говоря об искусстве, нельзя не вспомнить слов русского художника Васнецова: "Искусство—жизнь, но жизнь, очищенная от своей скверны, мелочного эгоизма и низости. Великое искусство - искусство народа".
Эти слова, наверное, вспоминались не одному из нас, орловских экскурсантов, посетивших в Мюнхене Дом Германского искусства 24 ноября этого года. Не одно сердце забилось с волнением, когда мы подошли к порталу здания, построенного по эскизам Адольфа Гитлера, архитектора зданий до того, как он стал архитектором новой Германии и нового мира вообще. Фасад —колоссальная колоннада, увенчанная массивными и изящными капителями, подход к которой составляют два десятка широких ступеней. Прямые, строгие линии подчеркивают красоту стиля изящество форм заставляет забывать о размерах архитектурных деталей, составляющих строгий ансамбль. Внутренняя отделка здания направлена к тому, чтобы внимание зрителя сосредоточивалось на художественном содержании, т. е. на картинах и скульптурах, не расслаблялось никакими внешними аксессуарами. Белые, мягкие тона стен, строгий лепной рисунок потолка, простые линии окон, прямой разрез дверей - все гармонирует друг с другом и с выставленными экспонатами. Нет обычного музейного впечатления сохраняемой, но не живой красоты, красоты не от мира сего. Все, что прошло перед нашими глазами, начиная от здания и кончая последним экспонатом,—создано в Новой Германии, и это становится ясно для каждого, как бы он мало был сведущ в искусстве или равнодушен к нему. Какое множество картин, какое богатство скульптуры!
Перед нами было искусство нового во всей своей простоте и силе содержания и формы, трепещущей жизненной правды и художественного мастерства. Первые картины оставляют неожиданно сильное впечатление владения кистью, которое обычно не замечается на вступительных экспонатах любого музея.
Перед нами портрет Фюрера Адольфа Гитлера во весь рост с опущенными вниз  скрещенными руками. Портрет выделяется удачной тональностью лица и простотой во всех своих деталях. Его оформляет слегка мерцающая золотом, почти без украшений, простая рама. Этим отдана признательность тому, кто организовал германский народ, создавший новое искусство. Быстро создается впечатление нарастающего мастерства и разнообразия. Вот, небольшая картина Юлия Энгельгардта: улица германского городка. Художник, несомненно, рисовал с натуры, выбрав типичную улицу старой Германии. Замечательно верно передана перспектива уличного перекрестка, живо схвачены позы прохожих, голуби на камнях мостовой и на подоконниках, улыбающееся из-за ставни окна личико молоденькой девушки (она увидела знакомого разносчика в зеленой шляпе, с лотком через плечо), не забыты чуть заметные травинки на краю водосточного жолоба. Реализм картины дополняется удачным освещением уже вечернего солнца, когда вверху еще горячие лучи, а внизу, на тротуаре, уже ложатся легкие тени. Мирная жизнь веет с полотна небольшой картины, изображающей отдыхающую поселянку с ребенком. Мать прислонилась спиной к старинному фонтану придорожного водоема, а ребенок ловит блестящую струю и беззаботно хохочет, не чувствуя усталости и лучей полудня. Художнику прекрасно удается сочетание пейзажа с портретной точностью изображения лиц, одежды, содержимого корзинки молодой крестьянки: не забыт сочный бутерброд и плоды, выглядывающие из снежно-белой салфетки.
Жанровые сцены, вообще, в почете у молодых художников Германии. Изображается преимущественно народ во всем многообразии его жизни, каким он есть сейчас в Германии. Вот серия картин Сеппа Гильца из крестьянской жизни: праздник урожая, на отдыхе перед трудовым днем. Большое полотно деревенского праздника полно колоритных фигур в живописных костюмах, или с частичным обнажением, что позволяет художнику блеснуть знанием анатомии и благородства человеческого тела в его жизненной правде. На переднем плане танцующая пара молодой девушки и парня заражает весельем всех, а экспрессивные фигуры сельских музыкантов, кажется, заставляют вас слышать тот вальс, которым заслушался разливающий вино бюргер, и проливает его мимо подставленного стакана. Художник дополняет эту группу мастерским изображением крестьянской обстановки и животных среди сельского ландшафта. Молодые работницы на отдыхе заняты плетением гирлянды цветов и поглощены этим занятием. Свежие, смеющиеся лица заражают весельем зрителя, как бы он ни был серьезен и суров. Бросается в глаза картина, изображающая двух смеющихся девушек. Зритель не видит того, что вызвало их веселье, но захвачен им: одна из девушек в бессилии смеха от кинулась назад, другая закрыла лицо руками и полулежит, но по вздрагиванию плеч и спины можно судить о том, как захватило ее веселье. Очевидно, художнику часто приходилось наблюдать смех, прежде чем он написал эту бессюжетную, но интересную картину. Молодые работники перед началом трудового дня, одетые в рабочие брюки, полуобнаженные за утренним умыванием, наслаждаются ощущением живой силы своего тела, готового к радостному труду. Интересно отметить, что германские художники никогда не забывают одухотворенности лиц своих персонажей, всегда характерных и жизненных в любых позах. Вот перед нами сельский сапожник, окруженный своими изделиями, начиная от рабочей обуви на толстой подошве и кончая ажурными туфельками местной Афродиты. Всякий труд в Германии почетен, и во всякой мелочи можно быть великим и вдохновенным творцом —такова совершенно серьезная мысль картины.
