"... Повсюду
славную святым своим трудом,
Чтоб, горе
позабыв, избыв беду былую,
Мы на
пожарищах воздвигли светлый дом".
75 лет назад
в СССР крестьяне Латвии шли в рижские театры, как в школу светлой, колхозной
жизни:
"Театр
Спектакли на
жизненные темы
Колхозной весной
называют в Латвии весну 1949 года. Именно в итог период крестьянство республики
бесповоротно и твердо стало на путь колхозной жизни.
К этой
важной теме обратились рижские театры, поставив пьесы латвийской писательницы
А. Бродэле "Учитель Страуме" (Государственный
театр драмы Латвийской ССР) в "Весна в селе Речном" (Государственный Художественный театр Латвийской ССР).
Большие,
правдивые события положены я основу пьесы "Учитель Сграуме". По предложению
демобилизованного коммуниста механика Эмиля Грива крестьяне начинают
строительство сельской электростанции. Выражая
стремления односельчан, простая крестьянская девушка Анна Гайгала становится инициатором
создания колхоза. Но в селе нашлись люди, олицетворяющие старое, проклятое
прошлое буржуазной Латвии. Председатель волисполкома болтун и саботажник Лапа и
скрывающийся под маской скромного учителя латвийский фашист Силманис пытаются
сорвать народные начинания, посеять в людях неверие в силы коллектива. В
самоотверженном труде, в преодоления трудностей, в борьбе с врагами и саботажниками
растут и закаляются люди латвийского села. Их духовный рост, преодоление
пережитков прошлого в их сознании составляют главную тему и основу
драматического конфликта спектакля.
Одной из центральных
его фигур является старый учитель Карл Страуме. Мир этого человека замкнут
классами школы и тихими комнатами его дома. Он сторонится кипучей жизни
односельчан, сторонится политики.
Но попытки
Страуме замкнуться в свой узкий мирок, отгородиться от всего окружающего ветхой
ширмой "аполитичности" терпят крах. Логика жизни, логика событий таковы, что все
честные люди становятся на сторону народного дела. Не без труда, не без
внутренней борьбы начинается прозрение Страуме. Старому учителю приходится
переоценивать многие ценности, преодолевать ошибки и заблуждения. И только
поняв, что народ, руководимый партией, стал едииственным, полновластным хозяином
своей судьбы, своего счастья, глубоко почувствовав, что политика партии в
деревне выражает кровные интересы народа, Страуме становится на путь активного
служения обществу.
Трудный и
сложный образ Страуме хорошо воплощен артистом К. Клетниеком, сумевшим показать,
что за суровой замкнутостью этого человека таятся большая внутренняя чистота и
душевность. Особенно удались артисту заключительные сцены. Искренне, с большой
сердечной теплотой звучат в спектакле слова Страуме об уроке, преподанном ему
жизнью.
Интересно
показан в спектакле образ механика, парторга волости—Эмиля Грива. Заслуженный
артист Латвийской ССР Р. Зандерсон передает его идейную убежденность, талант
организатора, неукротимую энергию.
Подлинной
героиней спектакля является дочь Страуме Астрида. Молодой артистке Л. Фрейман
удаюсь передать сложный рисунок этой роли, создать обаятельный образ предствительницы
новой, советской интеллигенции, человека передовых убеждений, благородной
мечты, горячего сердца.
Постановщик
спектакля, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР А. Амтман-Бриедит нашел
выразительные приемы для раскрытия идейной сущности пьесы. Это относится
главный образом к сценам в доме Страуме. И, хотя массовые сцены спектакля удались
режиссеру и коллективу в меньшей степени, спектакль в целом правдиво и
убедительно раскрывает большую и важную тему. Его ценность в жизненности, в
смелом раскрытии сложных процессов развития, в утверждении неодолимой силы нового,
за которым будущее.
Этой же теме
— борьбе между новым и старым, между нарождающимся и отмирающим, посвящен
спектакль "Весна в селе Речном". Он повествует о создании колхоза,
его первых шагах, его трудовых буднях, его первой весне.
Замечательных
людей села Речного — организатора колхоза, бывшего лейтенанта Яниса Лазда,
бригадира Зету, трактористку Марту, колхозника Салумса, его дочь Руту— показал
театр в этом спектакле. Бедняки и середняки села сплотились в крепкий, дружный
коллектив. Много трудностей встало перед молодым колхозом. И их преодолению
посвящают свое усилия эти люди.
Не сразу все
налаживается в артели "Речное". Некоторые ее члены еще
проявляют сомнения и колебания, еще есть лодыри, которым кажется, что в колхозе
можно работать не спеша. Но пример передовиков, страстная убежденность, энергия
и самоотверженность председателя артели большевика Лазда делают свое дело. Все
сильнее
прививаются ростки нового, социалистического отношения к труду и коллективной
собственности. Трактор, электростанция, то, о чем раньше, в раздробленных хозяйствах,
не могли и мечтать эти люди,— уже не предел. Познав силу коллективного труда,
его неограниченные возможности, люди строят широкие планы на будущее.
Пьеса глубоко
передает своеобразие колхозного строительства в республик, где еще не полностью
ликвидировали остатки эксплоататорских классов. В спектакле выведен бывший "серый барон" —кулак Бремзе.
Этот кровосос еше не оставил надежды, что наступят "другие времена". Всеми мерами он стремится разложить колхоз. Его методы не новы — слухи, подкуп,
запугивание, диверсия. Но он плохо понял сдвиги в сознании односельчан. Гневную
отповедь дает ему бывший батрак Салумс: "Колхоза испугался, прибежал сюда. Думал, пообещаешь мне лошадь,
чтобы борозду проложить, и я не пойду а колхоз. Боишься, как огня. Эх, ты,
глупец! Плохо придумал! Первым иду—понял?"
В сплоченности
коллектива — сила колхоза. Людям теперь не
страшны никакие Бремзе.
Никто их не остановит и не свернет с правильного пути. Растет и крепнет колхоз "Речное". В него приходят те, кто раньше проявлял
колебания ия неверие.
И когда колхоз
с успехом закончил весенние полевые работы, по-новому звучат песни
национального праздника "Лиго", ставшие
песнями первой колхозной весны.
"Весна в селе Речном" —первая пьеса о строителях
колхозной жизни, появившаяся в репертуаре латвийского Художественного театра.
Постановщик спектакля народный артист Латвийской ССР Эдуард Смильгис и талантливый
коллектив театра с честью выдержали это испытание. Ими создан яркий, правдивый,
оптимистический спектакль. Талантливые артисты театра Г. Ваздик, Р. Крейцум, В.
Крузе, А. Крауклис, Л. Жвигул создали живые, запоминающиеся образы людей
сегодняшней колхозной деревни. Спектакль этот проникнут дыханием жизни. Раскрывая идейный смысл процессов коллективизации,
он отвечает мыслям тысяч тружеников, которым большевистская партия и советская
власть указали пути новой жизни.
Неудивителен
тот успех, которым пользуется спектакль при выездах театра в уезды и волости
республики, где создали колхозов—дело сегодняшнего дня. Крестьяне идут в театр,
как в школу, школу светлой, колхозной жизни.
"Учитель Страуме" и "Весна в селе Речном" —боевые, нужные спектакли, остро и по-партийному
страстно поднимающие вопросы современной жизни республики. Эти спектакли —свидетельство творческого роста театров, их борьбы за
актуальный, советский репертуар, за правдивость и народность театрального
искусства, за его развитие по пути социалистического реализма.
Д. Писаревский".
("Правда",
1949, № 177 (26 июня), с. 3).