понедельник, 31 августа 2015 г.

"Вей злей, буря впереди..."

"... Верное,
Примерное
Мужество в груди".
  

75 лет назад в СССР руководители профсоюзных комитетов творчески подходили к организации отчетно-выборных собраний:
«Платное профсоюзное собрание.
В поселке Катангли, Восточно-Сахалинского района клуб нефтяников пустует по несколько недель. В нем очень редко проводятся собрания и заседания, а об организации вечеров самодеятельности и кино-сеансов и говорить нечего.
Но в один из августовских дней жители поселка были приятно удивлены: около клуба висели афиши, оповещающие о демонстрации звукового художественного кинофильма «Мужество». «Наконец-то взялись за культурное обслуживание»,- думали они. Задолго до начала сеанса были разобраны все билеты. Когда зал клуба наполнился, и все уселись на места в ожидании сеанса, со сцены объявили: «Сейчас будем проводить отчетно-выборное собрание профсоюза нефтяников». Сначала собравшиеся заволновались, но делать нечего, решили попутно с просмотром картины послушать и отчет председателя промкома т. Петрук.
«Доклад» председателя был короток – 10-15 минут и состоял почти из одних глаголов прошедшего и будущего времени, как, например: «не сделали», «сделаем», «прохлопали», «наверстаем» и т.д. Зато долго и много говорили присутствующие. Они предлагали перестроить работу промкома, уделять больше внимания стахановскому движению и культурному обслуживанию трудящихся и признали работу промкома неудовлетворительной.
После того, как приступила к работе счетная комиссия, началась демонстрация кинофильма, через две части пришлось прослушать сообщение счетной комиссии о результатах голосования, после четвертой части утверждали резолюцию.
Неизвестно, какую цель преследовали руководители промкома, ставя отчет о работе во время демонстрации фильма, где не могли быть все члены союза, так как объявлено было лишь о кино. Обсуждать работу пришлось только тем, кто за деньги успел достать себе билет в клуб. В этом «платном» собрании деятельное участие принимал секретарь парторганизации т. Баринов, обязанностью которого было пресечь эти безобразия.
В. Питленко».
("Советский Сахалин", 1940, № 201 (31, август), с. 4).

воскресенье, 30 августа 2015 г.

"Вредителю мы начисто готовим карачун..."

"... Сметем с полей
кулачество,
сорняк
и саранчу".


65 лет назад по рецептам советских товарищей подшивали к прошлым крупным процессам разную шелупонь гестаповцы братских стран:
"Процесс группы заговорщиков и вредителей в Болгарии.
София, 27 августа (ТАСС). По сообщению дирекции печати, с 21 по 26 августа Софийский окружной суд слушал дело участников заговорщической организации врага болгарского народа Трайчо Костова. На скамье подсудимых находились: бывший заместитель министра внешней торговли Боню Петровский; бывший помощник министра промышленности и кустарного производства Борис Симов; бывший заместитель министра внутренней торговли Никола Говедарский; бывший заместитель министра внутренней торговли Димитр Кочемидов; бывший заместитель министра электрификации и мелиорации Любомир Кайраков; бывший заместитель министра финансов Георгий Петров; бывший заместитель министра железнодорожного, автомобильного и водного транспорта Лулчо Червенков; бывший директор «Болгарплодоэкспорт» Иван Панов; бывший главный директор объединения табачной промышленности Ангел Тимев; бывший директор управления промышленности Михаил Герасимов и бывший директор предприятий «Нармаг» Манол Кушев.
Как выяснилось на процессе, деятельность подсудимых была неразрывно связана с деятельностью лиц, судившихся по процессу Трайчо Костова. На процессе выявилась полная картина вредительской деятельности заговорщиков в области промышленности, электрификации, торговли и сельского хозяйства. Одновременно была выяснена связь заговорщической организации с англо-американской разведкой.
Подсудимые полностью признали свою вину.
Преступная деятельность подсудимых подтверждена показаниями более 50 свидетелей, заключениями экспертов и многочисленными документами.После рассмотрения дела и заслушания обвинительной речи прокурора, речей защитников и последних слов подсудимых, 26 августа сего года суд приговорил:
Подсудимых Боню Петровского, Любомира Кайракова в пожизненному строгому тюремному заключению;
Подсудимых Бориса Симова, Ивана Панова и Димитра Кочемидова – к 15 годам строгого тюремного заключения каждого;
Подсудимых Лулчо Червенкова, Ангела Тимева и Николу Говедарского – к 12 годам и 6 месяцам строгого тюремного заключения каждого;
Подсудимого Михаила Герасимова – к 10 годам строгого тюремного заключения;
Подсудимых Манола Кушева и Георгия Петрова – к 8 годам строгого тюремного заключения каждого".
("Советский Сахалин", 1950, № 206 (31, август), с. 4).


суббота, 29 августа 2015 г.

"Растет в врагу пылающая злоба..."

"... И дни идут, и должный вышел срок.
И вот Илдар домой пришел веселый:
В руке повестки он держал листок".


