"...И только заставы не спят, -
И грозное море, и дымные взгорья
О нём в тишине говорят".
О нём в тишине говорят".
65 лет назад
театральная Москва с собственного драматического говна пересаживалась летом на периферийное:
"Театр
Творческое вторжение в жизнь
Летние
гастроли периферийных театров в столице — знаменательное явление в нашей
культурной жизни. С большим интересом смотрят москвичи спектакли Владивостокского
краевого драматического театра имени М. Горького, гастролирующего сейчас в
столице. Это зрелый, творчески интересный коллектив. Он пристально вглядывается
в окружающую жизнь, много и плодотворно работает над созданием собственного
репертуара. Театр выступает, как пропагандист своего замечательного края, как
певец героических дел людей Советского Приморья.
Из шести
спектаклей, показанных в Москве, "Сергей Лазо", " Хрустальный ключ"
и "Разные люди" созданы театром в сотрудничестве с драматургами Е.
Бондаревой и В.
Железняковым на местном материале. Оговоримся сразу, что этим пьесам
свойственны недостатки, и недостатки существенные. Но при всем этом они несут в
себе горячей биение жизни, знакомят зрителей с героями, которых раньше мы не
видели на сцене.
По-разному
звучат эти три спектакля. Но самое ценное в них то, что они утверждают великую
правду нашей жизни. Пьеса Е. Бондаревой "Сергей Лазо" написана к
25-летию советской власти в Приморье. В обстановке глубокой заинтересованности партийной и советской
общественности края, творческого подъема коллектива рождался этот первый, "свой
собственный" спектакль. И теперь, после многих лет сценической жизни, мы
увидели его не увядшим, а напротив, новые краски, новые мотивы, внесенные
дополнительной работой драматурга, режиссера, "старыми" и "новыми"
исполнителями ролей, усилили идейное звучание спектакля, подняли его
художественный уровень.
Театр создал
героический спектакль и при этом избежал той ложной патетики, которая оставляет
зрителя равнодушным. Жаль только, что драматург, а за ним и театр, как
бы усомнившись в своих возможностях донести до зрителя всю глубину драматизма
исторических событий, ввели в целях "занимательности" в пьесу
побочные, подчас ненужные ситуации.
Так же, как
и "Сергей Лазо", вторая пьеса Е. Бондаревой — "Хрустальный ключ"—
заказ театра драматургу.
Пьеса "Хрустальный ключ" далека от того,
что называется "широким полотном".
Театр
поставил скромную задачу рассказать о советской молодежи, призванной служить в
погранвойсках, о воспитании характера, о душевных качествах часто неприметных
с виду людей. Театр сумел использовать богатство красок, взятых из жизни, и с
хорошим вкусом, с чувством меры прибегнул к бытовым подробностям и деталям,
не переступив грани, за которой начинается натуралистичность.
"Разные
люди" В. Железнякова —результат дальнейших поисков "своего"
драматурга, "своей" темы. Пьеса В. Железнякова еще очень
несовершенна: в ней нет четких сюжетных линий, до конца разработанных
характеров, нет и большого, важного
события, которое явилось бы крепким стержнем пьесы. Все это в значительной
степени сковывает коллектив. Спектакль распадается на отдельные сцены,
потому что и режиссер К. Ведерников не нашел своего собственного четкого его
видения. Нельзя, конечно, не пожалеть о том, что театр привез незавершенную работу.
Но и в том, что мы видели, ясна принципиальная позиция, которую занял театр,
стремясь средствами сценического искусства если не решить, то поставить вопрос о разных людях.
Иные
критики, анализируя спектакли с "традиционных" позиций, ошибочно
утверждают, что якобы только пьесы классиков могут стать школой актерского
мастерства. Признавая огромное значение классической драматургии для творческого
роста, актера, хочется указать, что серьезные успехи ждут театр и актера на путях
создания образа нашего современника, на путях создания полноценного советского спектакля.
Вне современной пьесы немыслимо движение вперед любого театрального коллектива.
Об этом, в
частности, свидетельствует опыт Владивостокского театра. Мы убеждаемся, как
плодотворная работа театра над советской пьесой оттачивает актерское и
режиссерское мастерство. Местная тема, тема, рожденная жизнью своего края,
своей области,—это важный показатель политической и художественной зрелости театра.
Она неминуемо выходит за областные границы, если будет решаться через систему образов,
убедительно и ярко отражающих типические
явления нашей жизни.
Местная тема
явилась конкретной формой проникновения театра в жизнь. Она предопределила
поиски новых, еще не проторенных путей, которые говорят о чертах известного
новаторства Владивостокского театра в работе над спектаклем на современную
тему.
Актеры в
спектаклях стремятся своим толкованием обогатить содержание образа.
О них нельзя
сказать, что они лепят форму на готовом каркасе. Что-то свое, присущее только
данному Сергею Голубу ("Хрустальный ключ"), мы видим, когда его
играет Г. Меньшенин. И походка неловкого юноши, только что одетого в форму пограничника,
и серьезная старательность не оплошать и делать все по уставу, и в то же время
романтическая приподнятость духа, когда он идет на боевое задание,—где это
вычитано, по каким программам вуза выучено? Спектакль отвечает: это —жизнь! В
том же спектакле мы видим великолепный актерский дуэт Г. Анитина и А. Присяжнюка
в превосходно сыгранной ими сцене "песни".
Для
спектаклей Владивостокского театра характерна ансамблевая слаженность актерского
коллектива. В этом большая заслуга режиссуры.
Но ставя
себе задачу в этой статье анализировать игру исполнителей, мы лишь отметим, что
успех этих спектаклей является результатом большой творческой работы,
вдохновенного проникновения в образы таких зрелых мастеров сцены, как народный
артист РСФСР Г. Антошенков, заслуженные артисты РСФСР Н. Колесников, П. Попов,
Г. Розанов, артисты М. Парамонова, Е. Соловьева, Г. Анитин, Н. Морщаков, А.
Присяжнюк, В. Соколовский, и молодых актеров, как В. Долматова, Е. Шальников,
А. Задачин, Г. Меньшенин.
Призывая
театры работать над сценическим воплощением пьес, посвященных местным
темам, мы отнюдь не собираемся ориентировать их на узость восприятия жизни, на
областную ограниченность. Нет. Известно, что не может быть драматургии калужской или брянской. Но,
глубоко изучая местную жизнь, выступая патриотом своей республики, края,
области, создавая полноценные художественные произведения драматургии,
посвященные героическим делам тружеников Алтая, Казахстана, Сибири, Дальнего
Востока и других районов нашей страны, театр тем самым расширяет наше
представление о советской действительности, ибо "местная" жизнь есть
составная, неразрывная часть нашей многогранной, кипучей, большой советской
жизни, проникновение в которую всегда оплодотворяет искусство.
Спектакли
Владивостокского театра убеждают нас воочию, как неизмеримо выросла
профессиональная культура местных театров, на какой бы далекой "периферии"
они ни находились. Совершенно новое качество обрел периферийный театр —он стал
подлинно общественной трибуной, активным участником строительства новой жизни
во всех уголках нашей страны.
Галина Кормушкина".
("Известия",
1955, № 180 (31 июля), с. 3).