Изображение честного труженика за своим трудом —частая тема у живописцев. Вот перед нами старик-садовник рассматривает выхоженное им в черепушке растение. Картина называется «Первенец», труд человека, мирный и незаметный дан в глубоком смысле, слит с самой жизнью человека. В некоторых картинах тема сельского труда разработана более символично, но не менее ярко: колоссальные быки в прочной упряжи, на фоне неба и травы, поднимают без внешнего усилия толстый пласт земли, на заднем плане видны фигуры человека, весело и умело направляющего плуг. В другом сюжете среди расступившихся холмов открывается пейзаж плодородной местности, людей нет, но плуг на переднем плане говорит о призвании человека. Радость и несокрушимая сила свободного труда чувствуются в картинах заводской жизни. Карл Гинц изображает прокатный стан в действии. Сюжет картины благодарен для игры света и теней и экспрессивности фигур, занятых трудом. Нигде нет сентиментальной лживости, идеализации сюжета, ни одного художника нельзя упрекнуть в приукрашивании жизни, в измене правде, хотя бы благодаря экстравагантности изображаемого.
Простота, многосторонность и реализм —всегда и везде. Тонким юмором веет от картины, изображающей пожилую крестьянку, среди рассыпанных красных яблок. Плоды изображены так сочно, так верно, что хочется схватить их руками, не дать им рассыпаться с полотна, а цветущий нос их владелицы наводит на мысль о хорошо перебродившем сидре. Гармония человека и природы - любимая тема живописи. Вот перед нами старик-ученый в своей библиотеке оторвался от солидного тома и радостно улыбается, привлеченный голубем на подоконнике залитого солнцем окна его темной библиотеки. Контрастом к этой сцене является группа обнаженных юношей, взнуздывающих горячих коней. Экспрессия тел передана поразительно, с какой-то забытой, исчезнувшей силой художественной гармонии.
Любители пейзажей могут найти бесконечные оттенки природы в ряде картин. Мастерски рисуется лес, лесной родник, окруженный сетью папоротника и мха, тонкость кисти художника спорит здесь с силой красок.
Современное искусство, одинаково искусство города и деревни, и есть искусство народа.
Городские сцены, бытовые, юмористические, среди типичных домиков, под вывеской парфюмерного магазина, но рядом с фонтаном из почерневшего гранита и почти сглаженной надписью 14-го века как бы соединяют прошлое с настоящим. Часто изображение старого германского города седой древности, но не в развалинах, а крепким и живым, только потемневшим, вдали же виден залитый солнцем современный город. Вот группа молодежи осматривает старинную ратушу; на камнях тысячелетней давности стая голубей, улыбающиеся лица молодежи как-то гармонируют с морщинами стен, и остается впечатление несокрушимости жизни, ее глубокой силы в руках человека.
Сюжетом картины могут явиться просто руки, кисти рук с обручальным кольцом и перстнем, не молодые, но не испорченные работой: на них умело брошен свет, они лежат на фоне кружевного темного платья и как бы говорят о созидательной силе честного труда. Интересно отметить, что дети — одна из любимейших тем искусства. Иногда это портреты, но чаще —дети в жизни: на пляже, в поле, на улице. Вот дети с животными, вот дети кормят кур и мужественно отбиваются от неожиданного нападения гусака; вот буколический сюжет: под цветущей яблоней, в мае хоровод крестьянских детей, в лазурном небе уплывает птичий косяк. Вот задумчивая поза ребенка-рыболова, вызывающая улыбку и уважение поза школьника за партией в картине "Трудная задача". Дети среди света и воды, веселья и радости, в поле на работе со взрослыми. Ребенок везде остается ребенком, но он не игрушка для взрослых, как это было в капиталистической семье, не обездоленный, грудной старик в советском рае. Дети на полотне —это будничные дети, а не придуманные или взятые с лужаек Артеков; дети —здоровая, веселая толпа будущего человечества, не мучимая и не калечимая ничем; совершенно нельзя сказать, какого "класса" эти дети, это, вообще, германские дети среди необходимого им довольства и благополучия. В изображении более позднего возраста сливаются поэзия труда и поэзия детства. На картине Ганса Мюллера дана семья крестьян в поле за работой, налетевшая гроза смутила всех, но поза юноши красноречиво говорит о том, что в труде и бесстрашии он создает будущее свое и своего народа. Военная тематика занимает в живописи сравнительно немного места. Перед нами—боевые эпизоды, возвращение субмарины в родной порт Глянса Бергена и друг. Выделяются картины-контрасты: кучка утомленных солдат в окопах 1914—18 гг. и стремительный бросок через реку на штурмовой лодке как бы окрыленных победой бойцов наших дней. Невольно отмечаешь картину Конрада Гоммеля "Фюрер на месте боя", в фигуре Фюрера столько простоты солдата и величия вождя, что зритель как бы не замечает окружающую его толпу, несмотря на прекрасную разработку выражения каждого лица. 
В заключение можно заметить, что масло решительно преобладает над акварелью, что еще раз говорит о серьезности современной германской живописи, отсутствие всевозможных модернистских новшеств в художественных средствах и технике письма.
Искусство народа—подлинное искусство: эта мысль не покидает меня никогда. 
Марков".
("Речь", Орел, 1942, № 153 (30, декабрь), с. 2-3).

