"...Седой, зобастый,
круглоглазый,
И в крылья голову вжимал".
60 лет назад в СССР главной
и самой яркой мыслью обычно являлась мысль о неразрывной связи партии с народом:
«Кино
На экране советская
пьеса
«Коммунист – ведущая
фигура в нашей жизни. Он должен стать и ведущим образом в наших произведениях»,
- говорил А. Корнейчук в одном из своих выступлений в печати. Эта формула стала
символом творчества талантливого советского драматурга. Созданные им образы
коммунистов Макара Дубравы, Натальи Ковшик, Береста, Чеснока, Кузьмы Рыжкова
воплощает в себе лучшие качества советского человека, наделены мужеством,
внутренней силой и убежденностью, отличаются кристальной душевной чистотой.
Именно таким
нарисовал Корнейчук и героя своей пьесы «Крылья» - секретаря обкома партии
Ромодана. В этой пьесе вдохновенно и правдиво показана огромная воспитательная
работа партии, ее роль в решении актуальных проблем современности. Партия и ее
лучшие представители составляют душу этого произведения. Не случайно завязкой
действия пьесы является приезд Ромодана в область, а основой содержания
произведения – деятельность секретаря на новом месте, его борьба с рутиной и
косностью, которую он ведет рука об руку с народом.
Пьеса «Крылья»
снискала глубокую популярность у советского зрителя. Ее ставили на своих сценах
лучшие театральные коллективы страны. С успехом воплощена пьеса и в одноименном
фильме-спектакле, выпущенном киностудией «Мосфильм». В фильме снималась группа
актеров ордена Ленина Государственного Малого театра. Этот замечательный
творческий коллектив как нельзя лучше раскрыл глубокое идейное содержание
пьесы, показал ее художественные достоинства.
Успех фильма
определен, прежде всего, тонкой и правдивой обрисовкой образа Ромодана артистом
М. Царевым. Богатое внутреннее содержание этого человека раскрывается
постепенно. Внешне скромный, ничем не примечательный человек, он наделен
большой силой воли, прозорливостью и твердостью в действиях. Он сразу
разгадывает бюрократа в председателе облисполкома Дремлюге и начинает с ним
непримиримую борьбу. Материал пьесы позволил М. Цареву подчеркнуть чуткость и
любовное отношение секретаря обкома к простым советским труженикам. Артист
сумел провести эту мысль через весь фильм.
Постановщик фильма
К. Зубов и режиссер Татьяна Лукашевич осуществили постановку спектакля таким
образом, что главной и самой яркой мыслью явилась неразрывная связь партии с
народом в борьбе за выполнение задач коммунистического строительства. В фильме
много массовых сцен. Зритель видит Ромодана на колхозных полях, среди
тружеников села. Вместе они решают наболевшие вопросы, вместе борются с
недостатками. В этих сценах раскрываются не только характер самого Ромодана, но
и образы рядовых колхозников.
Действующие лица
фильма делятся на две прямо противоположных группировки. Рядом с Ромоданом –
честные советские люди, живущие мыслью о благе Родины, упорно стремящиеся ко
всему новому, передовому, прогрессивному. Вот скромный садовник Самосад.
Призвав на помощь всю свою невеликую грамотность, он несколько дней тщательно
изучал директивы партии и после этого твердо решил уехать на работу в колхоз. С
большой убежденностью говорил этот простой человек о том, что ему от партии
никак отставать нельзя, и что в этом и состоит основная цель его жизни. Образ
Самосада мастерски нарисован артистом В. Дорониным и надолго запоминается
зрителю.
К числу
положительных персонажей относятся также сестра Ромодана Варвара (артистка С.
Фадеева) – простая колхозница, всей душой преданная своему делу; учительница
Горицвет, которая безустали печется о народном благе, несмотря на свои 85 лет.
Ее играет замечательная русская актриса А. Яблочкина, так хорошо известная
зрителю уже более полувека по ряду незабываемых образов.
Этим честным
советским труженикам противопоставлены образы морально неустойчивых,
аполитичных людей, погрязших в ошибках, живущих своими личными интересами и
мелкими страстишками. Эту группировку возглавляет зарвавшийся бюрократ и
себялюбец Дремлюга (артист М. Комиссаров). С приездом Ромодана кончаются
«золотые дни» дремлюгинских прихлебателей. Очень показательна в этом отношении
массовая сцена к колхозе, где читает лекцию горе-философ – секретарь обкома по
пропаганде Овчаренко (артист В. Хохряков). В течение трех
часов слушают
колхозники областного лектора, который пытается объяснить слушателям что такое
коммунизм с помощью одних только цитат и декларативных утверждений. Лектор не в
состоянии ответить ни на один из жизненно важных вопросов, поставленных
колхозниками. Лекция, оторванная от жизни, вызывает у слушателей чувство
возмущения и досады, и они высказывают их незадачливому лектору. Подоспевший
Ромодан сумел поправить это стихийно возникшее собрание, и вот уже живо и
страстно обсуждаются наболевшие вопросы, бичуются недостатки, строятся планы
будущего.
В фильме есть и
другие массовые сцены. В них особенно ярко сказывается народный характер пьесы
Корнейчука. Ведь главный ее герой – советский народ. Это он помогает Ромодану
распознать и убрать с дороги проходимцев и выскочек вроде «плодоовоща»
Терещенко (Н. Светловидов), это он, под руководством партии, осуществляет
важные государственные задачи. В фильме ярко показано влияние советской
действительности на формирование нового советского человека с присущей ему
передовой коммунистической моралью и нравственностью. Зритель глубоко
симпатизирует скромным труженикам, наделенным огромным душевным богатством,
большой любовью к своей стране.
Автор пьесы далеко
не идеализирует своих героев, не стремится сгладить противоречия жизни,
упростить человеческие отношения, обойти молчанием трудности роста и воспитания
людей. Ромодан, например, в свое время допустил ошибку по отношению к жене,
усомнившись в ее честности. Но он находит в себе силы признаться в этом.
Сюжет пьесы свободен
от излишних мелочей, действие развивается
последовательно и логично. Пьеса сравнительно небогата событиями, тем не
менее она предельно динамична, каждый эпизод характерен борьбой, действием. В
этом – одно из основных достоинств спектакля.
Большинство эпизодов
фильма сняты непосредственно в студии, на фоне декораций. Но операторы
использовали здесь и натурные съемки, и это во многом дополняет спектакль.
Появление
фильма-спектакля «Крылья» безусловно отрадное явление в жизни нашего советского
искусства. Зритель смотрит это произведение с большим вниманием и интересом.
Л. Александрова».
("Советский
Сахалин", 1956, № 247 (17, октябрь), с. 3).