45 лет назад в СССР очень важна была правильная линия:
«Так служат земляки.
Правильная линия.
Отец обнял сына, как бывало в детстве, потрепал его темные волосы, ласково проговорил.
— Совсем ты, Альфат, взрослым стал. Садись-ка, о твоей дальнейшей жизни поговорим...
Хисматов-старший придвинул стул поближе, с минуту-другую помолчал, видимо, подбирая подходящие слова, и не спеша начал:
— На своем веку я и счастье видел, и горя хлебнул, и знаешь, что тебе скажу: очень важно в жизни определить правильную линию...
Долго продолжался задушевный разговор с отцом. Бывалый солдат, которому и до сих пор в ненастную погоду дают знать о себе старые раны, провожая сына в армию, отлично понимал, в чем суть и назначение нелегкого армейского труда. Как хотелось отцу, чтобы сын его сердцем уяснил мудрую и простую истину: служба хорошо идет у того, кто любит труд.
Но не надо было долго втолковывать Хисматову-младшему эту мысль. Она пришла к нему вместе с радостью собственного труда, — до армии он работал электриком в первом мартеновском цехе.
И вот — армия. Лейтенант водил их, молодых солдат, по огневому городку, показывая грозную боевую технику. Впервые в жизни Альфат видел артиллерийские орудия вот так близко. И первые ощущения от этого — робость, сознание беспомощности перед техникой. Но вскоре это чувство улетучилось, как только старослужащие воины, выполнив один из нормативов, доказали, что и грозные орудия могут быть подвластны человеку. А это связано с настойчивым трудом.
И вот пошли они, учебные дни, насыщенные до предела. С завидной настойчивостью осваивал Хисматов механизм за механизмом...
Первые стрельбы. Это — волнующее событие в жизни молодого  артиллериста. И хотя Альфат до тонкостей знал теорию, все же переживал: а вдруг промахнется? Стрелял на полигоне за командира орудия. Неуверенность и волнение дали о себе знать. Как ни старался Хисматов, все же выше тройки не получил. Обидно стало: как же так, ведь вроде все делал верно. Пошел к опытным огневикам, разобрался
до мелочей в своих действиях.
Снова стрельбы. Альфат спокоен: теперь он лучше подготовился. Вот и цель. Попадание, второе, третье. Товарищи тепло поздравили его с успехом.
Закончено учебное подразделение. Младшего сержанта А. Хисматова оставили в «учебке»  воспитывать  молодую армейскую поросль, готовить мастеров меткого огня.
Назначили сразу заместителем командира взвода. Во взвод попали ребята разные: и хорошие, и плохие. И надо было из таких вот разных готовить специалистов военного дела. Альфат обучал молодежь искусству воевать, отдавал все свои силы и энергию. Упорный труд не прошел бесследно. На контрольных предэкзаменационных стрельбах его питомцы показали самые лучшие результаты.
В подразделении стали приглядываться к Хисматову. Настойчив, трудолюбив, взвод вывел в отличные. Много помогает другим. Товарищи тянутся к Альфату, идут к нему за советом. И как-то само собой вышло, что комсомольцы батареи, будто и не сговариваясь, избрали Хисматова секретарем комсомольской организации.
Вначале растерялся. Раньше никогда не занимался такой работой, не знал даже с чего начать. Помощь оказали политработники, и комсомольская жизнь в батарее забила ключом. Серьезно изучал сержант теоретическое наследие В. И. Ленина, вместе с товарищами готовился к сдаче Ленинского зачета, увлекал их своей энергией.
Особое внимание обращал на то, чтобы все члены ВЛКСМ были примером в учебе и службе, активно участвовали в общественной жизни подразделения. 
Пришла радость: комсомольская организация, возглавляемая сержантом А. Хисматовым, была признана лучшей.
Как-то шло заседание комсомольского бюро. Разбирали воина,  неуспевающего по многим воинским дисциплинам. Выступающие стыдили парня. Потом слово взял Альфат.
— Знаешь, что тебе скажу, очень важно в жизни определить правильную линию...
С. Рухмалев».

пятница, 28 августа 2015 г.

"Если петь нам о Родине, как не петь о весне..."

"... Как не вспомнить о матери,
О цветах полевых на окне…"


55 лет назад советских людей выгодно отличали крепкие семейные связи:
«На суд общественности.
Два письма.
«Город Магнитогорск, начальнику чугунолитейного цеха.
Прошу начальника цеха, пожалуйста, известите, работает у вас или нет Фофанов Александр Павлович. Я от него год не получала никакой вести. Работает он давно, первые 3 года писал письма, а теперь много лет по году и больше ничего не пишет. О своем сыне я узнавала через вашего работника Ермолина Евгения Федоровича, а теперь почему-то и Евгений ничего не пишет, верно, надоела я ему,  старуха... А я мать, мне жизнь не мила, хочу узнать о своем сыне.
Пожалуйста, напишите, как он себя ведет, (может он лишен свободы?) , женат он или холост? Вас  со слезами прошу, уважьте старуху, выполните мою просьбу и его хорошенько проберите, чтобы не забывал родную мать, подумал  бы, как мне тяжело переживать.  Ведь я его вырастила. Очень, очень обидно. Он не только денег не посылает, но и письма не хочет  написать.
Еще раз прошу, пожалуйста, не оставьте моей просьбы без внимания.
До свидания. Фофанова Анастасия Никифоровна».
Строчки письма неровны. Видно, немало пролито слез, пока мать решилась написать начальнику цеха. И давно, видимо, махнула рукой на нечуткого сына, который первые три года изредка давал о себе знать, а с 1950 года перестал писать матери.
Десять лет! Десять лет мать узнавала о своем Саше через Евгения Ермолина, его земляка. Но Сейчас Евгений уже не работает в цехе и, видимо, не знает сам ничего о Фофанове. Что ж он напишет Анастасии Никифоровне? И сколько еще десятилетий будут за него писать другие люди?!
Что-ж, ответим ей мы.
Уважаемая Анастасия Никифоровна! Ваш тридцатичетырехлетний сын Сашенька, ваш любимый сынок, жив и здоров. Работает, живет в  комнате для холостяков (семьей не обзавелся), зарабатывает неплохо. Так, в июле этого года он получил 1500 рублей, и в прежние месяцы около этого. Мог бы послать и Вам немного денег, обеспечен он неплохо. Мог бы и жениться, и детей своих растить, но долга своего не выполняет ни перед Вами, ни перед обществом. Мог бы писать Вам хоть по письмецу в неделю и чаще, времени у него—хоть отбавляй. Работает он 7 часов в день, а остальное где проводит—это на его совести.
Письмо Ваше заместитель начальника цеха т. Степанов читал вслух всему коллективу участка крупного литья чугунолитейного цеха и показывал Ваш конверт, который Вы вложили в свое письмо для ответа. За конверт спасибо, но Вы напрасно на него потратились, мы ответим Вам через газету вот этим письмом.
М. Скатертная».

