"… У
станков и агрегатов
Мы стоим -
один в один.
Слава Родине
любимой!
Труд наш
доблестный огромен;
Мы на вахте
коммунизма
В даль
грядущую глядим".
70 лет назад
в СССР долгом драматургов и театров было создание произведений высокого идейно-художественного
уровня:
"Строители
новой жизни
Спектакль
"Иначе жить нельзя" в Малом театре
Миллионы
людей в Германской Демократической Республике окрылены сейчас идеей
строительства нового демократического государства. Единство и верность народу стали
законом жизни каждого честного немецкого патриота. И именно против единства народа направляют свои козни враги молодой республики.
— Быть всегда
с народом! — эти слова могли
бы служить эпиграфом к пьесе
А. Софронова "Иначе жить нельзя", поставленной в Малом театре режиссерами Б.
Цыганковым и М. Гладковым. Драматург и театр поднимают одну из важнейших тем современной политической жизни. Создав правдивую картину
жизни демократической Германии, они привлекают внимание зрителя
к вопросам, волнующим не только немцев,
но и все прогрессивное человечество.Действие пьесы
начинается в кругу семьи немецкого рабочего
Карла Мильце.
Но дальнейшие
события выходят за рамки этой семьи. Они типичны для современной Германии. Перед
зрителем проходят образы тех, кто сейчас строит новую жизнь, борется за новую Германию
— рабочих, представителей интеллигенции.
Кто они, эти
люди? Чем они живут, о чем думают?..
Старый мастер
Карл Мильце, антифашист, переживший гитлеровскую каторгу в
концлагере Дахау, недавно побывал в Советском Союзе. Он увидел там новые методы скоростных плавок металла и вместе с сыном Рудди хочет провести такую же плавку на своем заводе.
От этой плавки зависит многое в будущей жизни и
работе завода, и главное — поверят ли
немецкие рабочие в возможность применения советских методов труда. Это понимают
и друзья Германии, и ее враги.
Иностранные империалисты
засылают в республику из Западной Германии
диверсантов и в их числе Франца, второго сына Карла Мильце. Его руками подготовлен взрыв печи, в которой проходила
первая скоростная плавка. Но враги германского народа просчитались: взрыв не пошатнул веры рабочих в свои силы.
Заслуга автора
пьесы и театра состоит в том, что они верно показывают жизнь передовых людей Германской
Демократической Республики, показывают то новое, социалистическое, что растет здесь
день ото дня в борьбе с темными силами империалистической реакции. Такое изображение
мобилизует зрителя, раскрывает перед ним события большой политической важности.
В пьесе дается
правдивая картина трудовой деятельности и повседневной жизни немецких трудящихся,
показаны образы интересных, запоминающихся людей, разработан напряженный, динамичный
сюжет. Созданные драматургом характеры далеко не равноценны по своим художественным
достоинствам. Рядом с образами, нарисованными полно и глубоко, есть и такие, которые
верно намечены, но психологически не разработаны с достаточной глубиной. Мысли и
переживания людей, все, в чем раскрывается характер человека, не получили в них
полноценного художественного выражения.
Наибольшее внимание
привлекает основной персонаж пьесы — Карл Мильце. Его характеристика
правдива, убедительна. Для старого рабочего-коммуниста типичны та честность, суровая
прямота, что переданы драматургом в этом образе. За плечами героя чувствуется большой
жизненный, трудовой
опыт. Это и дало возможность артисту С. Межинскому создать глубокий по
содержанию образ. Но думается, что я эта роль могла быть обрисована автором
более многогранно, драматург мог бы полнее раскрыть мысли и чувства немецкого
патриота, строящего новую жизнь.
На плечи Карла Мильце обрушивается огромное горе: его сын становятся врагом своего народа.
Мильце я его жена Марта еще до ареста Франца узнают о вражеской деятельности сына
и предстоящем аресте. По замыслу автора, это должно, видимо, подчеркнуть
мужество и волю этих людей. Но такое нагнетание драматизма в роли излишне. К тому
же вряд ли директор завода предупредил бы Мильце о предстоящем аресте его сына.
Это противоречит призыву к бдительности, который звучит в пьесе.
Артист С.
Межинский, талантливо исполняя роль Карла, раскрывает внутренний мир своего
героя. У Карла огромная выдержка, которая воспитывалась годами труда,
коммунистического подполья, каторгой и борьбой с фашизмом.
Вот в сцене
у директора Карл Мильце узнал, что его сын — предатель. Дрогнули, опустились
плечи. Мы почти физическн ощущаем этот страшный удар. Пауза, в которой говорят
глаза, руки актера... Вот он поднялся, идет к двери, и зритель видит, как
неимоверно тяжело этому человеку, и в то же время знает: нет, горе не сломит
воли и мужества Карла.
