"... Крылами
победных знамен.
Пусть, светлой любовью народа храним,
На радость нам здравствует он".
Пусть, светлой любовью народа храним,
На радость нам здравствует он".
75 лет назад в СССР огромная отеческая любовь вождя к своему народу выражалась и в короткой суровой фразе:
"Театр
В Центральном театре Красной Армии с большим успехом идет пьеса Аркадия Первенцева "Южный узел". В основу пьесы положены подлинные события — освобождение Крыма. Товарищ Сталин в докладе о 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в следующих словах отметил победу, одержанную в 1944 году: "Третий удар был нанесен в апреле— мае этого года в районе Крыма, когда немецкие войска были сброшены в Черное море".
Автор пьесы
преследовал благородную творческую цель — нарисовать художественную картину
освобождения Крыма войсками 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской
армии, показать гениальность сталинского военно-стратегического руководства, образы
полководцев сталинской школы. С документальной точностью воспроизводя волнующие
исторические события, А. Первенцев стремится к художественным обобщениям, стремится
раскрыть духовную силу советских людей, величие и справедливость тех идей,
которые воодушевляли их на борьбу и привели к победе.
Автор хорошо справился со своей задачей. Спектакль "Южный узел" — значительное, высокоидейное произведение. Постановщики спектакля А. Попов и А. Окунчиков и весь театральный коллектив вдумчиво п талантливо воплотили замысел автора.
Спектакль начинается прологом. 1942-й год. После упорного и долгого сопротивления участники героической обороны Севастополя покидают город. Слышны последние выстрелы.
— Мы еще вернемся к тебе, Севастополь! — говорит моряк, уходящий последним. Его слова звучат, как клятва...
И вот — осень 1943 года. С севера к Крыму подошли армии 4-го Украинского фронта. Гитлеровское командование стремится во что бы то ни стало удержать Крым. В Джанкое собрались генералы 17-й немецкой армии во главе с ее командующим Енекке. Енекке по поручению "фюрера" вручает рыцарский крест генералу Сиксту, переброшенному сюда с "атлантического вала". Немцы знают, что, пока они держат Крым, "мастера дешевых побед англо-саксы" не осмелятся высадиться на Ламанше. Вот почему "фюрер" бросает сюда своих лучших генералов и фортификаторов.
Но в состав армия Енекке, кроме собственно немецких частей, входят еще семь
румынских днвизий. Румыны обеспокоены 'поведением своих зарвавшихся хозяев. Дело в том. что, когда Гитлеру требовалось пушечное мясо, он обещал присоединить Крым к "Великой Румынии". Теперь эти обещания забыты.
На Крым жадно зарятся также и негласные союзники Гитлера —турки. После разгрома немцев под Сталинградом и на Курской дуге они уже не верят "фюреру" на-слово и засылают в штаб Енекке двоих дипломатов, чтобы выяснить действительное положение вещей.
Зритель становятся свидетелем грязной дипломатической возни, затеянной вокруг Крыма в фашистско-империалистическом лагере, свидетелем наглой политики немцев, продажности румынских генералов, гнусной роли турецких представителей, жаждущих легкой поживы. Мы наглядно видим предательскую позицию Турции, пресмыкающейся перед фашистской Германией.
Вторая картина переносит зрителя в лагерь советских воинов. Перед нами люди, ведущие справедливую войну, люди, спасающие человечество от угрозы фашистского порабощения.
Село Отрада. Командный пункт 4-го Украинского фронта. Генералы Советской Армии собираются для разработки плана штурма Крыма. Здесь присутствуют командующий фронтом Ф. И. Толбухин (артист Н. Неронов), начальник штаба, командующий воздушной армией, командующий артиллерией, командиры корпусов и дивизий и, наконец, представитель Ставки Верховного Главнокомандующего маршал А. М. Василевский (народный артист РСФСР Г. Васильев).
