"… Ложью и
золотом нас не купить.
Мы –
патриоты, и каждый из нас
Все за
свободу Отчизны отдаст".
65 лет
назад в СССР лучшие спектакли рассказывали о моральном превосходстве советских
людей:
Пьеса "За вторым фронтом"
на сцене южно-сахалинского клуба железнодорожников
В течение 1951 года
многие коллективы художественной самодеятельности г. Южно-Сахалинска добились
значительных творческих успехов, повысили идейный и художественный уровень
концертов и спектаклей.
Настоящей творческой
удачей можно считать постановку пьесы лауреата Сталинской премии В. Собко
"За вторым фронтом" драматическим кружком клуба железнодорожников.
Прежде всего следует отметить, что руководитель кружка артист областного
драматического театра И. В. Чугунов и коллектив правильно подошли к выбору
репертуара, поставив в первую очередь пьесу советского драматурга, поднимающую
злободневную тему – тему борьбы за мир во всем мире.
Долго и настойчиво
работали кружковцы и руководитель над созданием спектакля, рассказывающего о
моральном превосходстве советского человека, о великом патриотизме советских
людей, спектакля, раскрывающего продажное нутро американо-английских
империалистов, которые еще за вторым фронтом в дни Великой Отечественной войны
намечали вехи новой мировой бойни. Талантливый драматург В. Собко выводит в
своей пьесе семью английского фабриканта Кросби, в которую попадает после
освобождения из плена советская летчица Таня Егорова. Этой отважной русской
девушке семья Кросби обязана жизнью своей дочери Джен.
В спектакле кружка
клуба железнодорожников, который играется без первого акта, Таня впервые
предстает перед зрителем рассказывающей представителю советского посольства
майору Маркову о своих злоключениях.
Инженер Елена Буханина
– исполнительница роли Тани – много и успешно поработала над образом этой
замечательной девушки. Были неудачи на репетициях, но хорошее, здоровое
упорство, помощь руководителя и коллектива помогли тов. Буханиной овладеть
сложной ролью, сделать образ Тани жизненным и правдивым. Мы видим Таню-Буханину
волевой советской девушкой, которую не сломили никакие лишения, неподкупной и
честной, беззаветно любящей свою Родину.
Хороша она и в
последнем акте, когда, вернувшись из американского лагеря, приходит в дом
Кросби уже в форме лейтенанта военно-воздушных сил Советского Союза. Хочется
пожелать исполнительнице не прекращать работу над образом, обратить внимание на
то, что в некоторых местах она еще отходит от правдивого жизненного разговора к
декламации. Особенно это заметно в сцене ее разговора с американским офицером
во время пребывания в лагере.
Роль мистера Гибсона,
американского бизнесмена, компаньона Артура Кросби, исполняет в спектакле один
из опытных участников художественной самодеятельности клуба Иван Степанович
Кучеров. Ему удалось показать весь цинизм, всю продажность натуры американского
дельца, которому безразлично, чем торговать: бензином, танками или
человеческими жизнями, лишь бы в конечном счете это наполняло его карманы
золотом.
Работник Дорпрофсожа
тов. Горюн создал запоминающийся образ работника советского посольства – майора
Маркова. Это сильный человек, опытный работник, хорошо знающий все уловки
врагов и умеющий разбивать их козни. С большим тактом и умением проводит т.
Горюн сцену "выяснения" ухода Тани, вызывая шумное одобрение зрительного
зала.
Тов. Мазановой
удалась, в основном, роль Энн Кросби, чопорной англичанки, еще не совсем
понимающей, что несет ее стране "союз" с Америкой, но уже задающей
себе этот вопрос. Следует заметить, что т. Мазановой удалось найти
разнообразные оттенки для рисунка изображаемого ею образа; то мы видим ее
несколько обескураженной в сцене, когда Таня с гордостью заявляет ей, что
Советский Союз – лучшая страна в мире; то она совершенно искренне думая, что
этим спасет престиж своей родины, взволнованно говорит мужу, что не станет
менять своих старых порядков в угоду гостю – американцу.
Есть в спектакле и
слабые стороны. Например, не совсем удачен в спектакле Артур Кросби
(исполнитель Н. Тиктинер). Роль проводится исполнителем слишком ровно, будто
все события, происходящие в его доме, не волнуют Кросби по-настоящему, задевают
только слегка, не вызывая никакой резкой реакции. Режиссеру следует продолжить
работу с исполнителем, помочь ему найти правильную линию поведения на сцене.
Исполнительница роли
Джен т. Бокова слишком уж остро внешне подчеркивает внутренние переживания
своей героини, а это только мешает правильному раскрытию образа.
Следует исправить
недостатки спектакля, обратив особое внимание на общение действующим лиц на
сцене, на диалог, учитывая неопытность исполнителей. Из-за этой неопытности
отдельные из них иногда не слушают друг друга, заботятся только о том, чтобы не
сбиться с текста самому.
Постановкой пьесы
Собко "За вторым фронтом" драматический коллектив клуба
железнодорожников показал свою настоящую творческую жизнеспособность. Хочется
пожелать коллективу и его руководителю тов. Чугунову дальнейших успехов.
Будет очень хорошо,
если Дорпрофсож сумеет организовать поездку коллектива со спектаклем "За вторым фронтом" по линии.
Железнодорожники с большим интересом, конечно, просмотрят работу своих
товарищей. Эта поездка будет служить и как бы наглядной агитацией за развитие
самодеятельного театрального искусства в клубах.
Г. Касаткина,
директор областного
Дома народного творчества".
("Советский Сахалин",
1952, № 26 (31, январь), с. 3).