четверг, 27 августа 2015 г.

"Славой овеяна, волею спаяна, крепни и здравствуй..."

"... Здравствуй во веки веков, 
Партия Ленина, партия Сталина, 
Мудрая партия большевиков!"


65 лет назад в СССР не все партийные организации строго контролировали выполнение своих решений:
«Отец, забывающий о своем сыне.
Когда родился мой мальчик, отец ребенка – старший ревизор Южно-Сахалинского госбанка Федоренко не мог налюбоваться сыном.
Прошло восемь месяцев. Федоренко предложил мне уехать с ребенком в Иркутск, объясняя это тем, что его, якобы, через месяц туда переведут. Я согласилась.
Проходило время, а Федоренко не приезжал. Я посылала ему письма и телеграммы, - он не отвечал.
Я вернулась на Сахалин. Тут выяснилось, что на третий день после нашего отъезда к Федоренко приехала другая женщина. Ребенок стал ему не нужен. Я обратилась в партийную организацию Сахалинского госбанка. Поведение Федоренко, забывшего об ответственности за своего ребенка, обсуждалось в партийной организации, он получил строгое партийное взыскание и обещал принять самое деятельное участие в воспитании сына.
До 1950 года Федоренко, хотя не регулярно, но все же высылал деньги для ребенка, а зетем он совсем забыл о сыне, о своих отцовских обязанностях.
Я написала Федоренко, но в ответ получила от него письмо, полное угроз, грубостей и оскорблений. Денег на воспитание мальчика он так и не высылает.
В нашей стране, где детей любят и берегут, где отцы и матери души в них не чают, - таких как Федоренко, немного. Тем более, непростительно, что его не заставили честно выполнять обязанности родителя.
Д. Константинова».
("Советский Сахалин", 1950, № 203 (27, август), с. 3).

среда, 26 августа 2015 г.

"Вдруг директор жмет мне руку и велит мне в кресло сесть..."

"... Я ему, как военруку,
По ошибке
Отдал честь".


60 лет назад не страдал провалами в памяти советский директорский корпус:
«Грубиянка на посту директора гостиницы.
Гостиница Магнитогорского металлургического комбината обслуживает большое количество людей, приезжающих из многих городов нашей страны. Об этой гостинице ничего не скажешь плохого: здесь чисто, уютно, персонал внимательно относится к своим обязанностям. Однако этого нельзя сказать о директоре гостиницы Е. И. Мельниковой.
Е. И. Мельникова бюрократически относится к своим обязанностям, грубит с проживающими, сотрудниками. Таких примеров можно привести немало. Это мне пришлось испытать на себе. В конце июля я по заданию дирекции завода приехал в Магнитогорск из Воронежа затем, чтобы оперативно решить ряд вопросов. Зайдя в кабинет директора гостиницы, я поздоровался и предъявил документы. 
Мельникова не только не ответила на приветствие, но не долго думая, заявила: «У меня в гостинице — места тебе нет...». На другой день она мне предложила выйти из приемной, хотя я вежливо обращался к ней затем, чтобы поселиться в гостинице. Здесь же Мельникова добавила, что нужно меньше заниматься критикой...
Критика же заключалась в том, что в марте нынешнего года я и другие проживающие в комнате № 172 выразили возмущение но поводу пьянки на пятом этаже, которая была разрешена Мельниковой. Это не  понравилось директору гостиницы и теперь она решила напомнить об этом.
Но такие факты грубого, бюрократического обращения с людьми со стороны Мельниковой имели место не только по отношению ко мне, но и ко многим другим трудящимся, проживающим в гостинице, а также к своим подчиненным. Ей ничего не стоит нагрубить сотруднику и дать ему какую-либо кличку.
С. Кузнецов, начальник цеха Воронежского завода».

вторник, 25 августа 2015 г.

"А она на Василя смотрит и хохочет..."

"... - Это ж роль учила я
В пьесе, мой дружочек".