Советские военачальники понимают всю трудность и сложность предстоящей операции. Но они знают, что Крым должен быть освобожден от фашистских захватчиков, и Ф. И. Толбухин выражает общее настроение, когда говорит о том, что надо напрячь все силы, а Крым взять. Это будет подарок к празднику. К двадцать шестой годовщине Октября.
В это время сообщают, что у прямого провода товарищ Сталия. Маршал Василевский идет к аппарату. Все ждут, что скажет Верховный Главнокомандующий.
—Верховный поправил нас, товарищи, —сообщает вернувшийся Василевский. —Товарищ Сталин приказал прекратить все атаки, закрепиться на занятых рубежах и ожидать дальнейших указаний Ставки.
—А как же наш план? —спрашивает Толбухин.
—План не догма, —отвечает ему Василевский.
—А праздник? —спрашивает лихой командир Кубанской казачьей дивизии.
—Товарищ Сталин сказал: семьям воинов, погибших в результате нашей поспешности, в этот день праздника не будет.
Какая огромная отеческая любовь вождя к своему народу выражена в короткой, суровой фразе!
А . Первенцев создал пьесу в жанре исторической хроники. Оп выбрал трудный путь и, взяв реальные факты, реальных действующих лиц, широко показал суть больших исторических событий.
В этом особенно убеждает нас третья картина, действие которой развивается в Москве, в кремлевском кабинете И. В. Сталина.
Взвивается занавес, и перед зрителями возле своего рабочего стола стоит Иосиф Виссарионович Сталин. Народный артист РСФСР А . Хохлов, исполняющий эту роль, сумел передать обаяние близкого и дорогого каждому советскому человеку образа.
И. В. Сталин говорит о плане весеннего сева на 1944 год и, одобряя его в основном, указывает, что планом не учтены районы Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, Белоруссии, Правобережной Украины, Крыма, которые как-раз ко времени начала весеннего сева будут освобождены Красной Армией от фашистских захватчиков.
Ужо одно это замечание, сделанное ровным, спокойным тоном, показывает глубину предвидения и широту планов гениального полководца.
Товарищу Сталину докладывают о приезде маршала Василевского. В беседе с Василевским, в которой принимает участие также К. Е. Ворошилов, Иосиф Виссарионович раскрывает и уточняет план последовательных ударов по гитлеровской армии в наступающем 1944 году.
Крым—это лишь один из узлов грандиозного наступления. И тут зритель, перед которым раскрывается глубина сталинских замыслов, понимает, почему Главнокомандующий поправил командование 4-го Украинского фронта, планировавшее штурм Крыма в ноябре 1943 года.
—В умах немцев, отрезанных в Крыму, живет идея обороны, —говорит Иосиф Виссарионович. —Надо ликвидировать эту идею. Там должна созреть и созреет идея эвакуации. По моему мнению, сигнал к штурму Крыма надо подать в тот момент, когда войска Малиновского завяжут бои непосредственно за Одессу.
Сцена в кабинете товарища Сталина— центральная в спектакле. Она является главной, не только потому, что определяет весь сюжет пьесы, не только по значимости материала, но и по художественной правде, с которой драматург и театр рисуют перед зрителем облик И. В. Сталина.
Точно и строго воссоздавая исторические события, А. Первенцев хорошо показал образы рядовых советских людей — солдат Степанюка, Аржанова, Вершкова и черноморца Чмыгу, проявляющих ум, смекалку, чувство юмора. Говорят они сочным, образным языком.
Зритель с интересом следит за ними на протяжении всего спектакля. Эти люди не придуманы автором. Они взяты из жизни. Мы видели таких солдат в окопах Сталинграда, на Курской дуге, под Киевом.
Глядя на этих солдат и матросов, зритель еще отчетливее понимает, как неразрывно связаны сталинские планы с непосредственными исполнителями этих планов. Прямо из штаба фронта зритель переходит в окопы к солдатам и ясно видит, что идеей освобождения Крыма живут все — от маршала до солдата.
