среда, 30 ноября 2016 г.

"Здесь, где в давние годы бродил я один..."

"… Здесь, где детство мое затерялось бесследно,
Запылали костры пионерских дружин,
Пионерские горны запели победно…"


70 лет назад  в СССР центральные моменты в развитии сюжета приводили детский зрительный зал в возбужденное состояние:
«В. Жданов
«Особое задание»
Комедия С. Михалкова в Центральном Детском театре
Занавес открывается в ту минуту, когда военная игра пионеров – в самом разгаре. Разделившись на два лагеря – «северян» и «южан», пионеры «воюют» по всем правилам военной тактики. Мы, зрители, очень быстро оказываемся вовлеченными в водоворот событий. Идут поиски разведчиков, берут в плен «языка», составляются планы боевых операций, применяется военная хитрость. Все, как на войне. К элементам военного повествования примешиваются элементы детектива, своеобразно преломленного в масштабах детского спектакля.
Вот один из центральных моментов в развитии сюжета, приводящий зрительный зал в возбужденное состояние. Смелая девочка Женя Хват проникает на мирную дачу, в спокойный семейный дом; пользуясь военной неопытностью своей подруги, она выведывает «военную тайну», затем, улучив минуту, ловко связывает руки подружке и на глазах восхищенных зрителей извлекает знамя «вражеского» лагеря, запрятанное в водосточной трубе. Затем она прячет его в портфель и, вновь превратившись в скромную девочку, как ни в чем не бывало прощается с хозяевами и покидает дачу.
Детвора следит за этой сценой с таким же напряжением, как если бы перед нею развертывалась не игра, а настоящие события. Неважно для зрителей, что Женя Хват сама огорчена тем, что ей приходится доставить маленькую неприятность милой девочке (кому же приятно остаться со связанными руками и завязанным ртом, чувствовать себя беспомощной и одураченной – хотя бы и в шутку?). Неважно, что Женя говорит ей слова утешения, ссылаясь на долг «разведчика». Для ребят важно, что она выполнила этот долг, с блеском справилась со своим «особым заданием», тем самым предрешив победу своего лагеря. Важно, что она обнаружила сноровку, хладнокровие, хитрость, умение ориентироваться в сложной обстановке – все те качества, которые необходимы пионеру, занятому военной игрой, но еще более необходимы настоящему бойцу и солдату.
И недаром юные зрители воспринимают все это вполне серьезно, забывая, что перед ними – не солдаты, а пионеры, не два врага, а две подруги, не война, а игра. Их захватывает напряженность самой ситуации, и нужны ли лучшие доказательства того, что детский театр может формировать сознание своих зрителей отнюдь не только языком драмы и средствами серьезного спектакля!
Но дело не только в напряженности ситуации, дело еще в игре исполнителей, которым принадлежит немалая роль в успехе этого спектакля. Актеры Г. Хижнякова (Гаврик), Г. Иванова (Вовка), М. Зайцев (командир «северян» Миша) и в особенности Л. Чернышева (Женя Хват) ведут свои роли с таким увлечением, с такой непосредственной верой в то, что их герои не просто участвуют в военной игре, но и в самом деле «воюют», что и зрителям сообщается их увлечение. Л. Чернышева своей темпераментном игрой сумела создать отличный образ смелой, волевой девочки, чьей находчивости и ловкости может позавидовать любой мальчик. Женя Хват быстро становится любимицей публики. Ей веришь и тогда, когда по ходу дела она должна изображать мальчика, и когда, вообразив себя разведчиком, она ловко и точно, с чувством ответственности, выполняет трудное задание.
Характеристики ребят, данные в пьесе, отличаются живостью и разнообразием. Рядом с энергичной Женей – рассеянный и вялый командир «южан», рядом с горячим и стойким Гавриком – малодушный и рыхлый толстяк Сережа (его отлично играет А. Кудрявцева). Правда, не все образы пионеров подробно разработаны автором и многое в этом смысле додумано и доделано актерами под руководством постановщика спектакля И. Раппопорта. Хочется, чтобы пьесы о наших детях, в том числе и комедия, еще глубже раскрывали перед нами детский характер, сложный мир детской души, показывали его с той психологической конкретностью, которая считается необходимой, когда речь идет о пьесе со «взрослыми» героями.
Наши юные зрители давно уже мечтают о хорошей современной комедии. Их, как известно, почти нет. Послевоенная тема вообще отсутствует в детской драматургии. Не использована она и в комедии.
Сергей Михалков, создавший вместе с Центральным детским театром уже второй комедийный спектакль, делает очень нужное дело. Нельзя сказать, что в новом спектакле полностью решена задача создания современной комедии для детей. Проблема положительного героя, характер юмора и сатиры в детской комедии и многие другие вопросы продолжают требовать пристального внимания от драматургов, и никто не думает, что их можно разрешить силами одного автора и в одном произведении. И нет сомнения, что новая пьеса С. Михалкова – очень интересный и важный факт на пути к созданию детского комедийного спектакля.
Достоинство пьесы «Особое задание» в том, что она преподносит зрителю мысли автора ненавязчиво, без сухих нравоучений и дидактики, которые всегда вредят искусству, а в театре для детей становятся вдвойне непереносимыми. Идея дружбы, товарищества, осуждение малодушия, мысль о необходимости преодолевать трудности – словом, все то, что хочет сказать автор своим зрителям, вытекает из самого действия, из сюжета пьесы. Моральные и психологические мотивы, затронутые в пьесе, настолько актуальны и жизненно важны для детской аудитории, что придают спектаклю несомненное воспитательное значение.
Постановка выдержана в светлых, мажорных тонах. Оформление со вкусом, изобретательно выполнено художником Б. Матруниным, оно подчеркивает жизнерадостное звучание спектакля, радующее не только юных, но и взрослых зрителей».
"Литературная газета", 1946, № 48 (30, ноябрь), с. 4).

