среда, 30 ноября 2022 г.

"Мы славное имя его осеним..."

"... Крылами победных знамен.
Пусть, светлой любовью народа храним,
На радость нам здравствует он".
 

75 лет назад в СССР огромная отеческая любовь вождя к своему народу выражалась и в короткой суровой фразе:
"Театр
"Южный узел"
В Центральном театре Красной Армии с большим успехом идет пьеса Аркадия Первенцева "Южный узел". В основу пьесы положены подлинные события 
 освобождение Крыма. Товарищ Сталин в докладе о 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в следующих словах отметил победу, одержанную в 1944 году: "Третий удар был нанесен в апреле— мае этого года в районе Крыма, когда немецкие войска были сброшены в Черное море".
Автор пьесы преследовал благородную творческую цель — нарисовать художественную картину освобождения Крыма войсками 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии, показать гениальность сталинского военно-стратегического руководства, образы полководцев сталинской школы. С документальной точностью воспроизводя волнующие исторические события, А. Первенцев стремится к художественным обобщениям, стремится раскрыть духовную силу советских людей, величие и справедливость тех идей, которые воодушевляли их на борьбу и привели к победе.
Автор хорошо справился со своей задачей. Спектакль "Южный узел" — значительное, высокоидейное произведение. Постановщики спектакля А. Попов и А. Окунчиков и весь театральный коллектив вдумчиво п талантливо воплотили замысел автора.
Спектакль начинается прологом. 1942-й год. После упорного и долгого сопротивления участники героической обороны Севастополя покидают город. Слышны последние выстрелы.
— Мы еще вернемся к тебе, Севастополь! — говорит моряк, уходящий последним. Его слова звучат, как клятва...
И вот — осень 1943 года. С севера к Крыму подошли армии 4-го Украинского фронта. Гитлеровское командование стремится во что бы то ни стало удержать Крым. В Джанкое собрались генералы 17-й немецкой армии во главе с ее командующим Енекке. Енекке по поручению "фюрера" вручает рыцарский крест генералу Сиксту, переброшенному сюда с "атлантического вала". Немцы знают, что, пока они держат Крым, "мастера дешевых побед англо-саксы" не осмелятся высадиться на Ламанше. Вот почему "фюрер" бросает сюда своих лучших генералов и фортификаторов.
Но в состав армия Енекке, кроме собственно немецких частей, входят еще семь
румынских днвизий. Румыны обеспокоены 'поведением своих зарвавшихся хозяев. Дело в том. что, когда Гитлеру требовалось пушечное мясо, он обещал присоединить Крым к "Великой Румынии". Теперь эти обещания забыты.
На Крым жадно зарятся также и негласные союзники Гитлера —турки. После разгрома немцев под Сталинградом и на Курской дуге они уже не верят "фюреру" на-слово и засылают в штаб Енекке двоих дипломатов, чтобы выяснить действительное положение вещей.
Зритель становятся свидетелем грязной дипломатической возни, затеянной  вокруг Крыма в фашистско-империалистическом лагере, свидетелем наглой политики немцев, продажности румынских генералов, гнусной роли турецких представителей, жаждущих легкой поживы. Мы наглядно видим предательскую позицию Турции, пресмыкающейся перед фашистской Германией.
Вторая картина переносит зрителя в лагерь советских воинов. Перед нами люди, ведущие справедливую войну, люди, спасающие человечество от угрозы фашистского порабощения.
Село Отрада. Командный пункт 4-го Украинского фронта. Генералы Советской Армии собираются для разработки плана штурма Крыма. Здесь присутствуют командующий фронтом Ф. И. Толбухин (артист Н. Неронов), начальник  штаба, командующий воздушной армией, командующий артиллерией, командиры корпусов и дивизий и, наконец, представитель Ставки Верховного Главнокомандующего маршал А. М. Василевский (народный артист РСФСР Г. Васильев).
Советские военачальники понимают всю трудность и сложность предстоящей операции. Но они знают, что Крым должен быть освобожден от фашистских захватчиков, и Ф. И. Толбухин выражает общее настроение, когда говорит о том, что надо напрячь все силы, а Крым взять. Это будет подарок к празднику. К двадцать шестой годовщине Октября.
