В конце прошлого года узнал я из журнала «Top Business», выходящего в Екатеринбурге, что персональный компьютер был изобретён в 1968 году советским конструктором из Омска Арсением Гороховым. Номер патента – 383005. Чтоб никто не подумал ничего плохого об уральской психиатрии, журнал честно признавался: "мышка" Гороховым не была изобретена, а прибор
в чертежах включал в себя лишь "
монитор, отдельный системный блок с жестким диском, материнской платой, памятью, видеокартой и прочей начинкой"*). Арсений Анатольевич брался даже построить опытный образец "персоналки", "
но не смог добыть необходимые 80 тысяч рублей". Замечательный омич этим своим конструкторским подвигом не ограничился, а изобрёл также графопостроитель и "змейку" Рубика, правда, номера патентов на последние два изобретения читателям «Top Business» так и остались неведомы. Случай с Гороховым вспомнился мне сегодня, когда внимательно смотрел я фильм «Как в России биржа строилась» **), который мы обнаружили неделю назад, гуляя по виртуальному Музею российского биржевого движения. Кинокартина эта заслуживает отдельного неспешного просмотра, тем более, что идёт она меньше 13 минут. Как утверждают её авторы, "
фильм отступает от идеологии, и «царство наживы» превращается в нем в обычную организацию, без которой невозможно работать в условиях рыночной экономики". Единственный в своём роде фильм об истории биржи в России, всем бы он был хорош, если б не одно маленькое "но": где-то на 40-й секунде голос за кадром сообщает, что купеческие собрания на Руси носили "биржевый характер" ещё в Великом Новгороде ХII века, а далее почти 2 минуты - под красивейшие новгородские панорамы и памятники новгородской старины - тот же голос делится со зрителем краткой историей новгородской общины купцов-вощаников "Ивановское (или
Иваново) сто". Попытка разобраться в "биржевом характере" новгородской торговли воском и мёдом вновь возвращает пытливый ум в виртуальный Музей, на основе экспонатов и текстов которого был, очевидно, подготовлен сценарий фильма. Там находим: "
О древних купеческих собраниях с биржевым характером сказано в книге О. Штиллиха «Биржа и ее деятельность». Находим и эту прекрасную книгу издательства «Брокгауз-Ефрон» 1912 года - правда, сам О.Штиллих о русских биржах ни слова в ней не написал, но зато писал о них в статье-приложении к основному тексту Юрий Филиппов. О Великом Новгороде и биржевом характере у Филиппова, к его чести, всего одно предложение: "
Купеческие собрания с биржевым характером происходили в России еще в эпоху Великого Новгорода". Ну, брякнул человек для красного словца. Он же не мог и предположить, какую "Россию - родину слонов" устроят его потомкам. Зато многие и многие страницы заключительной статьи Филиппова посвящены серьёзнейшей отсталости российской биржевой техники - и не в каком-нибудь далёком ХII веке, а как раз во время написания статьи - в 1912 году. Например, автор подробно описывает историю внесения вопроса о введении в России срочной биржевой торговли хлебом на VI Всероссийском съезде представителей биржевой торговли и сельского хозяйства, проходившем в январе 1912-го, через 777 лет после того, как новгородское купечество, получив уставную грамоту от профессионального управленца князя Всеволода Мстиславича, якобы уже крепко с биржей сдружилось. Собрание 65 биржевых комитетов России даже не сразу поняло, о чём шла речь, так как большинство участников съезда и не представляло себе, что такое срочная торговля. После разъяснения сути срочной торговли, которое дали съезду его наиболее просвящённые участники, собрание порешило так: «
Ввиду отсутствия в настоящее время в империи элеваторов и других оборудованных складочных помещений и шоссейных дорог, отсутствия варрантной системы, невозможности установления более или менее определенных типов хлеба, вследствие чего представляется совершенно затруднительным обеспечение хлеба, и принимая во внимание, что за границей, где срочные сделки практикуются, сделки эти имеют место только с обезличенным хлебом, а равно ввиду выраженных на съезде крайних опасений, что введение срочных сделок вызовет весьма опасную биржевую игру зерновыми продуктами, которая гибельным образом может отозваться на сельском хозяйстве, цены на продукты которого будут регулироваться не действительным спросом и предложением рынка, а чисто спекулятивными условиями, введение в России срочной биржевой торговли хлебом является нежелательным». Умница Филиппов горько сетует: "
Особенно характерным в этой резолюции является указание на опасность проникновения в хлебную торговлю элемента спекуляции, как будто последняя не есть жизненный нерв всякого мало-мальски развитого биржевого оборота и как будто без нее достижимо то сосредоточие спроса и предложения, на почве которого только и обеспечивается соответствие цен реальным конъюнктурам рынка, а следовательно, и относительная устойчивость этих цен" ***). И читая интереснейшую филипповскую статью, ловишь вдруг себя на том, что немного шибает от музейного фильма позабытой было борьбой за отечественные приоритеты в науке и технике, кинолентой "Александр Попов", где вился молью вокруг нашего трудяги Попова проходимец Маркони, анекдотами об Иване Грозном и его рентгеновских лучах, физике Однокамушкине, историей про Мирона Черепанова, успевшего в 1833 году не только изобрести с братом паровоз, но и съездить тогда же в Англию для изучения английских паровозов на паровозостроительном заводе Стефенсона.
*)
http://business-top.ru/tb/stat/rat/?ID=560**)
http://museum.micex.ru/museum/collect/video/***)
http://polbu.ru/shtillih_exchange/ch33_all.html