вторник, 29 ноября 2016 г.

"Голоса летят навстречу, вдоль цехов шагаю я…"

"…Улыбаются сердечно
Мне мои друзья".


60 лет назад в СССР причиной подавляющего большинства неприятностей считался отрыв от коллектива:
«Коллектив осуждает нарушителя дисциплины
Водка до добра не доводит. Подручный сталевара второго мартеновского цеха Усманов, пока не пил, не попадал ни в какую «историю». А как поехал в Агаповку погостить, напился, похулиганил, то и в милиции пришлось отсидеть три дня. Освободившись от этой неприятности, он еще дома просидел два дня.
23 ноября дело о нарушителе норм социалистического поведения разбирал товарищеский суд.  Вся смена т. Прокофьева присутствовала на разборе этого дела в красном уголке.
Сталеплавильщики осуждали нарушителя. Подручный сталевара т. Горбунов указал на отрыв Усманова от коллектива, что и привело к неприятным последствиям. Подручный сталевара т. Белоусов тоже возмущался поступком Усманова и призывал его образумиться, не позорить цех.
Товарищеский суд постановил просить начальника цеха перевести Усманова на 2 месяца на нижеоплачиваемую работу.
В. Васильев».

понедельник, 28 ноября 2016 г.

"Только напрасно вопят и беснуются за океаном дельцы…"

"… С грозным «долой» вышли смело на улицу
Мира бойцы".


65 лет назад мощный отпор из Полысаевского стройуправления получали американские дельцы :

«Не выйдет!

Хотят войну разжечь опять
Дельцы, банкиры с Уолл-стрита,
Из жертв доходы извлекать,
Свой «бизнес» делать на убитых.

Но нет, не выйдет, господа!
Простые люди всей планеты
Вам не позволят никогда
Чеканить из смертей монеты.

Мы мир храним. И мы сильны
Стремленьем к миру непреклонным.
В любом краю любой страны
Идущих с нами – миллионы.

Пусть охладит свой пыл банкир,
Взглянув, как мы стеною встали.
Мир победит: борьбой за мир
Руководит великий Сталин.

Л. Золотых,
проходчик Полысаевского стройуправления.
Гор. Ленинск-Кузнецкий».

("Комсомолец Кузбасса», 1951, № 142 (28, ноябрь), с. 1).

воскресенье, 27 ноября 2016 г.

"Враг не даром злится, враг не зря боится... "

"...Партизанских наших рот. 
Ночь - ему не спится,
 
А заснет - так снится
 

Четкий партизанский пулемет".