В это время сообщают, что у прямого провода товарищ Сталия. Маршал Василевский идет к аппарату. Все ждут, что скажет Верховный Главнокомандующий.
—Верховный поправил нас, товарищи, —сообщает вернувшийся Василевский. —Товарищ Сталин приказал прекратить все атаки, закрепиться на занятых рубежах и ожидать дальнейших указаний Ставки.
—А как же наш план? —спрашивает Толбухин.
—План не догма, —отвечает ему Василевский.
—А праздник? —спрашивает лихой командир Кубанской казачьей дивизии.
—Товарищ Сталин сказал: семьям воинов, погибших в результате нашей поспешности, в этот день праздника не будет.
Какая огромная отеческая любовь вождя к своему народу выражена в короткой, суровой фразе!
А . Первенцев создал пьесу в жанре исторической хроники. Оп выбрал трудный путь и, взяв реальные факты, реальных действующих лиц, широко показал суть больших исторических событий.
В этом особенно убеждает нас третья картина, действие которой развивается в Москве, в кремлевском кабинете И. В. Сталина.
Взвивается занавес, и перед зрителями возле своего рабочего стола стоит Иосиф Виссарионович Сталин. Народный артист РСФСР А . Хохлов, исполняющий эту роль, сумел передать обаяние близкого и дорогого каждому советскому человеку образа.
И. В. Сталин говорит о плане весеннего сева на 1944 год и, одобряя его в основном, указывает, что планом не учтены районы Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, Белоруссии, Правобережной Украины, Крыма, которые как-раз ко времени начала весеннего сева будут освобождены Красной Армией от фашистских захватчиков.
Ужо одно это замечание, сделанное ровным, спокойным тоном, показывает глубину предвидения и широту планов гениального полководца.
Товарищу Сталину докладывают о приезде маршала Василевского. В беседе с Василевским, в которой принимает участие также К. Е. Ворошилов, Иосиф Виссарионович раскрывает и уточняет план последовательных ударов по гитлеровской армии в наступающем 1944 году.
Крым—это лишь один из узлов грандиозного наступления. И тут зритель, перед которым раскрывается глубина сталинских замыслов, понимает, почему Главнокомандующий поправил командование 4-го Украинского фронта, планировавшее штурм Крыма в ноябре 1943 года.
—В умах немцев, отрезанных в Крыму, живет идея обороны, —говорит Иосиф Виссарионович. —Надо ликвидировать эту идею. Там должна созреть и созреет идея эвакуации. По моему мнению, сигнал к штурму Крыма надо подать в тот момент, когда войска Малиновского завяжут бои непосредственно за Одессу.
Сцена в кабинете товарища Сталина— центральная в спектакле. Она является главной, не только потому, что определяет весь сюжет пьесы, не только по значимости материала, но и по художественной правде, с которой драматург и театр рисуют перед зрителем облик И. В. Сталина.
Точно и строго воссоздавая исторические события, А. Первенцев хорошо показал образы рядовых советских людей — солдат Степанюка, Аржанова, Вершкова и черноморца Чмыгу, проявляющих ум, смекалку, чувство юмора. Говорят они сочным, образным языком.
Зритель с интересом следит за ними на протяжении всего спектакля. Эти люди не придуманы автором. Они взяты из жизни. Мы видели таких солдат в окопах Сталинграда, на Курской дуге, под Киевом.
Глядя на этих солдат и матросов, зритель еще отчетливее понимает, как неразрывно связаны сталинские планы с непосредственными исполнителями этих планов. Прямо из штаба фронта зритель переходит в окопы к солдатам и ясно видит, что идеей освобождения Крыма живут все — от маршала до солдата.
Последние картины, посвященные штурму Сапун-горы, штурму Севастополя, идут в напряженном темпе. Следует отметить яркость и красочность этих сцен. Художник спектакля заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Шифрин щедро изобразил картины весеннего Крыма.
Спектакль заканчивается волнующим эпизодом. Советские солдаты вернулись в родной героический Севастополь. Над колоннадой на Графской пристани взвивается боевое советское знамя. Триумфально завершен значительный этап истории Великой Отечественной войны.
Театр и драматург одержали большую творческую победу.
В. Полторацкий".
("Известия", 1947, № 283 (2 декабря), с. 2).