65 лет назад советская драматургия для любого советского театра была самым ответственным участком работы:
«Театр.
Советские пьесы на сцене Александровского драматического театра.
Советская драматургия является для нашего театра самым ответственным участком работы. В спектакле, посвященном жизни советских людей или отражающем события за рубежом, артист, режиссер, художник испытывают чувство ответственности перед зрителем не только как исполнители, но и как граждане своей страны. В мастерстве актера раскрывается его мировоззрение, его отношение к деятельности.
В Южно-Сахалинске Александровский театр показал три пьесы советских драматургов: «Тайная война» Михайлова и Самойлова, «В степях Украины» Корнейчука, «Голуби мира» Берга.
Пьесы эти различны по тематике и художественным особенностям, отражает злободневные вопросы сегодняшнего дня.
В пьесе «Тайная война» авторы знакомят вас с напряженной деятельностью органов государственной безопасности.
Пьеса Михайлова и Самойлова отличается от многих аналогичных тем, что на криминальном сюжете авторам удалось показать моральный облик советского человека.
Задача постановки пьесы на сцене заключается в том, чтобы донести до зрителя сосредоточенную работу мысли полковника Минаева, показать, как возникает у него сомнение в непогрешимости Туманова, как это сомнение складывается в результате логических выводов в окончательное убеждение в том, что самоубийство Туманова – это не просто трагический случай, неестественный в наших условиях для честного человека, а последствие чьих-то вражеских происков, которым поддался Туманов.
Это задача трудная.
В спектакле Александровского театра эта трудность преодолена только частично – часто напряженная атмосфера деятельности полковника Минаева (арт. Ю. Г. Нозиков) разряжается внешним показом его сосредоточенности, действие в спектакле замедляется, и интерес ослабляется тем, что зритель заранее предугадывает вывод, который, по сути дела, должен быть ясен только одному Минаеву.
Не менее важным звеном в спектакле является показ советских людей, появляющихся в кабинете Минаева. И парторг научно-исследовательского института, где работал Туманов (арт. И. Т. Гриневич), и лотошник-папиросник «Тарас Бульба» (арт. С. Т. Неупокоев), и литератор Зайчиков (арт. К. А. Зеленевский), и старушка из Загорска Светлова (арт. Н. Е. Ходорович), и шофер такси (арт. Кормушкин), и студентка консерватории Родионова (арт. Н. Г. Днепрова) – все это не просто эпизодические персонажи, а образы, играющие, не взирая на небольшой текст, значительную роль как в развертывании самого сюжета пьесы, так и в подтверждении ее основной идеи о том, что деятели советских органов государственной безопасности в своей трудной работе опираются на единодушную поддержку советского народа.
Александровский театр в своем спектакле не сумел сделать каждый из этих образов полноценным и живым, не сумел раскрыть их такими, какими они показаны в пьесе.
Недостатки спектакля «Тайная война» во многом определяются замедленностью действия самой пьесы. В таком случае театру необходимо искать пути для определения недостатков ее, раскрывать как можно полнее ее положительные стороны.
*
Пьеса Корнейчука «В степях Украины» содержит в себе богатые возможности для яркого воплощения ее на сцене. Написанная до войны, она до сих пор сохраняет свою актуальность. Конфликт пьесы построен на жизненном материале – решается вопрос о том, какой метод руководства колхозным хозяйством является сегодня передовым и какой отсталым. Пьеса представляет также большой интерес в смысле художественного воплощения этого конфликта, раскрываемого Корнейчуком путем столкновения ярко обрисованных характеров. В постановке этой пьесы театру не нужно задумываться над путями, которые могут привести к интересному решению спектакля. Пьеса настолько сценична, что театру остается только исчерпать ее возможности.
Когда в спектакле Александровского театра спорят два председателя колхоза – Галушка (арт. К. А. Зеленевский) и Чеснок (артист В. А. Байкалов), то в каждом из них зритель видит черты знакомых ему людей в сегодняшней колхозной деревне. Происходит это «узнавание» от того, что исполнителям удалось подметить жизненные, типические черточки в характерах своих героев. У Галушки – Зеленевского есть основное желание, которое определяет всю линию его поведения, - он хочет жить «тихой жизнью» : «мне и при социализме хорошо».
Жизнь, однако, движется значительно быстрее, чем двигается по жизни Кондрат Галушка. Когда Галушка сталкивается лицом к лицу с новыми требованиями, он приходит в состояние беспомощности и растерянности.
Сочными комедийными приемами решает Зеленевский образ Галушки, почиваюшего в блаженном состоянии «тихой жизни». Но когда темп галушкинской жизни нарушается извне, когда им, храбрым партизаном в молодости и по существу хорошим человеком, овладевает беспокойство, хорошее гражданское беспокойство, которое приведет его в конце концов к искреннему примерению с Чесноком и к разрыву с тихой жизнью, - тогда Зеленевский не находит достаточно убедительных средств для показа перелома в сознании Галушки.
Жизненная достоверность конфликта между Галушкой и Чесноком могла бы быть полнее в спектакле, если бы артист Байкалов показывал Чеснока в развитии; иначе трудно поверить, что такой Чеснок, каким мы видим его уже в первой картине, может всерьез подраться с Галушкой и всерьез с ним ссориться. Из рачительного хозяина, председателя передового колхоза, Чеснок на протяжении пьесы вырастает до секретаря районного комитета партии. Вот этого-то роста Чеснока и не показывает артист Байкалов. Его Чеснок может быть секретарем райкома с самого начала спектакля. 
В целом же спектакль «В степях Украины» воспринимается легко, театр воспользовался богатыми комедийными возможностями пьесы и создал спектакль жизнерадостный и интересный.
*
«Голуби мира» - третья советская пьеса, показанная Александровским театром на гастролях в Южно-Сахалинске. Следует прежде всего отметить удачный выбор театром пьесы, живо рассказывающей о судьбе простых людей маленькой скандинавской страны, попавшей на удочку плана Маршалла.
Старый музыкант Бригге – всеми уважаемый человек в городе. Когда наконец-то, после войны в стране воцарилось спокойствие, в доме Бригге снова собрались его старые друзья, чтобы помузицировать, поговорить по-душам о жизни и об искусстве. В уютном доме Бригге царит атмосфера задушевного спокойствия. Бригге не хочет говорить о политике, он никогда политикой не интересовался и она ему изрядно надоела за время войны.
Но покой в доме Бригге снова нарушается и на сей раз, пожалуй, еще более серьезно, чем во время войны. Старому музыканту Бригге пришлось заняться политикой.Жизнь исключает возможность занимать нейтральное положение по отношению к событиям, развивающимся в мире. Друзья Бригге, принявшие план Маршалла, как единственный «разумный» выход из создавшегося после войны положения, оказываются злейшими врагами старого Бригге, занявшего противоположную позицию. В сознании Бригге происходит крутой перелом, все прежнее его представление о жизни не выдерживает напора обстоятельств, и Бригге сдает свои нейтральные позиции с тем, чтобы в своей новой жизни, на старости лет, занять позицию активного борца за мир, за правду, за справедливость.
Успех театра в этом спектакле определяется, прежде всего, хорошим исполнением роли Бригге артистом Карнаковым. Сложные психологические переживания Бригге, слом его старых убеждений и постепенное формирование новых, переход от аполитичности к непосредственному участию в политической жизни страны – все это показано артистом в образе живого, остро реагирующего на события, подвижного старика с молодым огоньком в глазах, с энергичной походкой. Внешняя характерность образа создана артистом на основе глубокого внутреннего раскрытия характера Бригге. Карнаков в роли Бригге следует традициям подлинно реалистического актерского искусства, сценическое поведение артиста находится в полном соответствии с жизненной логикой, содержащейся в роли. Этот метод подхода к роли через раскрытие ее идейного содержания приносит артисту жизненно достоверный и художественно полноценный результат.
Не менее отрадное впечатление производит в спектакле работа молодого режиссера театра В. И. Плещунова, под руководством главного режиссера театра К. А. Зеленского. Три действия пьесы происходят в одной и той же обстановке дома Бригге. В течение всех трех действий события, происходящие в городе, становятся известными только из разговоров действующих лиц. Действующие лица ведут все время сосредоточенный разговор о месте, которое каждый из них занимает или намерен занять в новой обстановке. На сцене фактически ничего не происходит в буквальном смысле слова, на сцене только думают и спорят. И тем не менее драматическое напряжение спектакля нигде не ослабевает.
Происходит это потому, что коллективу артистов, занятому в этой пьесе, удалось донести до зрителя полную драматизма внутреннюю борьбу, которая скрыта за стенами дома Бригге. Умение донести атмосферу событий, выявить из этих   событий решающее и главное и сконцентрировать на нем внимание зрителя – вот заслуга режиссуры в этом умном и проникновенном спектакле.
*
Таковы результаты работы Александровского театра над советской драматургией, показанные им в Южно-Сахалинске. Три спектакля - «Тайная война», «В степях Украины» и «Голуби мира» при всех отмеченных выше недочетах можно зачислить в репертуарный актив театра.
Много и упорно нужно работать коллективу Александровского театра над повышением качества своих спектаклей. Театр располагает хорошим, сыгранным актерским коллективом, опытным художественным руководителем в лице К. А. Зеленевского, театр имеет в своем составе творчески способную молодежь, которой предоставлены возможности улучшать свое мастерство.
Сосредоточение творческих сил театра на преодоление недочетов в работе и на достижении успехов в дальнейшем – вот главная задача, стоящая перед коллективом Александровского театра.
Г. Костелянец».
("Советский Сахалин", 1950, № 200 (24, август), с. 2).