Последние картины, посвященные штурму Сапун-горы, штурму Севастополя, идут в напряженном темпе. Следует отметить яркость и красочность этих сцен. Художник спектакля заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Шифрин щедро изобразил картины весеннего Крыма.
Спектакль заканчивается волнующим эпизодом. Советские солдаты вернулись в родной героический Севастополь. Над колоннадой на Графской пристани взвивается боевое советское знамя. Триумфально завершен значительный этап истории Великой Отечественной войны.
Театр и драматург одержали большую творческую победу.
В. Полторацкий".
("Известия",
1947, № 283 (2 декабря), с. 2).
Автор хорошо справился со своей задачей. Спектакль "Южный узел" — значительное, высокоидейное произведение. Постановщики спектакля А. Попов и А. Окунчиков и весь театральный коллектив вдумчиво п талантливо воплотили замысел автора.
Спектакль начинается прологом. 1942-й год. После упорного и долгого сопротивления участники героической обороны Севастополя покидают город. Слышны последние выстрелы.
— Мы еще вернемся к тебе, Севастополь! — говорит моряк, уходящий последним. Его слова звучат, как клятва...
И вот — осень 1943 года. С севера к Крыму подошли армии 4-го Украинского фронта. Гитлеровское командование стремится во что бы то ни стало удержать Крым. В Джанкое собрались генералы 17-й немецкой армии во главе с ее командующим Енекке. Енекке по поручению "фюрера" вручает рыцарский крест генералу Сиксту, переброшенному сюда с "атлантического вала". Немцы знают, что, пока они держат Крым, "мастера дешевых побед англо-саксы" не осмелятся высадиться на Ламанше. Вот почему "фюрер" бросает сюда своих лучших генералов и фортификаторов.
Но в состав армия Енекке, кроме собственно немецких частей, входят еще семь
румынских днвизий. Румыны обеспокоены 'поведением своих зарвавшихся хозяев. Дело в том. что, когда Гитлеру требовалось пушечное мясо, он обещал присоединить Крым к "Великой Румынии". Теперь эти обещания забыты.
На Крым жадно зарятся также и негласные союзники Гитлера —турки. После разгрома немцев под Сталинградом и на Курской дуге они уже не верят "фюреру" на-слово и засылают в штаб Енекке двоих дипломатов, чтобы выяснить действительное положение вещей.
Зритель становятся свидетелем грязной дипломатической возни, затеянной вокруг Крыма в фашистско-империалистическом лагере, свидетелем наглой политики немцев, продажности румынских генералов, гнусной роли турецких представителей, жаждущих легкой поживы. Мы наглядно видим предательскую позицию Турции, пресмыкающейся перед фашистской Германией.
Вторая картина переносит зрителя в лагерь советских воинов. Перед нами люди, ведущие справедливую войну, люди, спасающие человечество от угрозы фашистского порабощения.
Село Отрада. Командный пункт 4-го Украинского фронта. Генералы Советской Армии собираются для разработки плана штурма Крыма. Здесь присутствуют командующий фронтом Ф. И. Толбухин (артист Н. Неронов), начальник штаба, командующий воздушной армией, командующий артиллерией, командиры корпусов и дивизий и, наконец, представитель Ставки Верховного Главнокомандующего маршал А. М. Василевский (народный артист РСФСР Г. Васильев).
Советские военачальники понимают всю трудность и сложность предстоящей операции. Но они знают, что Крым должен быть освобожден от фашистских захватчиков, и Ф. И. Толбухин выражает общее настроение, когда говорит о том, что надо напрячь все силы, а Крым взять. Это будет подарок к празднику. К двадцать шестой годовщине Октября.
В это время сообщают, что у прямого провода товарищ Сталия. Маршал Василевский идет к аппарату. Все ждут, что скажет Верховный Главнокомандующий.
—Верховный поправил нас, товарищи, —сообщает вернувшийся Василевский. —Товарищ Сталин приказал прекратить все атаки, закрепиться на занятых рубежах и ожидать дальнейших указаний Ставки.