вторник, 29 ноября 2022 г.

"Гвардеец, парень бравый, примерным в роте был..."

"... Он верою и правдой
Отчизне послужил.
"Куда поехать надо?" –
Давно решен вопрос.
Он говорит солдатам:
– Поеду в свой колхоз.
Водил тягач умело
В учебную страду.
Мне есть в колхозе дело –
Я трактор поведу.
Готовый в путь вздыхает
Всей грудью паровоз.
Солдаты провожают
Товарища в колхоз".
  

35 лет назад в СССР приближался очередной сезонный пик воинских перевозок:
"К месту службы и обратно
В эти дни на вокзалах и в аэропортах очередной час пик. Можно видеть группы молодых ребят в сопровождении офицеров — новобранцев везут на службу. Домой возвращаются те, кто отслужил. И редкий день обходится без звонка в редакцию от родителей. Некоторые проблемы, связанные, скажем , с Аэрофлотом, вызваны, как мы выяснили, нетерпением самих солдат. Другие, например железнодорожные, еще ждут своего решения.
Звонили из Перми. Читатель с горечью поведал: его сын, демобилизованный солдат, третий день не может вылететь из Омска домой — нет билетов.
Еще звонок — из Москвы. Мать одного из новобранцев рассказала: "Видели бы вы, как их везут. В вагонах—грязь, не хватает воды, теснота. У некоторых почему-то по приезде—синяки".
Мы набрали номер телефона начальника Центрального управления военных сообщений, генерал-лейтенанта Ю. Воронцова.
— Говорите, из Омска вылететь не может? — переспросил Юрий Константинович.— Сейчас дам команду, чтобы разобрались с этой историей. Одну минуту, не вешайте трубку...
— Часто ли к вам поступают такие сигналы?
— К сожалению, сейчас их немало. Приближается пик воинских перевозок. Как правило, готовимся к этим мероприятиям задолго. Но, случается, и офицеры нашей службы проявляют формализм. Бывает, что отпускники сидят по нескольку суток в аэровокзалах тех городов, где нет железной дороги. И все же подавляющая часть жалоб — необоснованная. Большинство демобилизованных с места отправления формируются в команды и следуют в эшелонах до так называемых пунктов распыления. Обычно это — крупные транспортные узлы. А оттуда уже добираются сами. В кармане у каждого из них — проездной документ — требование, по которому в воинской кассе вокзала им должны выдать билет на поезд. Но, поскольку ребятам не терпится домой, они устремляются в аэропорты. А билетов на самолет нет. Либо погода нелетная...
— Скажите, как обстоят дела с дисциплиной в воинских эшелонах?
— Если за молодым пополнением прибывают дисциплинированные, требовательные сержанты и офицеры, то можно гарантировать: в пути следования с дисциплиной будет все нормально. Контроль в пути, четко организованная патрульная служба в аэропортах, на железнодорожных станциях, в портах—гарантия порядка. ЧП, однако, случаются.
И еще хочу сказать вот о чем — иные призывники словно бы забывают о том, как надо вести себя: после них — выбитые стекла, порезанные диваны и матрацы, испорченное санитарно-техническое оборудование.
Кстати, только что мне сообщили об омской истории. Оказалось все точно так, как я и говорил вначале,— демобилизованный воин не мог достать билет на самолет, а должен был ехать поездом. Так что передайте его родным — пусть поспешат встречать. Записывайте рейс...
Рассказывает начальник вагонного участка среднеазиатского направления А. Яхиль:
— Скажу откровенно: мало кто из "вагонников" испытывает радость, когда узнает: требуются вагоны для перевозки, скажем, новобранцев.
Информацию такого рода получаем неожиданно, словно это великий секрет. Не успеваешь подготовиться — времени в обрез. Два-три вагона находишь из резерва. Понятно, что повышенным комфортом они не отличаются. И из других мест выделяют тоже по нескольку вагонов. Так из "резервистов" и формируется сборный поезд. Вид, скажу вам, у него аховый. Да и кто даст на такое дело хорошие вагоны. Видели бы, в каком состоянии их нам возвращают. Столы порезаны, стекла выбиты, форточки сорваны, поломанные унитазы. Все требует ремонта. И такое повторяется из года в год.
Еще штрих — сборные поезда следуют до конечных станций не спеша — вперемежку с грузовыми поездами. Ребята при этом испытывают массу неудобств.
Ведь пока вагоны в пути — за ними нет практически никакого контроля. Они как бы выпадают из поля зрения. Одно слово — сборный состав. Проводники не знают, где брать уголь, воду... Летом еще — ладно. А осенью или зимой?
Вот и получается заколдованный круг: одни не дают хорошие вагоны, зная, чем это закончится. Другие — не несут ответственности за их сохранность.
В. Щербань".
("Известия", 1987, № 335 (30 ноября, московский вечерний выпуск), с. 3).

