"... - Это ж роль
учила я
В пьесе, мой дружочек".
65 лет назад
советская драматургия для любого советского театра была самым ответственным
участком работы:
«Театр.
Советские пьесы на
сцене Александровского драматического театра.
Советская
драматургия является для нашего театра самым ответственным участком работы. В
спектакле, посвященном жизни советских людей или отражающем события за рубежом,
артист, режиссер, художник испытывают чувство ответственности перед зрителем не
только как исполнители, но и как граждане своей страны. В мастерстве актера
раскрывается его мировоззрение, его отношение к деятельности.
В Южно-Сахалинске
Александровский театр показал три пьесы советских драматургов: «Тайная война»
Михайлова и Самойлова, «В степях Украины» Корнейчука, «Голуби мира» Берга.
Пьесы эти различны
по тематике и художественным особенностям, отражает злободневные вопросы
сегодняшнего дня.
В пьесе «Тайная
война» авторы знакомят вас с напряженной деятельностью органов государственной
безопасности.
Пьеса Михайлова и
Самойлова отличается от многих аналогичных тем, что на криминальном сюжете
авторам удалось показать моральный облик советского человека.
Задача постановки
пьесы на сцене заключается в том, чтобы донести до зрителя сосредоточенную
работу мысли полковника Минаева, показать, как возникает у него сомнение в
непогрешимости Туманова, как это сомнение складывается в результате логических
выводов в окончательное убеждение в том, что самоубийство Туманова – это не
просто трагический случай, неестественный в наших условиях для честного
человека, а последствие чьих-то вражеских происков, которым поддался Туманов.
Это задача трудная.
В спектакле
Александровского театра эта трудность преодолена только частично – часто
напряженная атмосфера деятельности полковника Минаева (арт. Ю. Г. Нозиков)
разряжается внешним показом его сосредоточенности, действие в спектакле
замедляется, и интерес ослабляется тем, что зритель заранее предугадывает
вывод, который, по сути дела, должен быть ясен только одному Минаеву.
Не менее важным
звеном в спектакле является показ советских людей, появляющихся в кабинете
Минаева. И парторг научно-исследовательского института, где работал Туманов
(арт. И. Т. Гриневич), и лотошник-папиросник «Тарас Бульба» (арт. С. Т.
Неупокоев), и литератор Зайчиков (арт. К. А. Зеленевский), и старушка из
Загорска Светлова (арт. Н. Е. Ходорович), и шофер такси (арт. Кормушкин), и
студентка консерватории Родионова (арт. Н. Г. Днепрова) – все это не просто
эпизодические персонажи, а образы, играющие, не взирая на небольшой текст, значительную
роль как в развертывании самого сюжета пьесы, так и в подтверждении ее основной
идеи о том, что деятели советских органов государственной безопасности в своей
трудной работе опираются на единодушную поддержку советского народа.
Александровский театр
в своем спектакле не сумел сделать каждый из этих образов полноценным и живым,
не сумел раскрыть их такими, какими они показаны в пьесе.
Недостатки спектакля
«Тайная война» во многом определяются замедленностью действия самой пьесы. В
таком случае театру необходимо искать пути для определения недостатков ее,
раскрывать как можно полнее ее положительные стороны.
*
Пьеса Корнейчука «В
степях Украины» содержит в себе богатые возможности для яркого воплощения ее на
сцене. Написанная до войны, она до сих пор сохраняет свою актуальность.
Конфликт пьесы построен на жизненном материале – решается вопрос о том, какой
метод руководства колхозным хозяйством является сегодня передовым и какой
отсталым. Пьеса представляет также большой интерес в смысле художественного
воплощения этого конфликта, раскрываемого Корнейчуком путем столкновения ярко
обрисованных характеров. В постановке этой пьесы театру не нужно задумываться
над путями, которые могут привести к интересному решению спектакля. Пьеса
настолько сценична, что театру остается только исчерпать ее возможности.
Когда в спектакле
Александровского театра спорят два председателя колхоза – Галушка (арт. К. А.
Зеленевский) и Чеснок (артист В. А. Байкалов), то в каждом из них зритель видит
черты знакомых ему людей в сегодняшней колхозной деревне. Происходит это
«узнавание» от того, что исполнителям удалось подметить жизненные, типические
черточки в характерах своих героев. У Галушки – Зеленевского есть основное
желание, которое определяет всю линию его поведения, - он хочет жить «тихой
жизнью» : «мне и при социализме хорошо».
Жизнь, однако,
движется значительно быстрее, чем двигается по жизни Кондрат Галушка. Когда
Галушка сталкивается лицом к лицу с новыми требованиями, он приходит в
состояние беспомощности и растерянности.
Сочными комедийными
приемами решает Зеленевский образ Галушки, почиваюшего в блаженном состоянии
«тихой жизни». Но когда темп галушкинской жизни нарушается извне, когда им,
храбрым партизаном в молодости и по существу хорошим человеком, овладевает
беспокойство, хорошее гражданское беспокойство, которое приведет его в конце
концов к искреннему примерению с Чесноком и к разрыву с тихой жизнью, - тогда
Зеленевский не находит достаточно убедительных средств для показа перелома в
сознании Галушки.