—А как же наш план? —спрашивает Толбухин.
—План не догма, —отвечает ему Василевский.
—А праздник? —спрашивает лихой командир Кубанской казачьей дивизии.
—Товарищ Сталин сказал: семьям воинов, погибших в результате нашей поспешности, в этот день праздника не будет.
Какая огромная отеческая любовь вождя к своему народу выражена в короткой, суровой фразе!
А . Первенцев создал пьесу в жанре исторической хроники. Оп выбрал трудный путь и, взяв реальные факты, реальных действующих лиц, широко показал суть больших исторических событий.
В этом особенно убеждает нас третья картина, действие которой развивается в Москве, в кремлевском кабинете И. В. Сталина.
Взвивается занавес, и перед зрителями возле своего рабочего стола стоит Иосиф Виссарионович Сталин. Народный артист РСФСР А . Хохлов, исполняющий эту роль, сумел передать обаяние близкого и дорогого каждому советскому человеку образа.
И. В. Сталин говорит о плане весеннего сева на 1944 год и, одобряя его в основном, указывает, что планом не учтены районы Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, Белоруссии, Правобережной Украины, Крыма, которые как-раз ко времени начала весеннего сева будут освобождены Красной Армией от фашистских захватчиков.
Ужо одно это замечание, сделанное ровным, спокойным тоном, показывает глубину предвидения и широту планов гениального полководца.
Товарищу Сталину докладывают о приезде маршала Василевского. В беседе с Василевским, в которой принимает участие также К. Е. Ворошилов, Иосиф Виссарионович раскрывает и уточняет план последовательных ударов по гитлеровской армии в наступающем 1944 году.
Крым—это лишь один из узлов грандиозного наступления. И тут зритель, перед которым раскрывается глубина сталинских замыслов, понимает, почему Главнокомандующий поправил командование 4-го Украинского фронта, планировавшее штурм Крыма в ноябре 1943 года.
—В умах немцев, отрезанных в Крыму, живет идея обороны, —говорит Иосиф Виссарионович. —Надо ликвидировать эту идею. Там должна созреть и созреет идея эвакуации. По моему мнению, сигнал к штурму Крыма надо подать в тот момент, когда войска Малиновского завяжут бои непосредственно за Одессу.
Сцена в кабинете товарища Сталина— центральная в спектакле. Она является главной, не только потому, что определяет весь сюжет пьесы, не только по значимости материала, но и по художественной правде, с которой драматург и театр рисуют перед зрителем облик И. В. Сталина.
Точно и строго воссоздавая исторические события, А. Первенцев хорошо показал образы рядовых советских людей — солдат Степанюка, Аржанова, Вершкова и черноморца Чмыгу, проявляющих ум, смекалку, чувство юмора. Говорят они сочным, образным языком.
Зритель с интересом следит за ними на протяжении всего спектакля. Эти люди не придуманы автором. Они взяты из жизни. Мы видели таких солдат в окопах Сталинграда, на Курской дуге, под Киевом.
Глядя на этих солдат и матросов, зритель еще отчетливее понимает, как неразрывно связаны сталинские планы с непосредственными исполнителями этих планов. Прямо из штаба фронта зритель переходит в окопы к солдатам и ясно видит, что идеей освобождения Крыма живут все — от маршала до солдата.
Последние картины, посвященные штурму Сапун-горы, штурму Севастополя, идут в напряженном темпе. Следует отметить яркость и красочность этих сцен. Художник спектакля заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Шифрин щедро изобразил картины весеннего Крыма.
Спектакль заканчивается волнующим эпизодом. Советские солдаты вернулись в родной героический Севастополь. Над колоннадой на Графской пристани взвивается боевое советское знамя. Триумфально завершен значительный этап истории Великой Отечественной войны.
Театр и драматург одержали большую творческую победу.
В. Полторацкий".