понедельник, 28 ноября 2022 г.

"Зачехлено Гвардейское Знамя полка... "

"... Изваяньем застыл
Часовой у древка,
И полковник седой,
Боевой командир,
Коридором идя,
Вдруг оправил мундир".
 

65 лет назад в СССР хорошо шли со сцены стихи рядового Ананьина:
 
"В помощь коллективам художественной самодеятельности
Стихи рядового Ю. Ананьина
... Большевик
 
На элеваторе в суровый год,
Спасая голодающий народ,
Хлеб уложив в последний грузовик,
Голодной смертью умер большевик.
 
Лежит он в поле, как в село идешь.
Там холмик, а за ним все рожь и рожь...
И кажется, что рожь идет к холму,
Чтоб поклониться до земли ему".
 
("На боевом посту", Московский округ противовоздушной обороны, 1957, № 282 (30 ноября), с. 4).

воскресенье, 27 ноября 2022 г.

"Тот плывет на ледоколе..."

"... Этот пробует летать,
Тот еще в начальной школе
Книжки учится читать"
.


65 лет назад любили читать книги советские трудящиеся:
"Наши активные читатели
Трудящиеся любят читать книги. Они покупают их в магазине, берут для чтения в библиотеках. Только нашу библиотеку посещает ежедневно 75-100 человек. Многие из них нынче уже прочитали до шестидесяти семи книг. Пенсионер Федор Кондратьевич Быков прочитал такие книги, как Дымова "Табак", Лазарова "Осиное гнездо", Линькова "Отважные сердца" и другие. Пенсионерка Фаина Алексеевна Леонтьевна-Малкова "По родному краю", Петрова "Кондрат Булавин", Письменного "Приговор" и другие.
Екатерина Петровна Попова интересуется художественной литературой и книгами по астрономии. Опарин "Жизнь во вселенной", Комаров "Как астрономы изучают небесные тела", Сытинская "Есть ли жизнь на других планетах", и другие прочитаны Поповой.
Много читают технормировщик МТС К. С. Кондратьев, рабочий затона И. Попов, учащиеся средней школы Галя Кирилловская, Зоя Седунова, Зина Попова, Дэля Котова, Лида Воробьева и другие.
А. Шкарина, зав. абонементом райбиблиотеки".
("Ленинское знамя", Тотьма, 1957, № 140 (27 ноября), с. 4).

суббота, 26 ноября 2022 г.

"На воинский долг не влияет погода..."

"... Любовь наша к делу – огня горячей.
И вот уж локаторы в даль небосвода
Вонзились клещами незримых лучей
".


65 лет назад в СССР отлично организован был досуг рядового и сержантского состава:
"В несколько строк
... В клубе нашей части прошел кинофестиваль на тему "Бдительность – закон жизни воина Советской Армии". Солдаты и сержанты просмотрели кинокартины: "Тень у пирса", "Случай с ефрейтором Кочетковым", "Вихри враждебные" и другие.
Младший сержант Н. Худяков.
                                             ***
Содержательную беседу о международном положении провел с воинами нашего подразделения старший лейтенант Маловечкин. Офицер подробно рассказал о происках американских империалистов на Среднем Востоке и призвал воинов повысить бдительность.
Рядовой В. Шереверов".
("На боевом посту", Московский округ противовоздушной обороны, 1957, № 279 (27 ноября), с. 2).

