"…Скрылся,
скрылся мой любезный
По дороженьке
железной".
70 лет назад улавливали
в современниках главное советский драматург Суров и Московский Художественный
театр:
"А.
Бегичева
Встреча с
героем коммунистического завтра
"Зеленая
улица" А. Сурова на сцене МХАТ
Теме
творческого труда, непримиримой борьбы нового со старым, со всем, что тормозит
переход к коммунизму, посвящены пьесы Анатолия Сурова "Далеко от
Сталинграда", "Большая судьба" и "Зеленая улица",
поставленная ныне Московским Художественным театром. Улавливая главное в людях
сегодняшнего дня, А. Суров подчеркивает прежде всего те их черты, которые, уже
являясь реальностью, принадлежат коммунистическому завтра.
Суров не
придумывает, не вымышляет сценических ситуаций. Он показывает нашу живую жизнь,
из нее он приводит на сцену своих героев.
В пьесе
"Зеленая улица" Суров берет одно только событие – срыв кольцевых
маршрутов, разработанных новатором, паровозным машинистом Сибиряковым.
Установлением массового рекорда энтузиасты-рационализаторы, друзья Сибирякова,
мечтали повысить нормы на транспорте. Дирекция свела всю новаторскую идею новых
маршрутов – общественного дела большой государственной важности – к личному
рекорду машиниста Сибирякова. У машиниста возникает конфликт с дирекцией
дороги. Сибиряков возвращает инженеру дороги Крутилину золотые часы, подарок
дирекции, демонстративно покидает организованную ему торжественную встречу.
Сначала многие
не поняли его поступка и осудили за дерзость. Даже мать обвинила сына в
зазнайстве: "И кого ты из себя, Алексей, фантазируешь? – говорит она ему.
– За что людей обидел? Все потерял разом". – "Нет, не все.
Совесть не
потерял", - отвечает Алексей. "Сломают они тебя, увидишь", -
беспокоится старуха. А Сибиряков: "Был бы один – сломали, но нас таких
много".
Зал горячо
реагирует на эти слова, потому что много, очень много в нашей стране
Сибиряковых.
В образе
Сибирякова драматург ввел на сцену героя-стахановца нового типа, стахановца
послевоенной сталинской пятилетки. Такие люди ведут за собой массы, стремясь,
чтобы их передовые методы стали достоянием бригады, цеха, завода, всей
промышленности. Это новый тип рабочего-интеллигента, мыслящего широко,
по-государственному. Страна хорошо знает имена таких рабочих, поднявших
производительность труда на новую, высшую ступень, - Н. Российского, В.
Матросова, Г. Борткевича и многих других.
Автор начинает
пьесу прямо с кульминации, с наивысшего напряжения конфликта – ухода Сибирякова
с торжественной встречи. Дальнейшие события, происходящие в течение примерно
суток, посвящены выяснению причин этого конфликта. В процессе столкновения
различных точек зрения разгораются горячие споры, в которых обнаруживаются
нравственные и моральные качества героев, раскрываются их характеры.
Автор не
фотографирует обычной каждодневности жизни героев, он берет необычный по
напряжению их внутреннего состояния день и в этот короткий срок раскрывает
наиболее типические для них черты.
В коротенькой
экспозиции первого акта даны завязка главной и побочных линий действия.
В ожидании
прибытия паровоза Сибирякова с первого нового маршрутного пробега, на платформу
сортировочной станции сибирской дороги, в чудесную звездную ночь, собралась
железнодорожная трудовая семья. Приехал директор дороги Кондратьев. От матери
Сибирякова мы узнаем о прошлом ее сына. Совсем недавно лобастым мальчишкой
бегал он в ремесленное, а теперь машинист, да еще новатор, да еще
студент-заочник!
По тому, как
академик, член коллегии министерства Рубцов угадывает главное в человеке, как
он внимателен, доброжелателен к людям, как умеет направить их мысли и поступки,
ясен его незаурядный ум, большое сердце. Разговор с молодыми рабочими, интерес
к их труду показывает кровную связь ученого с народом.
Кабинетный
ученый Дроздов проглядел, как наука, пронизывая все поры жизни, стала у нас
достоянием народа. Не изживший кастовости, "осторожный специалист",
он испугался, когда, по его выражению, в священный храм науки стали массами
врываться "упрощенцы", "невежды",
"вульгаризаторы", какими он по-старинке считает рабочих.
Тут же мы
узнаем и невесту Сибирякова Лену, дочь генерал-директора Кондратьева, и самого
генерал-директора, и его скучающую жену Софию, и инженера Крутилина, внешне
благовоспитанного, но эгоистичного, беспринципного человека, лжеученого,
носителя предельческих настроений, низкопоклонника перед Западом. Мы видим и
замечательную молодежь, рабочих станции, мечтающих о коммунизме и о технической
революции на транспорте. Наконец, мы узнаем секретаря парторганизации Кремнева,
волевого, немногословного большевика.
Так зрители
встречаются со своими современниками. Особенно дорог им Сибиряков, весь
устремленный в завтрашний день. В нем рельефно проступают черты нового,
стирание граней между физическим и умственным трудом, сила новатора-большевика, ясность цели, преданность народу.
Внутренняя гармония, душевная красота, прямота пленяют в Сибирякове.
Сам Сибиряков так оценивает смысл своей борьбы:
- Все дороги ведут к коммунизму. Да не все дороги
прямые… Дороги в объезд, конечно, спокойнее, только не по нашему характеру.
Время уступать никому нельзя. Вам, может быть, Андрей Ефремович, туда не к
спеху, а у меня свой график есть. Я вот, машинист Сибиряков, хочу прибыть к
коммунизму собственной персоной, да еще пожить в нем собираюсь. Нашему маршруту
зеленую улицу никому закрыть не позволим!