суббота, 30 декабря 2017 г.

"Нас наша Партия ведет, и с ней народ един…"

"…Советской Родины народ - 
Могучий исполин".


45 лет назад советские люди откровенно признавали некоторые трудности уже с пятым кормчим:
"Родине – слава!
Полвека в дружбе нерушимой
Из многих наций наш народ
За годом год в семье единой
В борьбе за счастье шел вперед.
И как корабль, к заветной цели
С надежным кормчим у руля
Прошел он штормы, бури, мели,
Прославив эру Октября.
Мы рады за свои успехи,
Но есть и трудности у нас:
Природа создает помехи,
Извне мешают нам подчас.
Отметим торжеством по праву
Наш праздник – славный юбилей,
И воздадим большую славу
Труду и Родине своей.
А. Емельянов.
г. Люберцы".
("Люберецкая правда", 1972, № 208 (30, декабрь), с. 2). 

пятница, 29 декабря 2017 г.

"Садами в просторах Отчизны родные края зацвели…"

"…Спасибо, Великий Учитель 
За счастье родимой земли!"


70 лет назад в СССР не все работники торговли справлялись с новыми задачами:
"Предложения покупателя
Историческое постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары трудящиеся встретили с огромной радостью.
К сожалению, не все работники торговли справляются с новыми задачами. Хлебные и гастрономические магазины г. Улан-Удэ открываются поздно. С 7 часов утра в центре города можно купить хлеб только в магазине № 22. В магазинах создается излишняя очередь и толкучка. Продажа наиболее ходовых продуктов и промышленных товаров не рационализирована. В гастрономическом магазине все продукты первой необходимости сосредоточены на одной половине магазина с прикреплением к одной кассе. Такое же положение в универмаге и магазинах Бурмонторга. В результате этого одни кассы задерживают покупателей, а другие почти ничего не делают. На одном конце магазина толкучка, а на другом свободно.
В гастрономическом магазине из табачного киоска продают мыло, в результате этого трудно купить папиросы и спички. В городе нет ни одного лотка по продаже папирос и спичек. В магазине № 22 прейскурант и нормы отпуска продуктов в одни руки написаны очень небрежно и мелкими буквами. К тому же там читаем такую странную надпись: "рыба живая", хотя в магазине живой рыбы нет.
На-днях в течение какого-нибудь одного часа у кассы магазина гастронома, где выбивают чеки на сахар и крупу, дважды происходили споры между покупателями и кассиром. Покупательница говорит: "я дала 100 рублей", а кассир: "я получила 50 рублей". Другая покупательница говорит: "деньги получили, а чека не дали". В результате спора работа кассы была приостановлена на несколько минут.
В посудном отделе универмага покупателю, просившему дать ему возможность выбрать ножик, продавщица отказала в выборе, а грубо бросила ему первый попавшийся нож.
Во избежание недоразумений при получении денег кассиры должны объявить громко: "ваших столько-то рублей".
В универмаге продавщица отдела хлопчато-бумажных тканей вместо 150 р. 50 коп. выписала покупателю талон на 187 рублей. Такие ошибки приводят к обсчету и обвешиванию покупателя. В том же отделе на контроле только складывают и выдают купленные ткани. По правилам же контролер обязан мерить и считать количество метров.
На колхозном рынке Бурмонкоопсоюз и Рыболовпотребсоюз до сих пор не организовали продажу продуктов собственных заготовок. Не слишком ли долго они раскачиваются? Много жалоб поступает на то, что отдельные спекулянты закупают продукты и промышленные товары и продают их на базаре по спекулятивным ценам. Некоторые продавцы и кассиры поощряют их, отпуская им продукты и товары вне очереди, несмотря на протесты покупателей из очереди. Когда же у продавцов и кассиров спрашивают: "Почему отпускаете вне очереди?", то отвечают: "Это свои работники". Странный порядок!
В магазинах должна быть организована подлинно культурная советская торговля.
М. Базаров".
("Бурят-Монгольская правда", 1947, № 259 (28, декабрь), с. 4).