пятница, 25 ноября 2022 г.

"Что я тебе отвечу на обман?.."

 "... Что наши встречи давние у стога?
Когда сбежала ты в Азербайджан,
Не говорил я "Скатертью дорога!"
 

35 лет назад в СССР слушал порой иностранные передачи по радио житель Макеевки Ю. П. Хмель:
"Письмо в редакцию
Непорядочно, господа!
В канун советско-американской встречи на высшем уровне бросается в глаза активизация на политической арене США пестрых, порой достаточно влиятельных сил, которым вообще не по душе любое изменение к лучшему в отношениях между обеими странами. Громко звучит в хоре недоброжелателей "Голос Америки". Этому и другим подобным радиорупорам адресовал свое открытое письмо житель Макеевки Ю. П. Хмель.
Не знаю даже, как обратиться. У нас общепринято обращение — товарищи. Но какие вы нам товарищи?! Итак, господа, а вернее — слуги господ! К вам обращается обыкновенный, беспартийный гражданин Советской страны.
Я порой слушаю ваши передачи. Мне интересно знать, что думают и говорят недоброжелатели о нашем государстве. Ловко вы умеете ставить все с ног на голову, а также белое делать черным, а черное—белым. Не буду голословным и остановлюсь на наиболее навязчивых ваших материалах.
В своих передачах вы рисуете нашу страну этакой агрессивной красной империалистической державой, которая спит и видит, как закабалить весь мир и насадить повсюду свой строй. А вот военные приготовления в США и других государствах НАТО, в Японии рисуются как вынужденные оборонные мероприятия для сдерживания "советской угрозы".
Кто же кого сдерживает? Именно само существование сильного Советского Союза сдерживает реализацию вынашиваемых в Вашингтоне планов мирового господства. Да будь мы слабые, давно бы империалисты, как стая волков, набросились бы на нас. Но боятся — знают, что их ожидает ответный сокрушительный удар.
Полагаю, знают они и о том, что развязывание ядерной войны равносильно самоубийству. Толстосумы Запада на это не пойдут. Но и то правда, что никто не даст стопроцентной гарантии, что не может быть ошибки в компьютерной системе, что не произойдет иная трагическая случайность.
Вот почему мы за полное запрещение и уничтожение всего ядерного оружия — этого дамоклова меча над человечеством.
Пойдем дальше. В ваших передачах часто раздаются голоса о закрепощении русской культурой культур других национальностей  СССР. Какая ерунда! Увидели бы вы, какая у нас многоликая национальная культура! Чукчи, эскимосы, эвенки, уйгуры и многие другие, которые до Советской власти не имели и письменности, ныне располагают национальными театрами, не говоря уже об ансамблях.
Вы плачете: происходит, мол, русификация украинцев, белорусов. Так вот, заявляю, я, украинец, одинаково владею русским и украинским языками, причем книги читаю больше на украинском языке. Мой зять говорит исключительно на украинском языке, а дочь—на русском. И никого это не смущает. У нас нет языкового барьера. Мы одинаково ценим и любим культуру других народов, что обогащает нас.
У моей семьи есть друзья среди грузин, русских, молдаван, лезгин и азербайджанцев. Вам, видно, так и не понять, что же такое содружество наций, а следовательно, и силу этого содружества. Конечно, есть еще скрывающиесл по темным углам националисты, недобитые прихвостни фашистов. Их идеологические наставники пасутся у ваших же кормушек.
Вы часто ковыряетесь в рубрике "Глядя в прошлое". Вот, мол, в России в конце 20-х и начале 30-х годов массовой была смерть от голода. Это вы сейчас словно сострадаете, а тогда предрекали всем нам скорую гибель.
Вы с упоением говорите об эмиграции евреев из СССР. (Правда, раньше говорили больше). Что ж, действительно находились и находятся такие, которым мил мир дельцов. Мир, в котором, как им казалось, они все сразу станут миллионерами. Но что осталось от надежд? Сколько их, хлебнувших "свободы" западного образца, теперь обивают пороги наших посольств на Западе и слезно умоляют разрешить им вернуться в СССР! И если есть еще желающие покинуть пределы нашей страны, то мы скажем: "Скатертью дорога!" Честный труженик не побежит с земли, которая его вспоила и вскормила.
В передачах вы твердите о правах человека, которые якобы ущемляются в СССР. Неправда! У нас строго соблюдается Всеобщая декларация прав человека. У нас нет безработицы, каждый гражданин имеет право на жилье, образование, на труд и на отдых. В старости все обеспечиваются пенсиями, причем даже в более раннем возрасте, чем в других странах.
В передачах вы часто смакуете с этакой издевкой имеющиеся у нас недостатки, неполную обеспеченность некоторыми товарами. Это мы знаем и сами, не скрываем этого и боремся за устранение собственных бед и трудностей.
Вы хотите убедить нас в том, что США не желают никому зла, а только отстаивают свои интересы и защищают свободу других народов. Какую свободу вы несете народам, мы знаем. Во Вьетнаме есть целые районы, которые еще десятилетия не смогут вернуться к жизни. Это мертвые, жуткие, изуродованные земли — дело рук американской военщины. И если США "отстаивают" свои интересы за тысячи километров от своих границ, нашпиговали все континенты военными базами, то позвольте нам отстаивать собственные интересы хотя бы в пределах наших границ!
Еще остановлюсь на вашей рубрике о терроризме. Эта тема часто звучит в ваших передачах. Вы говорите нам, что США только и занимаются тем, что борются с терроризмом во всех его проявлениях. Смех да и только! Мы не такие дальтоники, чтобы не отличить черное от белого.
Почему не вспомнить акты государственного терроризма последних лет, проведенные Вашингтоном на мировой арене? Вспомните—на Гренаде, в Ливии, Никарагуа.
Так что, как говорится, перестаньте заливать! Это именно США бегают по свету, размахивая дубинкой. Видите ли, они наказывают непослушных. Спрашивается: по какому праву? Почему другие народы должны жить по вашим законам?
Кто же, ответьте, кто дал вам право чернить наш народ, сочинять о нас небылицы? Это нечистоплотно, непорядочно!
Ю. Хмель.
Бывший рабочий, ныне пенсионер.
г. Макеевка,
квартал Шахтерский".
("Правда", 1987, № 330 (26 ноября), с. 5).

