"...Замутила, затуманила слеза".
50 лет назад
горько расплачивались за свои ошибки советские люди, попавшиеся на удочку лживой пропаганды:
"Простому
человеку здесь гибель..."
Международные
сионистские круги и правящая израильская верхушка начали недавно шумную
пропагандистскую кампанию "в поддержку" советских евреев, якобы желающих выехать в Израиль. Цель кампании — отвлечь внимание
международной общественности от тех преступлений, которые совершает израильская
военщина на оккупируемых арабских территориях. Вдохновители грязных
антисоветских инсинуации хотели бы приглушить голоса тех в Израиле, кто смело
выступает против израильской агрессии, за мир с арабскими странами, за
скорейшее выполнение ноябрьской резолюции Совета Безопасности ООН, разрешение
ближневосточного кризиса политическими средствами. А их с каждым днем
становится все больше.
Одновременно
радиостанции Тель-Авива и другие радиоцентры империалистических государств
расписывают на все лады "прелести" райской жизни на "земле обетованной"—в Израиле. Совсем иной кажется эта жизнь тем, которые уехали туда,
попавшись на лживые посулы.
Так
случилось, что жена грузинского еврея Рамиза Цкавзарадзе—Бенедикта (Валя)
покинула свое прежнее местожительство — город Махарадзе и вместе с детьми
Витей и Нателой уехала в Израиль. Вскоре оттуда начали приходить письма, полные
отчаяния и большого человеческого горя. Корреспонденты газеты "Вечерний Тбилиси" Г. Левин и В. Харазов
ознакомились с этими и многими другими письмами, присланными из Израиля в
Грузию. С разрешения адресатов они выступили с их обзором.
"Здравствуй,
Рамиз! – пишет В. Бенедикта мужу, - пишу второе письмо. Мама парализована, не
говорит, не шевелится. Работы нет, чем жить – не известно. В общем, мне осталось
только пристроить детей — и все... Можно распрощаться с жизнью...
Рамиз! Пожалей свое дитя, забери. Теперь я согласна отдать и одну дочь. Если для
меня вся жизнь кончена, то хоть спаси ее. Она очень больная, слабая. Здесь без
врачей дочь погибнет.
Ради ребенка
сделай что надо — устрой визу на возвращение в Советский Союз".
А ведь
Бенедикта выезжала в Израиль по приглашению родственников. Она рассчитывала,
что будет окружена заботой и вниманием и со стороны государства, и близких людей.
Но действительность опровергла все радужные надежды. Она оказалась покинутой и
заброшенной.
"Хожу, как
сумасшедшая,—пишет она.— Насчет родни — лучше не говори".
Многие
месяцы пришлось Бенедикте обивать пороги частных предпринимателей, чтобы
устроиться, наконец, на работу. И вот Рамиз получает очередное письмо.
"...Опишу
тебе вкратце мое положение. Что зарабатываю, уходит на уплату за
квартиру и свет. Всякие с нас еще налоги дерут: за что — не знаю. В общем,
влипли как кура в ощип.
Рамиз, напиши
письмо в газету "Комсомольская правда" от моего имени, что я прошу спасти моих детей, так как здесь они
вырастут в нищете и нечеловеческих условиях и потом они нужны Израилю только как солдаты против арабов. У
многих русских евреев здесь в войну погибли дети. А за что? За то, чтобы у
миллионеров было больше денег, а простому человеку здесь гибель. Справедливости
— нет. Целую".
В каждом
письме этой женщины — мольба помочь вернуться в Советский Союз.
Бенедикта
теперь оплакивает ею самою загубленную жизнь.
В этой
стране продаются даже... дети. Она так и пишет:
"Дают 30 тысяч за Нателу. В Израиле все продается и все покупается, начиная от дороги, по которой ходят и кончая детьми. Я уже не плачу — все
слезы кончились. Волосы поседели".
Быть может,
кое-кому покажется, что главная беда здесь в том, что одинокая женщина оказалась
в чужой стране, имея на руках парализованную старуху мать и двух детей? Но вот
не менее горькое письмо от людей, полных сил, здоровья и энергии. Вот что пишут
супруги Мария Герцман и Хаим Иосуб, переехавшие в 1967 году в Израиль:
"Коммунальные
и культурно-бытовые услуги у нас очень дороги. Транспорт, свет, вода, газ, кино
— все это в руках частных компаний. Медицинская помощь тоже. Даже обучение в
начальной школе стоит дорого, а об университете сыну рабочего и мечтать не приходится.
Здесь лишиться работы — значит стать нищим. Хаим жалеет, что приехал сюда.
Если бы была возможность вернуться а Советский Союз, мы, не задумываясь,
возвратились бы. Наши родные после стольких лет разлуки стали чужими. И вообще,
многие здесь эгоистичны, с человеком не
считаются".
Поддавшись в
свое время на удочку лживой пропаганды, эти люди совершили ошибки и сейчас
горько расплачиваются за них. Тяжело, трагически складывается судьба многих из
них.
Но есть и
такие, как братья Яков, Моше и Бенцион Михелашвили, выехавшие из Грузии в
Израиль в 1967 году. Прошлое их хорошо известно жителям Самтредского района.
Все трое занимались не общественно полезным трудом, а грязными делишками,
спекулировали. Уехав в Израиль, они нашли благодатную
почву для
спекуляций и со знанием дела советуют тем, кто собирается последовать их примеру:
"Везите с собой холодильники,
радиоприемники и телевизоры, фотоаппараты, велосипеды и мотоциклы, ковры, белье и стулья, столы, посуду и пух...
На всем этом
добре можно неплохо заработать... Запаситесь молитвенниками, сидурами и другой
религиозной литературой. Можно совершить хорошие сделки".
Видно,
только для таких, как братья Михелашвили, Израиль оказался "землей обетованной"-.
Г. Лебанидзе.
(Корр. "Правды").
г. Тбилиси".
("Правда",
1969, № 334 (30, ноябрь), с. 4).