понедельник, 24 августа 2015 г.

"Чисел сеть плетет Наука..."

"... Из железа хлеб печет.
Будет не о чем мяукать.
Лаять будет не расчет".


55 лет назад в советской науке все решалось без ажиотажа и лихорадки:
«Мы опять впереди.
Славное развернулось соревнование! Душа радуется, наблюдая за ним. Соединенные Штаты стараются догнать нас в успехах космической науки. Но истинная наука только та, где все решается планово, целеустремленно, без ажиотажа и лихорадки. Поэтому стоит ли удивляться, что один за другим американские спутники, едва оторвавшись от земли, не поднимаются уже выше. Причина одна—отошли от заданного курса.
Совершенно иная картина у нас. Советские спутники штурмуют заоблачные дали. Мало этого: в космосе побывали уже советские четвероногие «космонавты» собаки «Белка» и «Стрелка», и мало того побывали—благополучно вернулись назад без всяких видимых потрясений после такого удивительного путешествия.
Значит, в будущем нам можно ждать еще более интересных сообщений—штурма Вселенной человеком. И это, видимо, уже не за горами. Мы будем этому свидетелями.
И. Гончаров, старший оператор второго блюминга».

воскресенье, 23 августа 2015 г.

"От Поволжья до Амура, от Полесья до Байкала..."

"... От седых вершин Кавказа до алтайской целины
Наша праведная дружба крепче твёрдого металла,
Мы своим трудом богаты, правде ленинской верны!"