четверг, 24 ноября 2022 г.

"Мы учимся на стройках и в колхозах..."

"... Родным идеям партия верны.
Не устрашат нас злобные угрозы
Заморских поджигателей войны"
.


 
70 лет назад в СССР драматическое действие не всегда получало музыкальное воплощение:
"Театр
"Самое заветное"
Новая музыкальная комедия композитора В. Соловьева-Седого
Музыкальная комедия пользуется большим успехом у советского зрителя. Лучшие произведения этого жанра привлекают четкостью и остротой характеристик, элементами злободневной сатиры, хорошим юмором, ярким и доступным музыкальным языком.
Однако наши драматурги и композиторы еще мало создают веселых и жизнерадостных музыкальных комедий на современные теми. Никчемные, чисто  развлекательные пустячки, повторяющие шаблоны "венской оперетты", или унылые и по драматургии и по музыке спектакли, состряпанные по рецептам "теоретиков" бесконфликтности, решительно отвергались советским зрителем, чьи требования к искусству неизмеримо выросли.
Советский зритель хочет видеть на сценах театров музыкальной комедии спектакли, в которых ярко и увлекательно, всеми средствами, доступными этому жанру, было бы рассказано о жизни советских людей, правдиво показаны их характеры. Он ждет жизнерадостных, веселых произведений этого жанра, в которых остроумное слово сочеталось бы с задушевной и задорной музыкой, с колоритными танцами.
К числу удачных, хотя еще и робких попыток внести некоторое оживление в жанр музыкальной комедии следует отнести спектакль "Самое заветное", поставленный недавно Московским театром оперетты.
Композитор В. Соловьев-Седой, драматурги В. Масс и М. Червинский, режиссер И. Туманов и коллектив театра сумели поэтично рассказать о жизни и труде советских людей.
"Самое заветное" —это пьеса о наших днях. Идея ее проста и понятна: надо уметь сочетать в своей жизни личное и общественное, быть строгим к себе и своим товарищам.
Всем, на первый взгляд, хорош передовой комбайнер, герой пьесы Павел Куликов. Кажется, что он искренне любит Настю Макарову —студентку сельскохозяйственного института. Но по мере развития действия зритель убеждается, что любовь Павла к Насте эгоистична. Именно этим объясняются его настойчивые попытки уговорить Настю бросить институт. Друзья, мать Насти —Елизавета Александровна —вмешиваются в судьбу влюбленной пары. Они стремятся доказать, что Павел Куликов неправ. На этой почве и возникают столкновения, создаются комедийные положения. В пьесе подчеркивается самовлюбленность Павла, который кичится своими успехами в труде, пытается  оградить себя от справедливой товарищеской критики.
Пьеса В. Масса и М. Червинского имеет и существенные недостатки. Вокруг главного конфликта нагромождено немало бледных, незначительных эпизодов, которые замедляют развитие действия. Особенно растянут первый акт. Недостаточно образен язык положительных персонажей: переживания героев пьесы получают порой мелодраматическую окраску.
Лирическая музыка В. Соловьева-Седого мелодична, песенна. Она углубляет характеристики героев, придает спектаклю настоящую взволнованность. Это большое достоинство новой музыкальной комедии. Хор "Споемте, девушки", хорошо известная песня "Закурю-ка, что ли, папиросу я", задорная, полная лукавого юмора песенная перекличка трех парней и трех девушек "Вот вы подумайте, ребята", жизнерадостная песня о Москве, отдельные арии и дуэты выразительно передают атмосферу подлинной жизни, задушевные мысли и чувства героев.
Следует, однако, упрекнуть композитора в том, что он не использовал до конца возможностей жанра. Драматическое действие не всегда получает музыкальное воплощение, нередко музыка лишь иллюстрирует драматические сцены, не развивает последовательно музыкальные характеристики ряда образов. В музыке особенно выразительно воплощены лирические темы пьесы. Здесь В. Соловьев-Седой оригинален и самобытен. Музыкальное решение других тем слабее.