четверг, 28 декабря 2017 г.

" Мы должны бороться, чтоб на свете каждый мог иметь и хлеб, и труд..."

"…Пусть войны не знают наши дети, 
Пусть они свободными растут!" 


70 лет назад советские люди в голос, горячо и единодушно одобряли постановление правительства и партии об отмене карточной системы:
"Справедливое возмущение
Поднявшись на-гора, вымывшись в мойке и сделав отчет о прошедшей рабочей смене, газозамерщицы шахты имени Сталина медлили расходиться по домам.
- Ну, как мы будем с хлебом? – спросила своих подруг бойкая, веселая работница Барыкина.
- Что – с хлебом? – полюбопытствовали мы.
- Я спрашиваю: где его покупать будем? – ответила Барыкина.
Из дальнейшего разговора выяснилось, что покупка хлеба у Барыкиной действительно является проблемой.
Барыкина пожелала покупать продукты, поэтому ее "прикрепили" к магазину № 48. Купить что-нибудь в магазине она не смогла – весь ее день уходил на производственную работу, стоять в очереди было некогда. Барыкина живет в образцовом женском общежитии на Фасадной улице. Рядом с ее домом – в общежитии для молодых рабочих той же шахты – есть столовая. Туда Барыкина с подругами пошли обедать.
- Кто прикрепился к магазину, тех мы не кормим! – объявила заведующая столовой.
- Ну дайте нам хоть хлеба на обед… - просили работницы.
- У нас хлеб только для своих! – отказывала заведующая.
- Но мы-то ведь тоже свои… На той же шахте Коксовой работаем, - говорили девушки.
- У меня – директива и я ее должна выполнять! – заведующая осталась непреклонной.
…Девушки обратились в магазин № 67 ОРСа треста "Прокопьевскуголь" – самый близкий к их дому.
- Где живете? – спросила их заведующая магазином.
- По Фасадной. – ответили девушки.
- Мы вас отоваривать не можем – ваша улица прикреплена к другому магазину.
- К какому?
- Это для меня не известно.
В два часа ночи Барыкина встала в очередь у хлебного ларька № 21, открытого на территории шахтового двора. В восемь часов утра она, наконец, добралась до прилавка и купила хлеба.
В разговор, который завязался в связи с этим, вступили все остальные, находящиеся на наряде рабочие и работницы вентиляции. Смысл их суждений сводился к тому, что нерасторопные и недальновидные работники шахтового ОРСв, во главе с его энергичным только на составление бумажных проектов начальником т. Шандровым, оказались не в состоянии правильно понять и осуществить правительственные директивы о свободной торговле. В подтверждение этого можно привести много фактов, но мы ограничимся только одним: хлебный ларек № 21 на территории шахты две трети суток стоит без хлеба…
Горячо, единодушно одобряя постановление правительства и партии об отмене карточной системы, видя в этом государственном акте новые, яркие проявления заботы о трудящихся, шахтеры справедливо негодуют на тех орсовских чиновников, которые по политическому недомыслию допускают всяческую отсебятину и этим дискредитируют принципы свободной государственной торговли.
А. Николаевич".
 ("Ударник Кузбасса", 1947, № 238 (27, декабрь), с. 4).

среда, 27 декабря 2017 г.

"Потерял боец кисет…"

"…Заискался, – нет и нет". 


75 лет назад хватало раззяв и на временно оккупированных советских территориях:
 "УТЕРЯНЫ временное удостоверение, выданное генической райполицией, военное служебное удостоверение за № 4, выданное генической Жандармерией, справка о праве пользования велосипедом, командировочное удостоверение для поездки в г.г. Симферополь, Бахчисарай и Феодосию на имя Евтихия Исаевича Папий.
УТЕРЯНО временное удостоверение, выданное генической полицией на имя Глуховой Ксении Федоровны.
УТЕРЯНО временное удостоверение, выданное генической райполицией на имя Хрисман 0. А.
УТЕРЯНО временное удостоверение, выданное генической полицией на имя Дороховского В. А.
УТЕРЯНО временное удостоверение, выданное генической райполицией на имя Скрипки Ф. А."
("Азовский вестник", Геническ, 1942, № 69 (27, декабря), с. 2).