60 лет назад в СССР с большой творческой выдумкой разрешались многие эпизоды многих советских кинокартин:
«Кино.
«Призраки покидают вершины».
... Веками оставалась неразгаданной тайна горы Кармир-Сар, на вершине которой, если верить преданиям, таились огромные богатства – неисчерпаемые источники расплавленного серебра. Ледяную вершину охраняли таинственные призраки. Они отравляли смертоносным дыханием всякого, кто осмеливался проникнуть в недоступную для человека тайну... Так рассказывали старые люди. Немало смельчаков пыталось достигнуть вершины Кармир-Сар. Среди них был и студент Санкт-Петербургской горной академии Андрей Шелагин, который верил в то, что древнее народное предание обернется когда-нибудь прекрасной былью, и богатства горы Кармир-Сар перестанут быть для народа недоступными. Но он не вернулся с ледяной вершины. Лишь молодым советским ученым-геологам удалось разгадать эту древнюю тайну, хотя над их головами «призраки» пытались занести свою уже совсем непризрачную руку.
Об их походе, полном неожиданностей и опасных приключений, рассказывает зрителям новый приключенческий фильм Ереванской киностудии, созданный режиссерами С. Кеворковым и Э. Карамяном по сценарию Г. Колтунова и Э. Карамяна.
Многие эпизоды картины разрешены с большой творческой выдумкой.
На протяжении всего фильма перед зрителем постепенно раскрывается смысл его названия. Что за силы, которые не позволяют приблизиться к заветной вершине, не позволяют узнать о богатствах, хранящихся там?
Первые призраки – это неразгаданные силы природы, а призраки второго рода – это люди из враждебного нам мира. С самого начала фильма одного из них мы узнаем в лице представителя зарубежного химического концерна Альвареца де Кортец. Всеми силами старается сорвать он экспедицию на Кармир-Сар. Использование богатейших залежей самородной ртути, о которых он знает,- опасная конкуренция для его предприятия. Именно поэтому он в свое время столкнул в пропасть своего спутника Андрея Шелагина, угрозами и деньгами заставил молчать свидетеля преступления Даниэля-Бека, ныне маститого профессора геологического института. А народные поверия, создавшие вокруг загадочной горы ореол таинственности, долгое время помогали ему сохранить тайну.
Но пришла в Армению Советская власть, выросли из среды армянского народа молодые пытливые ученые, такие, как Арташес Малян и его товарищи. Их не удовлетворяют уже объяснения старинных легенд, они смело идут на штурм Кармир-Сара и разгадывают тайну горы. «Призраки», оказавшиеся посланцами из-за кордона, были изгнаны с ледяной вершины, а богатства из призрачных превратились в ощутимые и нужные стране огромные залежи самородной ртути. В этом фильме – острая и занимательная фабула. Постановщикам и актерам удалось создать ряд запоминающихся образов. В первую очередь это относится к одному из главных героев фильма, молодому геологу – Арташесу Маляну, в обаятельном облике которого воплотились лучшие черты советского человека – пытливый ум, смелость, несгибаемая воля, любовь к своему делу и вера в его успех.
Артист С. Сосян сумел нарисовать яркий и выразительный портрет своего героя. К сожалению этого нельзя сказать о другом действующем лице – Баграте Багратумяне. Актеру А. Карапетяну не удалось преодолеть весьма трафаретного драматургического материала, в котором вместо живого образа предстает схематическая фигура карьериста. Весьма прямолинейно и психологически неубедительно выглядит его поведение в ряде эпизодов.
Мастерски проводит свою роль народный артист Армянской ССР Ваграм Папазян, создавший сложный драматический образ Даниэль-Бека, - ученого, который ценой преступного молчания обеспечил себе внешне спокойную, благополучную жизнь и прочное место в институте. Тонко и убедительно играет В. Папазян роль человека, запутавшегося в противоречиях.
Хорошо справились со своей задачей артисты Л. Кмит, исполняющий роль иностранного агента, проникшего в советскую экспедицию с целью сорвать ее работу, и особенно артист В. Тягушев, исполняющий роль удачно законспирированного под видом энтомолога сотрудника государственной безопасности. Почти до самого конца фильма волнует зрителей вопрос – кто же из этих двух – враг?
Обидно, что некоторые неправдоподобные эпизоды и плохо продуманные детали снижают общее хорошее впечатление от фильма. Так, например, не веришь тому, что в трудном и опасном походе участники его могли щеголять в таких красивых, тщательно отутюженных костюмах.  Жаль, что оказались такими безликими остальные альпинисты – участники экспедиции.
Но несмотря на частные недостатки фильм «Призраки покидают вершины», безусловно, найдет признание зрителей.
О. Игошина».
("Советский Сахалин", 1955, № 200 (24, август), с. 3).

суббота, 22 августа 2015 г.

"И день и ночь селенья враг бомбит..."

"... Там каждый дом сожжен или разбит
Тяжелым патентованным снарядом.
Я вижу черный пепел вместо трав,
Обломки шпал, обугленный состав
И кореянку с неподвижным взглядом".