Спектакль поставлен театром интересно, с живой выдумкой. В нем немало творческих удач. Прежде всего хочется отметить игру В. Володина в роли сельского почтового работника. Есть подкупающая задушевность, чистота в созданном им сценическом обрезе Тютюкина —простого советского человека, скромного и душевного, добросовестного в делах и искреннего в чувствах. В этой сравнительно небольшой роли с новой силой раскрылся комедийный талант актера.
В спектакле выступает молодежь. Молодые актеры А. Котова (Зина) и А. Пиневич (Вася) передают прекрасные душенные качества своих кроев, их игра непосредственна, свежа, она может служить примером того, как надо создавать в жанре музыкальной комедии живые характеры наших современников.
Есть в спектакле небольшая роль сельского шофера-механика Евдокии —обаятельной, постоянной в своих чувствах женщины. А. Степанова нашла верный актерский рисунок для этого образа и несколькими живыми штрихами сумела создать в эпизодической роли яркий комедийный характер. Хорошее впечатление оставляет игра Е. Лебедевой и В. Юнаковской в роли председателя колхоза "Заветное" Елизаветы Александровны.
Особое внимание зрителей привлекает фигура Кондратия Клякушева. В нем драматурги верно подчеркнули черты некоторых любителей легкой жизни, фальшивых людей. Клякушев по-настоящему смешон в своих тщетных попытки найти тепленькое местечко, чтобы зажить праздной и "спокойной" жизнью. С этой целью он переменил десятки городов и должностей. Особенно выпукло проступают черты его характера на фоне трудовой обстановки, в которой живут колхозники и приехавшие на каникулы в "Заветное" студенты. Клякушев постоянно вызывает в зрительном зале иронический смех глупостью и ограниченностью своих рассуждении. Ярко комический актер В. Алчевский в основном правильно выделил сатирические черты в обрисовке характера этого приспособленца. Надо лишь пожелать актеру избавиться от примелькавшихся приемов, которыми он рисует внешний облик Клякушева. Это придаст характеристике героя большую остроту и индивидуальность.
По спектаклю "Самое заветное" можно сделать ряд серьезных критических замечаний, имеющих значение для развития советской оперетты. Прежде всего нужно более полно использовать  возможности жанра, не подавлять особенностей музыкальной комедии. Хочется пожелать, чтобы из музыкальной комедии никогда не уходили, не заглушались в ней веселье, жизнерадостность, смех, яркий танец.
Высокие требования следует предъявлять ко всем жанрам искусства, в том числе и к музыкальной комедии. К сожалению, актеры—исполнители основных ролей в пьесе "Самое заветное" В. Зарубеевавел Куликов) и И. Кудрявцева (Настя) не смогли полностью справиться со своей задачей.
И. Кудрявцева —актриса с хорошими вокальными данными. Но ей не удалось сценически выразительно раскрыть многогранный характер своей героини. Исполнительница статична, ее игра не всегда убеждает зрителя. Актриса не находит нужных красок для образа Насти Макаровой.
В. Зарубеев в роли Павла Куликова достигает известного драматизма. В некоторых эпизодах, особенно в последней картине спектакля, актер убедительно показывает душевные переживания героя комедии. Однако музыкальная  характеристика образа дана им слабо, однолинейно.
Московский театр оперетты настойчиво борется за создание советской музыкальной комедии. Спектакль "Самое заветное" еще раз убеждает в том, что и о важных, серьезных делах можно рассказывать в веселом, поэтичном, занимательном представлении.
Ю. Иващенко".
("Правда", 1952, № 329 (24 ноября), с. 3).