75 лет назад чудеса трудового героизма проявляли некоторые советские люди на временно оккупированных территориях:
"Люди, восстанавливающие хозяйство города
Радиоузел готов к работе
В аппаратную ворвалась группа вооруженных людей.
- Почему медлите с разрушением радиоузла?— грозно крикнул главный из них и, выхватив маузер, дал очередь по приборам. Его примеру последовали другие, открыв огонь по аппаратам из винтовок и наганов. Один из них схватил двумя руками топор и, высоко занося его над головой, начал рубить обмотку, дорогостоящее оборудование.
В течение нескольких минут радиоузел был превращен в груду развалин. Но не все уничтожили варвары. Сюрменьян вместе с работником Ярошинским, когда ушли бандиты, снял уцелевшее оборудование, и с помощью линейного техника Титова и участкового надсмотрщика Воронкина спрятали в надежное место.
А когда в наш город вошли германские войска, Сюрменьян собрал нужных людей и занялся восстановлением радиоузла. Работали с энтузиазмом и энергией, по 18—20 часов в сутки.
Задание по монтажу аппаратуры выполняли техник Титов, подручный Цыганков и другие. Нужно было восстановить разорванные соединительные цепи на линиях. Это было поручено бригаде рабочих во главе с техником Колесниченко и бригадиром по ремонту Пидгайным.
Холодный, жесткий ветер жег лицо. Люди шли от столба к столбу, проверяя линию. Им приходи лось не только распутывать и восстанавливать обрывы, но и рыть ямы, заново закапывать столбы и ставить обвалившиеся мачты. Они блестяще справились с работой, восстановив 50 километров линии. Радиоузел полностью восстановлен и готов к работе.
В. Чумаченко."
("Донецкий вестник", Юзовка, 1941, № 4 (27, ноябрь), с. 3).

"Как всякий факт на всяком бланке…"

"… Так все дознанья хороши 
О вакханалиях изнанки 
Нескучного любой души".


65 лет назад правительству Чехословацкой Республики было чем поделиться с людьми труда:
«Сообщение правительства Чехословацкой Республики
Прага, 27 ноября. (ТАСС). Сегодня в Праге опубликовано следующее правительственное сообщение:
По предложению премьер-министра и в соответствии с параграфом 74 конституции президент республики освободил Рудольфа Сланского из состава правительства и с поста заместителя премьер-министра. Рудольф Сланский сложил с себя полномочия депутата национального собрания.
Так как во время следствия по делу антигосударственных заговорщицких групп в последнее время выявились ранее не известные факты, уличающие Рудольфа Сланского в активной антигосударственной враждебной деятельности, он подвергнут предварительному заключению».
("Бурят-Монгольская правда", 1951, № 235 (30, ноябрь), с. 4).

суббота, 26 ноября 2016 г.

"В небе столько звездочек нету в синеве…"

"… Сколько дум у Сталина
В светлой голове".


70 лет назад сквозь непролазную темень светилось в Кремле высокое оконце:
«Сергей Феоктистов
За горой уснуло солнце…
За горой уснуло солнце,
Бродит полночь по земле.
Лишь высокое оконце
Ярко светится в Кремле.
Ходит Сталин по светлице,
Курит трубку у окна,
От границы до границы
Вся страна ему видна.
Все тропинки, все заставы,
В росах буйные луга…
Вся великая держава,
Одолевшая врага.
Видит он, как вольный ветер
Носит песни по стране,
Как счастливо наши дети
Улыбаются во сне.
Как встают в Донбассе шахты,
Как бежит к Днепру ручей,
Как несут ночную вахту
У мартеновских печей.
Что таит в своих глубинах
Неизведанный Хинган,
Как на берег Сахалина
Выбегает океан.
Чей корабль уходит в море,
В заполярную пургу,
Кто не спит всю ночь в дозоре
На Курильском берегу.
Все он видит, все он слышит
Сердцем горного орла.
В золотую книгу пишет
Все свершенные дела.
Встанет солнце за горою
И узнает вся страна
Новых сталинских героев
Дорогие имена».
("Советский Сахалин", 1946, № 235 (26, ноябрь), с. 3).

пятница, 25 ноября 2016 г.

"Почетно быть таким солдатом…"

"... Отважным рыцарем труда.
Предвидя всё, еще в тридцатом
Сам Сталин их послал сюда".