60 лет назад в СССР пышным цветом цвели национальные культуры:
«Театр.
«Дружба, скрепленная кровью».
К летним гастролям областной корейский драматический театр подготовил пьесу местного драматурга т. Ни – «Дружба, скрепленная кровью». Пьеса тепло встречена зрителями.
Драматург раскрывает тему на примере дружбы двух семей: китайского партизана Сяо и корейца Ли Ира – его друга по партизанскому отряду, сражавшемуся с японскими оккупантами в Манчжурии за двадцать лет до начала американской агрессии в Северную Корею.
Во время внезапного нападения японцев на партизанскую деревню жена Ли Ира была убита, а сам он пропал без вести. Сяо, считая друга погибшим, берет на воспитание его сына Сам Сона, дав ему имя Сян Сюн, и дочь Сун Ок, назвав ее Сюн Ювор. Воспитание детей было завершено уже в условиях победившей китайской народной революции. Сян Сюн и Сюн Ювор получили возможность окончить средние учебные заведения. Сяо, которого они считают своим родным отцом, - знатный железнодорожник.
Угроза порабощения братского корейского народа американскими интервентами, всколыхнувшая весь китайский народ и побудившая его оказать помощь страдающей Корее, приводит Сян Сюна и Сюн Ювор вместе с их любимыми – китайским юношей Хва Енон и девушкой Сянь Лань – в ряды китайских народных добровольцев.
Героические будни фронтовой жизни, ранение Сян Сюна и неожиданная встреча Сяо с Ли Иром, узнавшим от старого друга, что тот сохранил ему детей и они служат в соединении, которым он командует, встреча отца с детьми – все эти события в жизни героев пьесы волнуют зрителей.
Этому способствует и неплохая игра актеров. С большой убедительностью артист Сон Бен Хо создает образ старого Сяо, мужественного человека, полюбившего своих приемных детей, благословляющего их вступление в ряды народных добровольцев.
И автором пьесы, и артисткой Кин Ен Сун, исполняющей роль жены Сяо Янмо неплохо очерчен характер этой женщины, сознание которой еще только пробуждается под влиянием народной революции.
С чисто национальной грацией и мягкостью создают образы молодых девушек артистки Татьяна Сон (Сон Ювор) и Любовь Сон (Сянь Лант). Удачны и образы молодых героев Сян Сюна (артист Пак Чуе Бен)  и Хва Ена (артист Пак Навел). Используя драматургический материал, актеры раскрывают характеры героев в их развитии: от несколько наивных юных влюбленных до мужественных воинов народной армии, сдержанных в проявлении своих чувств, понимающих, что их личное счастье неразрывно связано со счастьем корейского и китайского народов, которым угрожает жестокий и опасный враг.
Артисту Ни приходится самому дорисовывать за себя, как автору пьесы, образ Ли Ира, который в пьесе дан несколько декларативно.
Пьеса имеет и ряд недостатков, к которым, в частности, относятся растянутость некоторых диалогов (начало первой и последней картин), не совсем оправданные с драматургической точки зрения монологи. Недостаточно материала для полной характеристики начальника штаба подразделения народных добровольцев и некоторых других персонажей (лейтенант народной авиации, лисынмановский солдат и др.). Вызывает сомнение и целесообразность некоторых сцен (сцены в штабе и на высоте). Недостаточно отработан драматургически и в актерском отношении образ американского офицера (артист Ше Ен Ун).
Автору пьесы много еще предстоит поработать над языком произведения, он недостаточно гибок и выразителен, в пьесе немало риторики.
Эти недостатки вполне можно устранить в процессе дальнейшей работы автора и театра над пьесой.
В. Павлов».
("Советский Сахалин", 1955, № 198 (21, август), с. 3).

пятница, 21 августа 2015 г.

"Этот год обилием отмечен, весело в колхозе, дела много..."

"...Незаметно кто-то в светлом френче
Из машины вышел на дорогу...
Слушая, как люди напевали
О труде, о золотой награде,
Потихоньку улыбаясь, Сталин –
Весь из песни - подошел к ограде".


65 лет назад советским людям открылось катастрофическое положение в югославской деревне:
«Растет всемирное движение сторонников мира.
(Обзор газеты «За прочный мир, за народную демократию!»)
18 августа в Бухаресте вышел очередной, 33 (93), номер газеты «За прочный мир, за народную демократию!». В газете напечатан ряд статей, отражающих рост всемирного движения сторонников мира, борьбу коммунистических партий, идущих в авангарде этого движения.
В передовой статье «Политика поджигателей войны и положение трудящихся в капиталистических странах», газета разоблачает американских империалистов, усиливших в последнее время гонку вооружений , тяготы которой взваливаются на плечи трудящихся. Газета приводит факты обнищания рабочего класса капиталистических стран и сравнивает их с непрерывным повышением жизненного уровня трудящихся СССР, где «политика мира, борьбы против войны не может не сопровождаться одновременно политикой всемерного улучшения материального положения широчайших масс народа»...
... В газете напечатаны также «Политические заметки» Яна Марека, а также информация и хроника.
В одной из заметок сообщается, что югославские газеты и капиталистическая печать не могут скрыть катастрофического положения в югославской деревне, где крестьяне восстают против грабительской политики фашистского государственного аппарата. В многочисленных сообщениях этой печати указывается, что жители отдельных селений, у которых отбирают все принадлежащее им зерно, уходят в леса, чтобы вести вооруженную борьбу против фашистского режима.
Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» сообщила 1 августа, что 12 крестьян небольшой деревни близ Карловаца (Босния) присуждены к смертной казни за участие в «бунте», во время которого крестьяне вступили в бой с местной полицией. Эта же газета сообщает о других «мятежных выступлениях» в близлежащих районах Боснии.
Все эти факты свидетельствуют о росте сопротивления трудящихся Югославии фашистской клике Тито».
("Советский Сахалин", 1950, № 210 (5, сентябрь), с. 3).

четверг, 20 августа 2015 г.

"Если б знали, насколько мне лучше..."

"... Как мне чудно - хоть кто б увидал: 
Я один пропиваю получку -
И плюс премию в каждый квартал!"