среда, 23 ноября 2022 г.

"Тот, кто честен,— с вами..."

"... Ваше небо — над нами.
Грянет беда — прикроем
Кубу сердцами"
.


 
60 лет назад советские люди разговаривали с наглыми палачами уверенно и грубо:
 
"Литературная страница
В. Рванин
Пусть будут лица радостны
 
Пусть будут лица радостны вовек
Под солнцем, согревающим планету,
Пусть будет счастья, радости и света
Исполнен настоящий человек.
 
Под гул войны, под рваный дым пожарищ
Черствеют люди телом и душой,
Пусть на земле, обильной и большой,
Не будет слез и горестей, товарищ!
 
Кипит в Америке работа.
Цель ясна,
Открыта жадно капитала пасть.
Хотя не под эмблемой свастик,
А суть ее по-прежнему – война.
 
Но мир не тот. Уверенно и грубо
Сказали люди наглым палачам:
Довольно вам оружием бренчать.
Мы не потерпим. Руки прочь от Кубы!"
 
Пусть будут лица радостны вовек
Под солнцем, согревающим планету,
Пусть будет счастья, радости и света
Исполнен настоящий человек".
 
("Ленинское знамя", Тотьма, 1962, № 89 (24 ноября), с. 3).

вторник, 22 ноября 2022 г.

"У пушек и точных приборов..."

"... И в небе Отчизны родной
Мы – стражи воздушных просторов
Несем караул боевой".
 

65 лет назад в СССР дороги к должностям придурков были открыты и перед рядовыми:
"Старательный каптенармус
С самого утра до позднего вечера заняты делом солдаты нашего подразделения. На занятиях в классе, на тренировках у орудий добиваются они новых успехов в боевой и политической подготовке.
Настойчиво трудится и наш каптенармус рядовой Мотин. Работы у него не меньше, чем у любого зенитчика. Ранним утром он наводит порядок в каптерке, беспокоится о ремонте нашей обуви и обмундирования. И так целый день. Когда ни заглянешь к нему – всегда в каптерке чистота и порядок. Недаром за ревностную службу, за поддержание образцового порядка в подразделении ему был предоставлен краткосрочный отпуск с поездкой на родину.
Сейчас рядовой Мотин готовится к увольнению в запас. Его место займет рядовой Еремей. Этот солдат старается перенять опыт старослужащего воина, чтобы стать таким же заботливым, умелым каптенармусом, как и рядовой Мотин.
Младший сержант Б. Горев".
("На боевом посту", Московский округ противовоздушной обороны, 1957, № 275 (22 ноября), с. 2).