"… Здесь, где детство
мое затерялось бесследно,
Запылали костры
пионерских дружин,
Пионерские горны
запели победно…"
70 лет назад в СССР центральные моменты в развитии сюжета
приводили детский зрительный зал в возбужденное состояние:
«В. Жданов
«Особое задание»
Комедия С. Михалкова
в Центральном Детском театре
Занавес открывается
в ту минуту, когда военная игра пионеров – в самом разгаре. Разделившись на два
лагеря – «северян» и «южан», пионеры «воюют» по всем правилам военной тактики.
Мы, зрители, очень быстро оказываемся вовлеченными в водоворот событий. Идут
поиски разведчиков, берут в плен «языка», составляются планы боевых операций,
применяется военная хитрость. Все, как на войне. К элементам военного
повествования примешиваются элементы детектива, своеобразно преломленного в
масштабах детского спектакля.
Вот один из
центральных моментов в развитии сюжета, приводящий зрительный зал в возбужденное
состояние. Смелая девочка Женя Хват проникает на мирную дачу, в спокойный
семейный дом; пользуясь военной неопытностью своей подруги, она выведывает
«военную тайну», затем, улучив минуту, ловко связывает руки подружке и на
глазах восхищенных зрителей извлекает знамя «вражеского» лагеря, запрятанное в
водосточной трубе. Затем она прячет его в портфель и, вновь превратившись в
скромную девочку, как ни в чем не бывало прощается с хозяевами и покидает дачу.
Детвора следит за
этой сценой с таким же напряжением, как если бы перед нею развертывалась не
игра, а настоящие события. Неважно для зрителей, что Женя Хват сама огорчена
тем, что ей приходится доставить маленькую неприятность милой девочке (кому же
приятно остаться со связанными руками и завязанным ртом, чувствовать себя
беспомощной и одураченной – хотя бы и в шутку?). Неважно, что Женя говорит ей
слова утешения, ссылаясь на долг «разведчика». Для ребят важно, что она
выполнила этот долг, с блеском справилась со своим «особым заданием», тем самым
предрешив победу своего лагеря. Важно, что она обнаружила сноровку,
хладнокровие, хитрость, умение ориентироваться в сложной обстановке – все те
качества, которые необходимы пионеру, занятому военной игрой, но еще более
необходимы настоящему бойцу и солдату.
И недаром юные
зрители воспринимают все это вполне серьезно, забывая, что перед ними – не
солдаты, а пионеры, не два врага, а две подруги, не война, а игра. Их
захватывает напряженность самой ситуации, и нужны ли лучшие доказательства
того, что детский театр может формировать сознание своих зрителей отнюдь не
только языком драмы и средствами серьезного спектакля!
Но дело не только в
напряженности ситуации, дело еще в игре исполнителей, которым принадлежит
немалая роль в успехе этого спектакля. Актеры Г. Хижнякова (Гаврик), Г. Иванова
(Вовка), М. Зайцев (командир «северян» Миша) и в особенности Л. Чернышева (Женя
Хват) ведут свои роли с таким увлечением, с такой непосредственной верой в то,
что их герои не просто участвуют в военной игре, но и в самом деле «воюют», что
и зрителям сообщается их увлечение. Л. Чернышева своей темпераментном игрой
сумела создать отличный образ смелой, волевой девочки, чьей находчивости и
ловкости может позавидовать любой мальчик. Женя Хват быстро становится
любимицей публики. Ей веришь и тогда, когда по ходу дела она должна изображать
мальчика, и когда, вообразив себя разведчиком, она ловко и точно, с чувством
ответственности, выполняет трудное задание.
Характеристики
ребят, данные в пьесе, отличаются живостью и разнообразием. Рядом с энергичной
Женей – рассеянный и вялый командир «южан», рядом с горячим и стойким Гавриком
– малодушный и рыхлый толстяк Сережа (его отлично играет А. Кудрявцева).
Правда, не все образы
пионеров подробно разработаны автором и многое в этом смысле додумано и
доделано актерами под руководством постановщика спектакля И. Раппопорта.
Хочется, чтобы пьесы о наших детях, в том числе и комедия, еще глубже
раскрывали перед нами детский характер, сложный мир детской души, показывали
его с той психологической конкретностью, которая считается необходимой, когда
речь идет о пьесе со «взрослыми» героями.
Наши юные зрители
давно уже мечтают о хорошей современной комедии. Их, как известно, почти нет.
Послевоенная тема вообще отсутствует в детской драматургии. Не использована она
и в комедии.
Сергей Михалков,
создавший вместе с Центральным детским театром уже второй комедийный спектакль,
делает очень нужное дело. Нельзя сказать, что в новом спектакле полностью
решена задача создания современной комедии для детей. Проблема положительного
героя, характер юмора и сатиры в детской комедии и многие другие вопросы
продолжают требовать пристального внимания от драматургов, и никто не думает,
что их можно разрешить силами одного автора и в одном произведении. И нет
сомнения, что новая пьеса С. Михалкова – очень интересный и важный факт на пути
к созданию детского комедийного спектакля.
Достоинство пьесы
«Особое задание» в том, что она преподносит зрителю мысли автора ненавязчиво,
без сухих нравоучений и дидактики, которые всегда вредят
искусству, а в театре для детей становятся вдвойне непереносимыми. Идея дружбы,
товарищества, осуждение малодушия, мысль о необходимости преодолевать трудности
– словом, все то, что хочет сказать автор своим зрителям, вытекает из самого
действия, из сюжета пьесы. Моральные и психологические мотивы, затронутые в
пьесе, настолько актуальны и жизненно важны для детской аудитории, что придают
спектаклю несомненное воспитательное значение.
Постановка выдержана
в светлых, мажорных тонах. Оформление со вкусом, изобретательно выполнено
художником Б. Матруниным, оно подчеркивает жизнерадостное звучание спектакля,
радующее не только юных, но и взрослых зрителей».
"Литературная
газета", 1946, № 48 (30, ноябрь), с. 4).