Овациями встречают в зале этот монолог, потому что
этими благородными стремлениями живет весь советский народ.
Рабочий коллектив, парторг, академик Рубцов встали на
защиту позиций Сибирякова, объявив борьбу с рецидивами предельческих настроений
на транспорте, которые вносит в работу Крутилин, подчиняющий своему влиянию и
начальника дороги.
Когда-то боевой, инициативный человек, генерал-директор
Кондратьев потерял творческое беспокойство, перестал заглядывать в завтрашний
день, утратил перспективу, умственно обленился. Передоверивштсь ловкому
Крутилину, по виду деловому человеку, начальник дороги взял себе за правило
чаще говорить "нет", чем "да". Так надежнее, спокойнее.
Поставленные в пьесе смело, по-партийному проблемы
выходят далеко за пределы транспорта, касаясь любой отрасли труда, науки,
техники. Автор поднимает тему нравственного беспокойства людей чистой партийной
совести, непримиримых к проявлениям косности, рутинерства, эгоизма.
Поступок Сибирякова заставил многих задуматься над
своим поведением. Софья, жена Кондратьева, по-новому осмыслила свое место в
жизни, остро затосковала по труду. Более зрелой, крепкой становится Лена,
понявшая, что в принципиальной борьбе нельзя делать скидок даже родному отцу.
Искренне раскаялся
Кондратьев в обывательщине, в которую скатился. Ощутил молодую реальную силу,
входящую в науку, Дроздов. Тщетно бился он многие годы над разрешением проблемы
создания экономичного паровоза и даже разуверился в своих силах, пока опыт
Сибирякова не подсказал ему верного пути. Жизнь убедила его в творческой силе
стахановского движения, в неразрывной связи новаторских исканий рабочего
класса и технической интеллигенции. Сибиряков, который добился на паровозе
конструкции Дроздова повышенных норм выработки, юнцы-изобретатели, с азартной
страстью усовершенствовающие производство, покорили ученого своей
бескорыстностью, жаждой науки, талантливостью. "Будет паровоз, нет, можете
считать, он уже есть, русский экономичный паровоз!" – восклицает
конструктор.
Сурово
обличает автор космополита, низкопоклонника, "жизнелюба" Крутилина.
Как не вертелся, в какие маски не рядился Крутилин, его отсекают от советской
семьи. И поделом!
Главное в
"Зеленой улице" – изображение противоборства нового со старым и
раскрытие того, как стирается у нас грань между трудом умственным и физическим.
Спектакль
убедительно показывает, как советская передовая наука, сливаясь с творчеством
народа, обгоняет достижения буржуазной, антинародной науки.
- Вдохновенное
творчество! Оно впитывается в поры обыденной жизни! Так наука сливается с
практикой и, обновляясь, сама обновляет жизнь. Так стираются грани между трудом
рабочего и трудом инженера. Это уже коммунизм! Да, да, коммунизм!
Так говорит
академик Рубцов, поздравляя Сибирякова с победой.
Пьеса Сурова
волнует глубиной идеи, остротой темы, ясностью мысли, полемической
страстностью.
В "Зеленой
улице" театр нашел партийную, художественно-эмоциональную пьесу,
встретился с долгожданным оптимистическим героем. В настоящем творческом
содружестве театрам с автором создано художественно зрелое произведение.
В создании
этого спектакля – большая заслуга постановщика М. Кедрова и режиссера А.
Карева. Успеху спектакля содействовало то, что режиссура не побоялась поручить
главную роль Сибирякова молодому актеру В. Макарову, только два года работающему
в МХАТ, и вывести на большую сцену вчерашних выпускников студии – А.
Покровского (Матвеич), П. Чернова (Модест), К. Ростовцеву (Феня), блестяще дебютировавших в
советской пьесе.
В. Макаров в роли Сибирякова завоевал любовь и
заслуженное признание московских зрителей.
Выдающийся успех выпал на долю Б. Ливанова, создавшего
обаятельный образ передового советского ученого – Рубцова. Для него народ –
творец и жизни и науки. Щедро отдавая свои знания молодежи, пристально
приглядываясь к ней, он сам с юношеской страстью учится у нее.
Парторг Кремнев в изображении Н.Боголюбова ничем внешне
не бросается в глаза: тих в говоре, скуп в жесте, немногословен, но во всем
чувствуется умная воля, большая внутренняя сила. Сердечным огнем освещен этот
образ изнутри.
Интересно раскрывает сложный, противоречивый образ
Софии А. Тарасова. Веришь в то, что Софья Романовна больше не может и не будет
жить такой пустой, бессмысленной жизнью, что она найдет свое место в трудовой
семье.
Следует отметить также игру талантливых артистов С.
Блинникова (Кондратьев), В. Орлова (Дроздов), М. Прудкина (Крутилин), А. Зуевой
(мать Сибирякова), Одна из даровитых актрис Художественного театра И. Гошева в
роли Лены дает много интересного, но, к сожалению, актриса несколько скована.
Надо думать, что образ, созданный ею, в дальнейшем росте спектакля заиграет
всеми красками жизни.
В
"Зеленой улице" Художественный театр показал, как глубоко он
чувствует новое. Вопреки эстетствующим критикам, клеветнически утверждающим,
что театр отстал от современности, утерял былую славу, коллектив создал
прекрасный спектакль, насыщенный подлинным пафосом современности. В этом
принципиальное значение "Зеленой улицы" – высокоидейного и
страстного, подлинно партийного спектакля".
("Литературная
газета", 1949, № 9 (29, январь), с. 3).