вторник, 26 декабря 2017 г.

"Партия – это мозг страны…"

"…Воля к борьбе и жизни.
Ей одной миллионы верны
Строителей коммунизма".


55 лет назад в СССР звук расходился особенно далеко, если это звучала забота партии и правительства:
"Для народа
Е. Вучетич,
народный художник СССР
Стало уже привычным в нашей жизни – общественной и творческой – называть наиболее значительные события и явления историческими. И в самом деле это так.
Мы живем и созидаем в такое стремительное и бурное время, когда каждый год полон событий и явлений эпохальной значимости. Но без тени преувеличения можно сказать, что в жизни художественной интеллигенции за последнее время не было события более благотворного, чем встреча, состоявшаяся 17 декабря 1962 года.
Это была не просто встреча руководителей Коммунистической партии и Советского правительства с представителями нашей художественной интеллигенции, не просто большой разговор о советской литературе и искусстве.
Это была жизненно важная беседа, откровенная и взволнованная, мужественно-правдивая, исполненная великой заботы о настоящем и будущем советской литературы и искусства.
XX и XXII съезды Коммунистической партии Советского Союза ознаменовали в жизни нашего общества величайший поворот. Были приняты все меры к ликвидации вредоносных последствий культа личности, к восстановлению ленинских норм жизни общества. Далеко вперед шагнула наша Родина в последние годы. Благодарное человечество будет вечно чтить подвиг нашего народа – первооткрывателя космической эры. Еще радостней стало творить во славу родного народа, воспевать свое время, своих замечательных современников.
На встрече 17 декабря было сказано много добрых слов о произведениях, достойных народа-героя, строящего коммунизм.
Об этом говорил Никита Сергеевич Хрущев, и его устами говорила об этом вся ленинская партия.
Но более всего на этой встрече прозвучала забота партии, правительства о дальнейших судьбах советского искусства.
Был продолжен суровый и нелицеприятный разговор о рабском подражании некоторых художников уродливым образчикам современного буржуазного искусства, об идеологическом примиренчестве, а тем самым об отступлении перед чуждой нашему обществу буржуазной идеологией.
Видимо, не отдавая себе отчета, не задумываясь об антинародной сущности абстракционизма и формализма, возведенных недругами коммунизма в ранг "нового искусства", некоторые наши деятели культуры пытались их оправдать и обеспечить им право на мирное сосуществование с социалистическим реализмом, забыв о том, что сама идея сосуществования идеологий есть не что иное, как предательство.
Некоторые товарищи раньше убеждали нас в том, что необходим-де поиск завтрашнего искусства. Здесь следует оговориться: поиск, конечно, всегда необходим. Нельзя, однако, сам факт поиска считать уже художественным открытием. Тем более поиск негодный, каким являются формалистические и абстрактные выкрутасы малоталантливых рисовальщиков и живописцев.
Если уж и применимо к ним слово "поиск", то только лишь в одном смысле: поиск легкого успеха, легкой славы, даже не гнушаясь и геростратовой.
Во имя чего партия и правительство ведут сегодня с художниками большой и серьезный разговор, во имя чего мы еще раз решительно определяем свои идейно-художественный позиции?
Ответ может быть лишь один: во имя народа, строящего коммунизм. Во имя народа, прошедшего сквозь все тернии истории, не останавливавшегося ни перед какими трудностями и сложностями. Во имя народа, высоко ценящего свою художественную интеллигенцию и ожидающего от нее величайших свершений.
Наш народ имеет полное право спросить с каждого художника о мере его творческой отдачи, о существе его творчества.
Для кого трудится наша художественная интеллигенция? Для самой себя, для изощренной кучки снобов от искусства и литературы или же для миллионных масс трудящихся, творцов Великой Октябрьской революции и космической эры человечества?
Величие истинного искусства всегда заключалось в том, что оно вдохновляет народные массы на борьбу за общечеловеческое счастье. И, спрашивается, может ли такое искусство быть непонятным народу?
Народу не нужны графические и "объемные" анекдоты,именуемые "новым искусством", принижающие духовный мир современника,оскорбляющие его достоинство.
И пусть не удивляются формалисты и абстракционисты, что на презрение к народу, выраженное в их "творениях", народ отвечает им тем же самым…
Это было со всей прямотой и откровенностью сказано на встрече 17 декабря. Это отрезвляюще прозвучало для тех, которые свои заблуждения возвели в "новую" норму современного искусства.
Разговор на встрече носил характер острой полемики; были споры, естественные для проблем творчества, но прежде всего и главнее всего были бесспорные суждения о необходимости зорко оберегать чистоту и высокую идейность нашего искусства; непрестанно дерзать, но не ради дерзаний как самоцели, а ради великой цели, требующей самого талантливого художественного воплощения;
возвысить советского человека, воспеть его мужественный подвиг, отобразить сложную и прекрасную правду жизни нашего народа. И делать это в полную меру таланта, ума и сердца художника".
("Огонек", 1962, № 52 (23, декабрь), с. 1-2).