60 лет назад в СССР дяди и тети не всегда советовали что-нибудь путное подручным сталеваров:
«„Исповедь" прогульщика
Прогулял подручный сталевара первого мартеновского цеха В. И. Лычак три дня, пришел в цех, икая, зевая и почесываясь.
А мы тебя разыскивали, всю милицию на ноги поставили.
—В морге даже справлялись.
— Где был?
Такие слова слышал В. Лычак со всех сторон, подумал, взял лист бумаги и написал на имя начальника цеха т. Трифонова пространную «исповедь»:
«18 ноября сего года я поехал к отцу жены на станцию Джабык, в понедельник 19 ноября я был выходной.
Но, так как я был в нетрезвом виде и послушал дядей и тетей, то прогулял еще три дня, т. е. 20. 21 и 22 ноября».
Прочитал, вздохнул и дописал:
«Прошу администрацию цеха наложить на меня строгое взыскание, чтобы другим не было повадно делать прогулы.
В. Лычак».
Прочел и успокоился: согрешил — покаялся, все в порядке, комар носа не подточит. Надеемся, что начальник цеха т. Трифонов вникнет в «исповедь» Лычака и наложит на него такую «эпитимию», чтобы ему «не было повадно» позорить звание металлурга».

четверг, 24 ноября 2016 г.

"Знает каждый в Советской стране…"

"… От Курильской гряды до Артека -
Что к труду и борьбе ты готов, пионер,
Гражданин двадцать первого века!"


40 лет назад в СССР никто не любил хныкать на правом фланге:
«Малая пионерская энциклопедия
Правофланговый
На правом фланге пионерского строя всегда твой старший вожатый – пионерский комиссар, знаменосцы, горнисты и барабанщики – лучшие из лучших, кому доверена высокая честь вести за собой пионерскую дружину. На правом фланге дружины всегда лучший отряд – самый боевой, самый дружный, умеющий хорошо учиться и трудиться. На правом фланге Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина – пионеры – Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда, орденоносцы, чья жизнь – пример для каждого из вас. Значит, правофланговый отряд (дружина) – это тот отряд (дружина), который всегда и во всем впереди: в учебе, труде, общественной работе, спорте. В таком коллективе всем есть дело по душе, всем интересно работать.
В правофланговом коллективе все ребята принципиальны, умеют постоять за честь друга, звена, отряда, всей дружины. Здесь не любят хныкать, а умеют действовать, начинать новые интересные дела и доводить их до конца. Правофланговый отряд (дружина) заботится не только о своих успехах и наградах, а помогает другим стать правофланговыми. Сколько же в стране правофланговых отрядов и дружин? В рапорте Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза есть такая строка: «Шагая маршрутами Всесоюзного марша пионерских отрядов «Берем с коммунистов пример!», миллионы юных ленинцев добились отличных успехов в учебе, общественно-полезных делах. Десять тысяч пионерских дружин и сто тысяч пионерских отрядов получили звание «правофланговых». Это каждая десятая дружина и каждый восьмой отряд.
Добейся, чтобы и твой отряд, твоя дружина стали правофланговыми и получили право рапортовать коммунистам и комсомольцам об успехах на марше «Идем дорогой Ленина, дорогой Октября!», быть награжденными переходящим памятным знаменем ветеранов партии, трудовых коллективов, воинских частей».
"Пионер", 1976, № 11 (ноябрь), с. 39).

среда, 23 ноября 2016 г.

"Горды своим величием и ростом, навстречу наступающим векам…"

"…Товарищ Сталин, по кремлевским звездам
Идут народы, как по маякам!"