50 лет назад в СССР жены людей труда не могли иногда держать язык за зубами перед членами разных дурацких рабочих комиссий:
«За ушко да на солнышко.
 Прикинулся овечкой.
Слесарь котельного цеха центральной электростанции Михаил Моняков пришел на работу на час позже.
— Беда у меня, дочка заболела, — прикинувшись несчастным человеком, старался разжалобить он коллектив.
Товарищи по работе сочувственно отнеслись к нему. Старший мастер Василий Григорьевич Пристюк отпустил его пораньше домой.
И вот на другой день приходит Моняков на работу. Ребята хотели справиться о здоровье дочери, а как увидели ого, так и ахнули. У Михаила все лицо в синяках, недостает несколько зубов.
— Что случилось? — ужаснулись они.
И слесарь поведал о несчастья, которое свалилось на его голову.
— Иду я от своих родичей в час ночи, — начал вещать с грустью Моняков—и думать ничего не думал, как вдруг встречают меня трое неизвестных. Избили до полусмерти, да и, ободрали, как липку.
Тут, естественно, вопросы:
— Как чувствуешь себя? Куда смотрит милиция?
— Заявил я постовому- милиционеру, — промямлил Моняков.
Ребята бросились к телефону, тормошить милицию. Создали комиссию из рабочих, в которую вошли Григорий Лелюхов, Петр Казаков и Григорий Васильченко.
Они пошли к нему домой, чтобы выяснить все на место. Правда, комиссию немного озадачило то обстоятельство, что Моняков решительно отказался вести домой членов комиссии, сославшись на большую занятость. Но товарищи оказались настойчивыми, пришли на квартиру и услышали про эту историю из уст жены Михаила.
Она имеет другие оттенки и, я думаю, не будет повторением, если перескажу ее еще раз.
В тот злополучный день Михаил Моняков действительно пришел домой «в чем мама родила», если не считать, что на нем остались трусы, да появилась женская кофта. Только пришел он не в час ночи, как говорил, а в семь вечера, пьян до потери сознания.
Жена не очень перепугалась: не раз случалось такое. Она даже не подумала, что на мужа кто-то напал, а вышла на улицу и под забором нашла туфли, на заборе другую одежду.
— Ну и ну, — развели руками товарищи из комиссии. О чем услышали, доложили в цехе.
— Напраслину наговорили, — возмутился слесарь Моняков, — буду жаловаться выше.
Но ему уже не верили. Слесарь Н. Григорьев рассказал про один случаи: однажды Моняков попросил у него три рубля взаймы и тут же купил поллитра водки и нахально напросился в гости. Потом вел себя таким образом, что пришлось его выдворять, применяя физическую силу.
Коммунисты котельного цеха ЦЭС были глубоко возмущены поведением в быту слесаря Михаила Монякова и на партийном собрании, когда разбиралось его персональное дело, не раздалось ни одного голоса в защиту.
Н. Михайлов».

среда, 19 августа 2015 г.

"А если мне всё это надоест – столб вырву, лист газетный подожгу..."

"... Могу какой угодно сделать жест,
Совсем без жестов обойтись могу".


60 лет назад а СССР рабочие одними жестами могли объяснить приезжему практически любую конструкцию:
«Делегация индийских специалистов в Магнитогорске.
Третий день находится в Магнитогорске делегация индийских специалистов. Пока гости только успели ознакомиться с горным хозяйством, коксовым и доменными цехами. Намеченный предварительно рабочий регламент выдерживается не точно. Как только гости попадают в какой-нибудь цех, у них возникает столько вопросов, что часы, отведенные для посещения этого цеха, приходится «растягивать». Глава делегации С. С. Кера говорит:
— Лучше ознакомиться с одним предприятием полностью, чем с двумя половинчато…
…Неотступно следует за начальником доменного цеха В. М. Зудиным начальник производства индийского завода «Тата» инженер С. К. Нанавати. Он задает многочисленные вопросы и все ответы на них тщательно записывает в блокнот. Потом он показывает свои записи В. М. Зудину:- «Правильно ли я записал?».
Хотя индийская делегация состоит из специалистов, их не может интересовать только техника, их интересуют и люди. Магнитогорцы с большой сердечностью относятся к гостям из Индии. На руднике индийский инженер — горняк С. С. Дий подошел к группе рабочих и стал расспрашивать их об устройстве самоопрокидывающихся вагонов. Не зная языка, рабочие наперебой жестами старались объяснить приезжему конструкцию вагонов.
На промывочной фабрике № 1 у одной из машин гости увидели совсем еще юную работницу — Ольгу Мельникову.
— Кем вы работаете? —спросил ее глава делегации С. С. Кера.
— Мастером, — не без гордости ответила девушка.
— Такая молодая и уже мастер? — удивился С. С. Кера.
—Я окончила техникум, — объяснила Ольга Мельникова.
На агломерационной фабрике гости увидели хрупкую невысокого роста девушку в комбинезоне с живыми черными глазами. Они выразили желание познакомиться с ней. Девушка оказалась начальником смены фабрики. Она окончила два года назад Магнитогорский горно-металлургический институт.
—Сколько вы зарабатываете? — спросили ее.
— Полторы тысячи, — ответила Лариса Гуцаленко.
Гости недоверчиво качают головой. Буржуазная пропаганда настойчиво искажала советскую действительность и внушала иные понятия о ней.
— Скажите, — обращается к Ларисе Гуцаленко индийский инженер Б. Д. Калалкар—это правда, что в вашей стране женщина зарабатывает наравне с мужчиной?
Лариса Гуцаленко весело смеется, сверкая черными глазами:
— Конечно, правда! Если моя фабрика выполнит больше, чем соседняя, то я получу больше инженера-мужчины с той фабрики.
Индийский гость удовлетворенно качает головой и горячо пожимает руку советской женщине инженеру».