понедельник, 25 декабря 2017 г.

"Сяду ужинать за стол – знайте Машу!.."

"…За троих уберу
Щи да кашу".


70 лет назад меню обыкновенной советской столовой хотелось стоя читать с выражением вслух:
"Улучшить работу столовой
Запыленные окна и стены, почерневший от грязи пол, немытые столы, грязная посуда. Так выглядит столовая № 9 треста "Кузбассшахтстрой", которая находится на поселке Северный Маганак. Эта картина дополняется еще и тем, что столовая совершенно не отапливается, обслуживающий персонал обращается с посетителями грубо. Пища приготовляется плохо, меню составляется большое, с выбором разнообразных блюд, но делается это только для показа. Повара готовят всегда одни и те же блюда, нисколько не обращая внимания на составленное меню.
А как обслуживаются столующиеся? Прежде чем заказать обед, посетитель должен разрешить вопрос, где ему взять ложку, так как в столовой ложек нет.
Здесь не соблюдаются самые элементарные правила. Блюдо, заказанное на двух человек, подается в одной тарелке. Когда рабочий начинает возмущаться, его грубо обрывают:
- Чего ты кричишь, не знаешь что ли, что у нас всего 10 тарелок.
Такие безобразия возмущают всех столующихся. Но заведующая столовой Карпова и начальник ОРСа Гуляев совершенно их не замечают.
А. Куретков.
Секретарь парторганизации школы ФЗО № 79".
("Ударник Кузбасса", 1947, № 236 (25, декабрь), с. 3).

воскресенье, 24 декабря 2017 г.

"У красивой Васёны настроенье гулять и гулять…"

"…Аппарат самогонный 
Поработал на ять". 


30 лет назад в СССР только самые наивные народные дружинники считали, что всех самогонщиков уже благополучно повылавливали:
"Крах самогонщика
Участковый инспектор Лыткаринского ОВД старший инспектор милиции И. М. Караваев проинструктировал народных дружинников, прибывших на общественный пункт охраны правопорядка № 2, и попросил их быть повнимательнее. Предстоял рейд по выявлению самогонщиков.
- Да вроде всех повылавливали, - выразил сомнение один из дозорных правопорядка.
Действительно, силами милиции и общественников с помощью жителей города с момента принятия Указа Верховного Совета РСФСР от 18 июля 1987 года об усилении борьбы с самогоноварением обнаружено немало домашних "винокурен". Строгое наказание понесли их владельцы, рьяные самогонщики В. В. Белов с завода крупнопанельного домостроения, пенсионерки В. Д. Кузнецова, И. М. Кобзева, А. И. Пантелеева, Н. Н. Воробьев и Г. П. Алтышкин с ГПЗ "Петровское", пенсионер Д. А. Пивоваров, продавец Е. Ф.Петрова, работница завода оптического стекла А. С. Пестова. Не остались без внимания повар яслей Е. А. Фомина, В. Б. Кокорин – человек молодой, а потянулся к бражке, А. П. Одинцова – женщина пенсионного возраста, А. В. Белякин из управления механизации № 67. Все упомянутые подвергнуты были штрафам от 100 до 200 рублей.
- Нет, успокаиваться рано,- возразил участковый инспектор. – Для начала пройдем мимо торговых точек, где продавали спиртное.
"Горячие" точки уже закрывались. Но возле магазина № 7 участники рейда заметили двоих мужчин с явно нарушенной координацией движений. Побеседовав с ними, дозорные правопорядка выяснили, что встретившиеся пьяненькие граждане выпили 800 граммов самогона, купленного за 14 рублей у С. Л. Соляника.
- Фамилия известная, - сказал И. М. Караваев. – Придется его навестить. Пойдемте на Набережную, к дому № 12.
Там, в 21-й квартире рейдовую группу встретил нахмуренный Сергей Леонидович Соляник. Узнав о цели его посещения, он стал стучать себя кулаком в грудь, горячо убеждая в своей непорочности, абсолютной честности.
Но тут обнаружились самогонный аппарат и 40 литров браги. У хозяина словно отнялся язык. Видно не прошел ему впрок урок прошлого года, когда С. Л. Соляника за аналогичное правонарушение подвергли штрафу в размере 200 рублей. Теперь ожидает наказание построже.
Н. Даниленко,
заместитель начальника Лыткаринского ОВД".
("Люберецкая правда", 1987, № 205 (24, декабрь), с. 2).

