"… В
каждом перечне громких имен.
Труд геройский
признаньем увенчан
И наградой
страны озарен".
65 лет назад в
СССР чётко делили работу с покупателями продавщицы Закирова и Буркаева:
"В
защиту покупателя
С целью
улучшения продажи товаров населению города, государственная торговая инспекция
по Новосибирской области совместно с Центральным райкомом ВЛКСМ провела
массовый рейд проверки предприятий торговли. Около 250 студентов, учащихся
техникумов, общественных инспекторов побывали в 288 ларьках, киосках, магазинах
и столовых Центрального рынка.
* * *
Участники
рейда посетили Центральный рынок, где расположено 128 ларьков и магазинов.
Большинство из них, конечно, добросовестно обслуживает покупателей. Но...
Общественному инспектору пенсионерке т. Маршаловой поручили проверить киоск №
36, принадлежащий первому магазину горхлебторга. Пожилая женщина с продуктовой
сумкой подошла к окну ларька, вежливо попросила продавщицу отпустить килограмм
сахару, три булочки и калач. Уплатив за все, она сказала:
— Контрольная
покупка! Разрешите взвесить снова…
Продавщица
Опарина растерялась: "Простите меня! Не пишите акт!".
Было еще
непонятно, почему Опарина волнуется. Оказалось, не напрасно. Общественный
инспектор осмотрела весы, взвесила сахар. До килограмма не хватало семидесяти
граммов!
В течение
нескольких часов в помещение управления рынка, где расположился штаб рейда, приходили
общественные инспекторы и докладывали о результатах проверки. Шлифовальщик т.
Попов принес акт,
составленный на продавщицу выездного ларька Хлобыстову. Она реализовала
продукты от магазина № 23 Первомайского смешанного торга... с недовесом.
Двадцать два
года в торговой сети работает продавщица Потеева. На сей раз она торговала в
киоске № 3 от горпромторга и при контрольной покупке недомерила 6 сантиметров
резинки, 15 сантиметров бельевого шнура. Предвидя неприятность, Потеева
прибежала в штаб:
— Простите!
А что скажут
покупатели?
Трудно
пришлось общественным инспекторам тт. Боровинскому, Орел, Гундаревой,
Кринициной и Якушевой обследовать магазин № 5 горкоопторга. Заместитель
директора магазина Попов встретил посланцев общественности в штыки. Пришлось
обратиться за помощью в штаб рейда…
В магазине
изъяли 12 ржавых гирь, которыми пользовались продавцы. К тому же некоторые гири
оказались неклейменными с 1954 года. Книга жалоб находится за прилавком,
куда покупатель не может пройти. У продавцов найдены бутылки с недопитым вином
и водкой. Продавщица Закирова занимается обвесами покупателей, Буркаева — обсчетами. А Попов не нашел нужным разобраться во всех этих
случаях. Учащиеся
техникума советской торговли тт. Нечитайло и Петлеванная принесли в штаб акт
проверки киоска № 46 (магазина № 3, левобережного промторга). Оказывается,
продавщица Баранчикова под прилавком держала несколько пар босоножек и дамских
туфель, каких не было в продаже.
— Для кого вы
их бережете? — задали вопрос.
Баранчикова на
него не ответила.
В этот день
общественностью был вскрыт ряд других, мелких недостатков в работе торговой
сети, которые можно легко устранить. Жаль только, что руководители торгов и
трестов не видят этих недостатков. Очевидно, они плохо знают свои кадры, не
воспитывают их, не используют благоприятные условия к налаживанию образцовой
советской торговли в городе.
В. Корнев".
("Вечерний
Новосибирск", 1960, № 151 (27 июня), с. 2).