Жизненная достоверность
конфликта между Галушкой и Чесноком могла бы быть полнее в спектакле, если бы
артист Байкалов показывал Чеснока в развитии; иначе трудно поверить, что такой
Чеснок, каким мы видим его уже в первой картине, может всерьез подраться с Галушкой и всерьез с ним ссориться. Из рачительного хозяина, председателя
передового колхоза, Чеснок на протяжении пьесы вырастает до секретаря районного
комитета партии. Вот этого-то роста Чеснока и не показывает артист Байкалов.
Его Чеснок может быть секретарем райкома с самого начала спектакля.
В целом же спектакль
«В степях Украины» воспринимается легко, театр воспользовался богатыми
комедийными возможностями пьесы и создал спектакль жизнерадостный и интересный.
*
«Голуби мира» -
третья советская пьеса, показанная Александровским театром на гастролях в
Южно-Сахалинске. Следует прежде всего отметить удачный выбор театром пьесы,
живо рассказывающей о судьбе простых людей маленькой скандинавской страны,
попавшей на удочку плана Маршалла.
Старый музыкант
Бригге – всеми уважаемый человек в городе. Когда наконец-то, после войны в
стране воцарилось спокойствие, в доме Бригге снова собрались его старые друзья,
чтобы помузицировать, поговорить по-душам о жизни и об искусстве. В уютном доме
Бригге царит атмосфера задушевного спокойствия. Бригге не хочет говорить о
политике, он никогда политикой не интересовался и она ему изрядно надоела за
время войны.
Но покой в доме
Бригге снова нарушается и на сей раз, пожалуй, еще более серьезно, чем во время
войны. Старому музыканту Бригге пришлось заняться политикой.Жизнь исключает
возможность занимать нейтральное положение по отношению к событиям,
развивающимся в мире. Друзья Бригге, принявшие план Маршалла, как единственный
«разумный» выход из создавшегося после войны положения, оказываются злейшими
врагами старого Бригге, занявшего противоположную позицию. В сознании Бригге
происходит крутой перелом, все прежнее его представление о жизни не выдерживает
напора обстоятельств, и Бригге сдает свои нейтральные позиции с тем, чтобы в
своей новой жизни, на старости лет, занять позицию активного борца за мир, за
правду, за справедливость.
Успех театра в этом
спектакле определяется, прежде всего, хорошим исполнением роли Бригге артистом
Карнаковым. Сложные психологические переживания Бригге, слом его старых
убеждений и постепенное формирование новых, переход от аполитичности к
непосредственному участию в политической жизни страны – все это показано
артистом в образе живого, остро реагирующего на события, подвижного старика с
молодым огоньком в глазах, с энергичной походкой. Внешняя характерность образа
создана артистом на основе глубокого внутреннего раскрытия характера Бригге.
Карнаков в роли Бригге следует традициям подлинно реалистического актерского
искусства, сценическое поведение артиста находится в полном соответствии с
жизненной логикой, содержащейся в роли. Этот метод подхода к роли через
раскрытие ее идейного содержания приносит артисту жизненно достоверный и
художественно полноценный результат.
Не менее отрадное
впечатление производит в спектакле работа молодого режиссера театра В. И.
Плещунова, под руководством главного режиссера театра К. А. Зеленского. Три
действия пьесы происходят в одной и той же обстановке дома Бригге. В течение
всех трех действий события, происходящие в городе, становятся известными только
из разговоров действующих лиц. Действующие лица ведут все время сосредоточенный
разговор о месте, которое каждый из них занимает или намерен занять в новой
обстановке. На сцене фактически ничего не происходит в буквальном смысле слова,
на сцене только думают и спорят. И тем не менее драматическое напряжение
спектакля нигде не ослабевает.
Происходит это
потому, что коллективу артистов, занятому в этой пьесе, удалось донести до
зрителя полную драматизма внутреннюю борьбу, которая скрыта за стенами дома
Бригге. Умение донести атмосферу событий, выявить из этих событий решающее и главное и
сконцентрировать на нем внимание зрителя – вот заслуга режиссуры в этом умном и
проникновенном спектакле.
*
Таковы результаты
работы Александровского театра над советской драматургией, показанные им в
Южно-Сахалинске. Три спектакля - «Тайная война», «В степях Украины» и «Голуби
мира» при всех отмеченных выше недочетах можно зачислить в репертуарный актив
театра.
Много и упорно нужно
работать коллективу Александровского театра над повышением качества своих
спектаклей. Театр располагает хорошим, сыгранным актерским коллективом,
опытным художественным руководителем в лице К. А. Зеленевского, театр имеет в
своем составе творчески способную молодежь, которой предоставлены возможности
улучшать свое мастерство.
Сосредоточение
творческих сил театра на преодоление недочетов в работе и на достижении успехов
в дальнейшем – вот главная задача, стоящая перед коллективом Александровского
театра.
Г. Костелянец».
("Советский
Сахалин", 1950, № 200 (24, август), с. 2).