60 лет назад венгерские рабочие уже давно хотели работать на манер писателей с актерами:
«К положению в Венгрии
Будапешт, 23 ноября (ТАСС). Сегодня газета «Непсабадшаг» опубликовала заявление Союза венгерских писателей, в котором говорится, что писатели считают необходимым возобновление всей производственной жизни страны.
Общественным и экономическим строем Венгрии, заявляют писатели, должен быть социализм, построенный демократическим путем, с учетом национальных особенностей, при сохранении земельной реформы 1945 года и национализации заводов, крупных предприятий, шахт и банков.
С заявлением Союза писателей солидаризировался Союза венгерских актеров.
Будапешт, 23 ноября (ТАСС). По сообщению газеты «Непсабадшаг», против объявленной вчера Будапештским рабочим советом забастовки выступил рабочий совет Чепельского металлургического комбината. Он считает такое решение тяжкой ошибкой, потому что оно препятствует нормализации производства. Чепельский рабочий совет придерживается той точки зрения, что дальнейшая забастовка служит не интересам рабочих, а подрыву власти рабочих и единства рабочего класса.
Газета сообщает также, что имеется немало примеров того, что чуждые элементы ловко пробираются в рабочие советы и изнутри стараются препятствовать осуществлению правильных мероприятий. Что ищет, например, пишет газета, в рабочем совете фабрики готового платья «Первого мая» бывший акционер ниточной фабрики, причем занимая пост председателя? Рабочий совет находится под его влиянием и поэтому проголосовал за 48-часовую забастовку. Рабочие уже давно хотят работать и протестуют против того, чтобы от их имени выступали бывшие капиталисты.
В других местах рабочие советы – в противовес постановлению правительства – выдают зарплату тем, кому она не положена. Так, например, на бельевой фабрике рабочий совет продает рубашки и вырученные деньги выплачивает бастующим. Иными словами, бастующие содержатся на государственные деньги... На заводе электромашин и кабеля для этой цели продаются стиральные машины. На Кебаньской фабрике эмалированных изделий – посуда. Нет никакого сомнения в том, что такие рабочие советы не представляют подлинных интересов трудящихся».
("Восточно-Сибирская правда", 1956, № 274 (25, ноябрь), с. 4).

вторник, 22 ноября 2016 г.

"За всё моя совесть потом расквитается…"

"… А нынче бы надо со мной погодить:
Прибыток в дому у меня ожидается –
Невестка мне внука должна народить".


65 лет назад в СССР даже самых бесстыжих советских поэтов едва ли пускали в спецхран читать журнал «Тайм»: 

«С. Маршак
Было бы корыто…
                             «Тито – большая свинья, но это – наша свинья».
                                                            Из американского журнала «Тайм»

В бойком и ходком журнале
Авторитетной статьей
Янки открыто
Признали
Тито
Большою свиньей.

Впрочем,
Его утешая,
Так заявляет статья:
«Пусть он свинья –
И большая, -
Все же он – наша свинья!»

Вместе с жуком Колорадо,
Пущенным Штатами
В ход,
Эта свинья из Белграда
Лезет в чужой огород.
Всех ли сын манов
И тито
Рады кормить господа…
Было бы только
Корыто, -
Тито найдутся всегда!»

"Литературная газета", 1951, № 138 (22, ноябрь), с. 3).

понедельник, 21 ноября 2016 г.

"Вчера он торчал на концерте…"

"… Ему не терпелось до смерти 
Обрушить на нервы мои 
Дешевые чувства свои".


65 лет назад на советских киноэкранах вступала в семью артистов Большого театра молодая смена:
«Кино
«Большой концерт»
Производство киностудии «Мосфильм». Постановщик В. Строева, операторы М. Гиндин и В. Николаев, звукооператор Б. Вольский. Музыка композитора Н. Крюкова.
Славным мастерам лучшего в мире театра посвящен этот новый цветной художественный фильм.
… Большой театр. Идет опера А. Бородина «Князь Игорь». Сегодня в гостях у прославленного театра колхозники подшефного колхоза «Победа».
В спектакле заняты лучшие силы театра: партию князя Игоря исполняет А. Пирогов, Кончака – М. Михайлов. В половецких плясках выступают солистки балета О. Лепешинская и Е. Чикваидзе. Оркестром дирижирует выдающийся советский дирижер Н. Голованов. Мастерское исполнение партий, великолепная постановка сцен вызывают бурю оваций у зрителей. Благодарные зрители преподносят свои шефам огромные букеты цветов.
Расставаясь с шефами, колхозники приглашают артистов театра на свой праздник: осенью колхоз «Победа» отмечает свой 20-летний юбилей.
… Ключом бьет веселье на колхозном празднике. На клубной сцене выступают и прославленные артисты, и участники сельской самодеятельности. Вместе с народным хором поет «Трудовую колхозную» известная всей стране певица Большого театра В. Давыдова.
Проходит немного времени, и студентами консерватории становятся бывшая колхозница Наташа Звездина и рабочий Уфимцев (артист Большого театра А. Огнивцев). Фильм раскрывает характерную черту советского театра – тесную дружбу коллектива театра с народом, показывает, насколько любовно и внимательно старшее поколение артистов воспитывает артистическую молодежь.
Студенты консерватории присутствуют на репетиции в Большом театре. Они смотрят отрывки из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» и из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Вместе с ними зритель любуется танцевальным искусством талантливым балерин М. Семеновой и М. Плисецкой в «Лебедином озере» и восхищается пленительным образом Джульетты, созданным замечательной советской балериной Галиной Улановой.
«Большой концерт кончается вступлением в семью артистов Большого театра молодой смены. Вместе с лучшими мастерами театра исполняют они на концерте кантату «Песня о Родине», написанную для фильма композитором Н. Крюковым.
Новый фильм, знакомящий с блестящим мастерством коллектива Большого театра, 175-летний юбилей которого недавно торжественно отметила вся страна, - большой и ценный подарок советскому зрителю.
Э. Суворова».
("Комсомолец Кузбасса», 1951, № 139 (21, ноябрь), с. 4).