Рядом с Карлом
— его жена Марта. Текст, который автор дал этому персонажу, не всегда наполнен большим содержанием. Марта часто остается
одни. Казалось бы, вот тут и должна заговорить она, рассказать о своих переживаниях,
думах, но драматург заставляет
ее молчать. В этой пьесе, как, впрочем, и во многих других
произведениях
наших драматургов, почему-то нет монологов. А в хорошем монологе можно правдиво
выразить мысли и переживания человека, его волнения, раздумья.
Если образ Марты,
простой рабочей матери, все же наполнен теплом и обаянием, то здесь большая заслуга
артистки Е. Турчаниновой, исполняющей
эту роль.
У Карла Мильце есть замечательные друзья, помогающие ему в его
работе на заводе. Это инженер Ротбарт,
профессор Рейберг. Они — представители той немецкой интеллигенции, которая
отдала себя служению народу. В исполнении роли профессора Рейберга артистом Н. Комиссаровым
переданы с большой жизненной убедительностью
положительные черты этого характера, верность старого ученого своему народу. Ему
нельзя не верить, когда в споре с инженером Груббе профессор говорит: "Меня влечет вперед, когда я слышу голос моего народа!" Он непримирим к тем, кто хочет стоять в
стороне от народа, кто хочет жить "сам по себе".
Такой человек "сам по себе" —инженер
Груббе, роль которого —одна из удачных в пьесе А. Софронова. Запоминающийся образ
создаст артист М. Штраух. Им найдена точная, во многом типичная, правдивая характеристика
этого персонажа.
Много лет Груббе
пытается жить в "башне из слоновой
кости". Ему не нравится фашизм, больше того, он его ненавидит, но он хочет остаться в стороне
от активной борьбы с фашизмом. Ему не нравятся американские оккупанты, но он опять остается "сам по себе" и, уехав из Западной
Германии в Германскую Демократическую Республику, хочет жить лишь для себя. И только
катастрофа, вызванная диверсией на заводе, заставляет Груббе пересмотреть свою жизнь,
свое отношение к народу. Это он произносит слова, ставшие названием пьесы: "Иначе
жить нельзя". Иначе — значит
вдали от народа, без борьбы за новую Германию. Драматург дает возможность актеру
полно охарактеризовать Груббе как человека "для себя", но и в пьесе, и в спектакле меньше внимания
уделено рождению нового Груббе.
Удачей драматурга
и артиста В. Владиславского является
создание образа мастера Пауля Шольца.
С широким лицом, округлыми движениями, медлительный, добродушно хитроватый, себе на уме, он часто вызывает смех зала. Вначале этот смех явно осуждающий: Шольц —яркое выражение мелкобуржуазных, собственнических
влияний на рабочий класс. Выше всего он ставит свое благополучие. Но в последнем
акте, когда Шольц, честный по своей природе, после всех колебаний, сомнений и недомолвок
встает плечом к плечу с Карлом Мильце, этот смех становится радостным и дружеским.
И в этом, думается, высокая оценка работы автора и актера.
Слабо написана
автором роль директора завода Курта Штейгера.
Не проявил в ней себя и артист
Б. Горбатов. Роль эта прежде всего малодейственна. В разрешении такого важного вопроса,
как опыт с первой плавкой, директор в сущности не принимает никакого участия. Когда возникает спор между Груббе
и Мильце, Штейгер разводит руками: "Это все осложняет наше дело". Штейгер
становится наивно-радостным при появлении любою человека на пороге его кабинета.
Так и кажется, что он тоскует о деле, которого ему по действию пьесы недостает.
Бледное впечатление
оставляют выведенные в пьесе молодые немцы —Рудди, Клара, Эльфрида, Эльза, Фридрих, Юзеф. Группа немецкой молодежи должна, по замыслу драматурга, быть в пьесе
олицетворением новой Германии. Но этот замысел остался незавершенным: полноты жизненности
молодым героям не дано. В этих образах
немало декларативности, сплошь да рядом вместо искренних, взволнованных разговоров
молодых людей зритель слышит риторические фразы.
Враги новой, демократической Германии, показанные
в пьесе,—Франц Мильце и Макс Хютер. Артисты
М. Новохижин и Б. Телегин —исполнители этих ролей — представили врагов в сущности
примитивными "театральными злодеями". Таких врагов разоблачить нетрудно. При этом исполнители не раскрывают всей обреченности людей, поднимающих
руки на новый, демократический строй Германии.
А. Софронов написал
в общем хорошую пьесу на нужную, волнующую тему. В результате творческой работы
с автором театр сумел преодолеть схематичность ряда образов и сцен, и зритель получил
правдивый, политически острый спектакль, содействующий делу воспитания наших людей
в духе интернационализма. Советские драматурги и театры и впредь будут обращаться
к зарубежным темам. Их долг — создавать
произведения высокого идейно-художественного уровня, в глубоких жизненных и правдивых
образах запечатлевающие борьбу прогрессивного человечества за мир и демократию.
О. Чечеткина".
("Правда", 1953, № 116 (26 апреля), с. 3).