суббота, 23 декабря 2017 г.

"Слово верное давали мы Отчизне на века…"

"…Перед строем целовали
Знамя красное полка".


45 лет назад многие советские люди считали учебу в гражданских высших учебных заведениях делом вредным для здоровья:
"Наши земляки на службе
У полкового знамени
За 20-летнюю работу на фирме "Спецодежда" швея-мотористка, ударница коммунистического труда Анна Михайловна Михайлова не раз отмечалась благодарностями, премиями. Высокой наградой она считает и недавно полученную из воинской части фотографию, на которой у полкового знамени снят ее младший сын Петр. На обороте карточки рукой командира части написано, что младший сержант удостоен такой высокой чести за отличную службу Отчизне, успехи в боевой и политической подготовке.
А в письме родителям сын сообщал: "… И еще одна приятная для меня и вас новость. Ни за что не отгадаете! Видел сегодня ночью, кого бы вы думали? Володю!..
Владимир – старший сын Михайловой. Будучи студентом Московского авиационного института, он пользовался отсрочкой. Но вот получен диплом с отличием и наступило время отдать воинский долг Родине и ему. Недавно он был призван в Черноморский флот.
Узнав, что ему предстоит проезжать через город, в котором служит Петр, Владимир послал ему телеграмму. О дальнейшем предоставим рассказать бывалому воину.
Приходит ко мне телеграмма, я сразу к комбату. В виде исключения получил увольнительную на ночь, сдал дежурство – и на трамвай. Приехал на вокзал, смотрю, идут воины в морской одежде. Я сразу к ним, а там Володя. Обнялись, поцеловались, офицер разрешил побыть нам вместе. Говорили полтора часа обо всем. Он сильно изменился, после учебы в институте, наверное, как-то осунулся.
Но ничего, отъестся на военных харчах, вернется домой – не узнаете!.."
Остается добавить только, что Петр тоже студент авиационного института, но только вечернего отделения. И оба брата до призыва работали в Люберцах.
Ф. Федоров.
На снимке: наш земляк мл. сержант Петр Михайлов у знамени воинской части".
("Люберецкая правда", 1972, № 202 (20, декабрь), с. 2).

пятница, 22 декабря 2017 г.

"Цветенья дым струится над Отчизною. Отцы и братья трудятся в полях…"

"…А я стою. А мне навстречу издали мой друг идет по лесу на бровях.
То соловьем поет он, то синицею. В его душе творится благодать.
Того гляди возьмут его в милицию, и десять дней его нам не видать".


45 лет назад в СССР славно трудились объективы с карандашами:
"Пьянству бой
Огнем сатиры
Второй номер фотогазеты "Колючка", которую выпускает штаб народной дружины пос. Томилино, начинается с обращения к любителям "зеленого змия":
    Если ты пропил получку,
    Учинил в семье дебош,
    Обязательно в "Колючку"
    На смех людям попадешь!"
Объектив и карандаш на славу потрудились и в этом номере "Колючки": шесть разноликих фотографий пьяниц в неповторимых позах и с различными переживаниями на лице, характерными для каждого из представленных на всеобщее обозрение общественности.
В галерее портретов одна женщина и пятеро мужчин: Куликова М. М., Марзавин Н. Д., Горохов В. И., Гришин В. П., Кухтин В.Д. и Горвитовский Е. Л.
Каждому из них посвящены стихотворные строки, раскрывающие моральный облик и душевный настрой любителей алкоголя.
Вот как, например, дорисовывается "портрет" наигранно плачущей М. П. Куликовой:
     Опустилась, огрубела,
     Утопила стыд в вине.
     Праздно шляется без дела
     В люберецкой стороне.
     Проживает без прописки,
     Словно так заведено,
     Позабыла мать и близких,
     И ребенка заодно.
Многочисленные читатели "Колючек", пристально вглядываясь в личность М. Куликовой, вслух высказывают свое гневное отношение к молодой матери: "Высылать таких надо из столичной области!" – делают они тут же свое заключение. И многие соглашаются со столь категоричным суждением.
Другому из выпивох посвящены строки в ином плане:
     Водку пьет, как воду лось,
     А на нас имеет злость.
    Не дойдет никак умом,
    Что вина в себе самом.
Злость подобных Марзавину Н. Д. на то, что они стали объектами всеобщего осуждения, понятна. Но только "Колючка" в этом, право же, не виновата.
В. П. Гришину предпослан такой стихотворный текст:
     Утверждает он: "Работа –
     Не моя в семье забота.
     Пусть работает семья.
     У меня же – жизнь своя".
     Но с жены сей "голубь кроткий"
     Денег требует на водку.
     А напившись, "милый муж"
     Часто спит в объятьях луж!
Работа штаба народной дружины с регулярным выпуском фотогазеты стала, несомненно, еще более действенной. Это было отмечено и недавно на сессии Томилинского поссовета.
Е. Панкратов".
("Люберецкая правда", 1972, № 202 (20, декабрь), с. 2).