воскресенье, 20 ноября 2016 г.

"Они стоят плечом к плечу…"

"…У них спокойный вид,
И Сталин что-то Ильичу
С улыбкой говорит".


65 лет назад в СССР очень правильно поступали как режиссура, так и драматургия:
«”Незабываемый 1919-й”
Постановка областного драматического театра
… Единство партии и народа – главная, генеральная тема пьесы «Незабываемый 19919-й». И правильно поступила режиссура спектакля (постановщик В. М. Тихонович, режиссер Э. В. Кондэ), сосредоточив основное внимание на решении этой темы.
Уже в первой картине, когда на сцене происходит знаменательный разговор о судьбах молодой Советской республики, о судьбах революции, перед нами незримо присутствует народ – сплоченный, сильный, полный стремления к победе. В открытое окно ленинского кабинета доносится боевая мелодия песни «Смело, товарищи, в ногу», слышна чеканная поступь полков, идущих на фронт, на защиту Родины.
О думах петроградского пролетариата, о чаяниях всего трудового народа России говорят В. И. Ленин и И. В. Сталин. Исполнители заглавных ролей находят в этой картине выразительные сценические средства для того, чтобы передать отеческую заботу вождей партии и государства о народе.
Вот артист П. М. Винников, исполняющий роль В. И. Ленина, говорит о том времени, когда будет покончено с гражданской войной и наступит мирное строительство. Подлинная поэзия большевистской мечты звучит в скупых, простых словах.
- … Народ у нас чудесный… Одолеем… Останется позади эта гражданская война, откроется мирное строительство. Как оно привлекает! Мы хотим его, ждем его… Посвятим ему все свои усилия, всю свою жизнь.
Взгляд Ильича в эту минуту устремлен вперед, в будущее. И кажется, что он видит не только завтрашний день страны, но и другие более отдаленные дни, наше счастливое сегодня… А рядом с Лениным его верный друг, ученик, соратник – человек, который воплотил в жизнь эти великие заветы и победоносно ведет советский народ к коммунизму.
Артист В. В. Лещев, играющий роль И. В. Сталина, передает его одухотворенность мечтой Ильича. И зрительный зал с волнением следит за беседой великих людей, захвачен ею.
Ленин появляется на сцене только в прологе. Но его присутствие мы ощущаем на протяжении всего спектакля.
Волю Ленина, волю Центрального Комитета осуществляет товарищ Сталин, которого партия всегда направляла на самые ответственные, на самые трудные участки.
Одна из наиболее удачных массовых сцен в спектакле – это сцена появления товарища Сталина в окопах красноармейцев, готовящихся к последнему броску на мятежный форт.
При виде Народного комиссара лица бойцов озаряются радостью, гордостью. Сталин с нами, Сталин на переднем крае! А где Сталин – там победа!
Режиссура и артисты показали в этой сцене глубокое понимание не только текста, но и подтекста пьесы. То, чего не написано словами, красноречиво выражают взгляды, жесты, движения.
Правдив в своем скрытом волнении старик Потапов (артист Н. И. Харченко), выразителен полный готовности исполнить приказ Сталина военный моряк Шибаев (артист П. Ф. Скворцов), вызывает улыбку своей горячностью молодой Потапов (артист В. К. Венгер). Все они устремляются к Сталину.
Артист В. В. Лещев в этой сцене наиболее прост, обаятелен, внутренне подтянут. Фразы о необходимости разведки перед боем произносятся им с большой убежденностью и спокойствием полководца, за плечами у которого оборона Царицына, блестящие операции под Пермью.
Линия духовного единства товарища Сталина с народом продолжается и развивается в спектакле от картины к картине. Зритель надолго запомнит теплую задушевную беседу Иосифа Виссарионовича с питерскими рабочими Потаповым, Иванченковым (артист А. И. Тишин), Даниловой (артистка В. И. Миржинская), запомнит и сцену совещания в Ораниенбауме, когда товарищ Сталин изложил гениальный план разгрома фортов с моря, суши и воздуха и смело опрокинул  псевдонаучные теоретические положения, основанные на опыте иностранных флотов.
С каким вниманием, восторгом слушают его в этой сцене красные командиры и комиссары. И, наоборот, у предателей, так называемых технических специалистов полковника Буткевича (артист И. А. Московченко) и капитана 1-го ранга Рыбалтовского (артисты В. А. Деньгин и В. В. Серебряков) смелость и широта сталинского замысла рождают растерянность, страх. Они съеживаются на стульях, нервничают.
Исполнители ролей Ленина и Сталина артисты П. М. Винников и В. В. Лещев о многом рассказали зрителю с волнением и страстью. Но актерам еще не всегда удается добиться полного, органичного слияния внешнего и внутреннего рисунков исполнения. Особенно это относится к артисту В. В. Лещеву. Иногда мы видим в его игре характерные жесты, движения, но не чувствуем за ними внутренней силы сталинского темперамента. И тогда неторопливость оборачивается вдруг медлительностью, спокойствие – холодностью.
Над дальнейшим углублением, шлифовкой этих ответственных ролей предстоит еще немало поработать. И радостно отметить уже теперь, что от спектакля к спектаклю артисты П. М. Винников и В. В. Лещев играют правдивее, лучше.
Рабочие и матросы, с которыми знакомит нас спектакль, хорошо характеризуют весь лагерь революции. В нем – люди сильные, смелые, полные энтузиазма, готовые до последней капли крови честно служить общему, народному делу. Незаурядные способности, смелую инициативу, острый ум открыла в них революция. Их закаляла и растила в огне сражений большевистская партия, Ленин и Сталин.
Вот он, герой дней революции и гражданской войны – моряк Шибаев.
Дисциплинированный, подтянутый, волевой воспитанник большевистской партии, он на глазах зрителя мужает, набирается сил. Именно так воспринимается образ Шибаева в исполнении артиста И. Ф. Скворцова.
Глубокое внутреннее превосходство своего героя над затаившимися предателями Родины и шпионами-дипломатами передает артист И. Ф. Скворцов в сцене обыска у мадам Буткевич. Особенно запоминается момент, когда пойманный с поличным мистер Боб (артист Э. В. Кондэ), защитно выставив ладонь, загораживается от Шибаева:
- Я – американский поданный… Я – Америка…
- Шшш… Америка, тихо. Взять его!..
Презрение, спокойную силу вложил артист в эту короткую реплику Шибаева…
… Английского шпиона Дэкса также играют два исполнителя. Оба они показали зрителю интересные работы. Однако, артист В. В. Серебряков более метко, тонко раскрывает темную, страшную душу этого посланца Черчилля.
У артиста В. А. Деньгина Дэкс несколько упрощен, расплывчат. Особенно это относится к сцене, где Дэкс – В. А. Деньгин – выдает себя за матроса. Истинное лицо врага зритель здесь временами теряет…
… Иркутский областной драматический театр создал интересный спектакль о героическом прошлом нашего народа, о деятельности вождей революции Ленина и Сталина. Воспитательное значение спектакля неоспоримо.
Л. Тихонова».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 272 (20, ноябрь), с. 3).

суббота, 19 ноября 2016 г.

"На подвиг большой окрыляя народ у домен, машин, наковален…"

"… Обходит страну всю по фронту работ
Генералиссимус Сталин".


65 лет назад в СССР всё никак не унимался великий вождь и друг:
«Вас. Муравьев
Великий план
Фронт, как прежде, с севера на юг.
Сталин вновь над картою Отчизны.
Это он – великий вождь и друг
Создал план – поэму коммунизма.
Мы изменим климат и природу,
Лес посадим, у прудов и рек,
На поля колхозов двинем воду,
Победит советский человек.
Преградим дорогу суховею.
Мы вступили с засухой в войну,
И по мудрой сталинской идее
В сад цветущий превратим страну».
("Советский Сахалин", 1951, № 271 (18, ноябрь), с. 3).