четверг, 21 декабря 2017 г.

"Мы пойдём проголосуем за единый прочный блок…"

"…Чтоб войну Стране Советов
Навязать никто не смог".


70 лет назад советские люди поднимали на семейных советах важнейшие вопросы общественной жизни:
"В семье Сарникова
В семье старого шахтера Петра Алексеевича Сарникова нынче будут участвовать в выборах шесть человек, сам Петр Алексеевич, его супруга Лидия Михайловна, дочери: Идея, Вера, Мария и зять Михаил.
- Ну мать, за кого будем подавать свой голос? – спросил старый шахтер.
- За Сталина! –ответила Лидия Михайловна.
- Наша думка та же, - сказали Идея, Вера, Мария и Михаил.
- Я тоже проголосовала бы, - прошептала дочка Петра Алексеевича, шестнадцатилетняя Аза и вздохнула с огорчением за то, что ей по несовершеннолетию еще не придется нынче участвовать в выборах.
- Великое это слово – Сталин! – заговорил после минутного раздумья старый шахтер. – Оно солнцем греет нашу шахтерскую жизнь…
Все свои шесть избирательных голосов шахтерская семья Сарниковых единодушно решила отдать за кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных…
…Петр Алексеевич видел и слышал Сталина. Это было на XVI съезде большевистской партии, в ряды которой шахтер Сарников вступил в 1920 году. Вспоминая об этом самом счастливом событии в своей жизни, он говорит:
- Глядя на Сталина, слушая мудрость его слов, я думал, чем, я, рядовой горняк, могу отблагодарить этого великого человека за все то счастье, которое он принес нашей шахтерской семье? И сама собой прозвучала в сердце торжественная клятва – посвятить делу Ленина-Сталина всю крепость моих рабочих рук, посвятить этому всю мою жизнь.
Эта клятва шахтера Петра Алексеевича Сарникова стала клятвой всей его семьи. И она свято исполняется.
А. Николаевич".
("Ударник Кузбасса", 1947, № 234 (21, декабрь), с. 3).

среда, 20 декабря 2017 г.

"В районе есть бетонный дом…"

"…В три этажа и выше - 
С большим двором и гаражом 
И с вышкою на крыше".


75 лет назад борьба с оборотнями в погонах уже шла и на временно оккупированных советских территориях:
"Приговор
Чрезвычайный Германский Суд Мелитополя ПРИГОВОРИЛ 8 декабря 1942 г. украинского следователя райполиции Михаила Житкова из Ново-Васильевки за убийство и насилие к смертной казни. Житков застрелил 23 ноября 1942 года старосту Струкова из Ново-Васильевки на улице без всякого повода. В помиловании Житкову было отказано. Приговор приведен в исполнение.
("Азовский вестник", Геническ, 1942, № 67 (20, декабря), с. 2).

вторник, 19 декабря 2017 г.

"За то, подруги, Родину мы любим…"

"…Что нет нигде другой страны такой,
За то, что в ней живёт великий Сталин -
Учитель, друг и наш отец родной".


70 лет назад советские люди бурно одобряли конфискационную денежную реформу:
"Постановление направлено на улучшение нашей жизни
Горячо приветствуют историческое постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о проведении денежной реформы и отмене карточной системы работницы пошивочного цеха поселкового промкомбината, где цеховым мастером тов. Барано.
- Спасибо мудрому советскому правительству и родному Сталину за неустанную заботу о нас, трудящихся, и о наших детях, - говорит швея тов. Мукшина. – Теперь нам жить стало еще лучше и веселее. В ответ на правительственное постановление мы будем лучше работать, выполнять свои задания, чтобы досрочно завершить послевоенную сталинскую пятилетку.
Весь коллектив цеха единодушно одобрил постановление партии и правительства, направление на улучшение жизни трудящихся, и решил ответить на него поднятием производительности труда, выполнением пятилетки в четыре года.
Уткина".
("Сталинская трибуна", Ханты-Мансийск, 1947, № 267 (19, декабрь), с. 2).