"... И молча плакала вся деревня, но не плакал героя сын".
65 лет назад огромными возможностями располагала
советская эстрада:
«Летом в «Эрмитаже».
Виктор Эрманс.
Летом на эстраде всегда происходит много нового. Мечта
эстрадников о собственном постоянном театре пока еще не осуществилась, а потому
эстрада может широко продемонстрировать свои достижения только в летние месяцы,
когда она получает в свое безраздельное владение подмостки нескольких крупных
театральных залов.
Московский театр «Эрмитаж» издавна является центром
советского эстрадного искусства, и премьера в «Эрмитаже» - всегда значительное
событие в жизни эстрады.
Истекшее лето было интересно тем, что эстрадные
программы, показанные в Москве, пронизывало свежее дыхание времени, событий
наших дней.
Эстрадный сезон начался «Первой весенней» программой,
поставленной Н. П. Смирновым-Сокольским.
Смирнов-Сокольский, объединяющий в своем лице автора и
исполнителя, отдал политическому фельетону на эстраде 35 лет своей жизни. Более
100 произведений написал и исполнил он за эти годы. Одни из них были очень
удачны, другие оказывались слабее, но своеобразие, злободневность и острота
всегда были свойственны мастеру.
К открытию каждого сезона Смирнов-Сокольский пишет новый
фельетон. Так же поступил он и на этот раз. К сожалению, фельетон «Чуют правду»
получился менее интересным, чем многие прежние. Длинноты, а также стремление
разом охватить десятки несопоставимых и несовместимых тем испортили это
выступление.
Вместе со Смирновым-Сокольским программу «Первая
весенняя» конферировали Ю. Тимошенко и Е. Березин. Их веселый дуэт радовал
искренностью и простотой. Хлесткие, острые интермедии на международные темы
пользовались неизменным успехом.
Непринужденно, легко представляли конферансье публике артистов самых разных
жанров – юную исполнительницу таджикских танцев Ашуру Насырову, грузинских
плясунов-джигитов Г. Патарая и К. Лоладзе, иллюзиониста Д. Читашвили,
акробатов-эксцентриков А. Воронцову и Р. Славского. В программе звучали песни и
танцы Молдавии: огневая сюита «Жок», шуточная «Табакаряска». Воронежский
русский народный хор исполнял народную песню о Кутузове и с особым
воодушевлением пел вдохновенную «Величальную Сталину» К. Маммалитинова.
Весеннее половодье русских мелодий, зажигательные пляски,
раздольные песни в исполнении Воронежского русского народного хора – все
восхищало зрителей.
Полны захватывающей динамики «Танец грузинских
наездников», лезгинка Г. Патарая и К. Лоладзе, своеобразный таджикский танец
«Девушка с белым золотом», исполняемый Ашурой Насыровой. Этот танец идет под
аккомпонемент бубна в стремительном, огневом ритме.
Уже в «Первой весенней» прозвучала тема борьбы за мир,
которая определила содержание всех эстрадных выступлений минувшего лета.
Сатирические куплеты Ильи Набатова, высмеивающие грязные происки поджигателей
войны, хорошо дополнялись песнями Рашида
Бейбутова, проникнутые любовью к Родине. Песней Тофика Кулиева на слова Самеда
Вургуна «Азербайджан» Бейбутов славит свой родной край. Полна глубокого смысла
«Песня о двух берегах» Фикрета Амирова, посвященная народам Ирана.
Вторую программу «Эрмитажа» почти целиком занимала
Клавдия Шульженко. Политическая злободневность ее репертуара определяется
прежде всего такими произведениями, как «Моя родина» А. Хачатуряна, «Баллада о
китайском мальчике» З. Левиной, «Окрыляющее слово» и «Письмо матери» И.
Дунаевского. У Клавдии Шульженко превосходная мимика, богатые интонационные
краски, выразительный жест. Шульженко хорошо знает свои возможности и мастерски
пользуется ими в своем оригинальном лирическом жанре.
Творческие биографии многих мастеров эстрады весьма
интересны и поучительны. Это относится не только к молодежи, но и к зрелым,
испытанным художникам, сумевшим во-время
пересмотреть свои позиции в искусстве, прислушаться к голосу народа.
В этом смысле весьма примечателен путь Леонида Утесова,
одного из опытных мастеров советской эстрады. Утесов давно отрешился от пустых
джазовых песенок. Его искусство приобрело благородную простоту, доходчивость,
целеустремленность.
Утесов легко и естественно вступает в контакт со своей
аудиторией. Мы снова убедились в этом во время эстрадного представления «Всегда
с вами», которое явилось третьей в сезоне премьерой «Эрмитажа».
Вместе с государственным эстрадным оркестром под
руководством Л. Утесова на этот раз выступал ленинградский ансамбль танца,
возглавляемый А. Обрант. Два коллектива создали яркое, темпераментное
увлекательное представление, славящее мир, созидание, свободу.
Хореографическая сюита «Песня молодости», посвященная
дружбе юных борцов за мир во всем мире, занимало первое отделение программы.
Затем Л. Утесов пел куплеты знаменитой песни о блохе М. Мусоргского. Текст
куплетов – новый. Это рассказ о чумных блохах, которых разводят ныне
поджигатели войны, сами уподобившиеся этим паразитам.
Смело введены Утесовым в его программу и фрагменты из
памфлета М. Горького «О музыке толстых». Оркестр отлично иллюстрирует
саркастические замечания великого писателя по поводу растленной американской
«культуры». «Песня американского безработного» в исполнении Л. Утесова – один
из лучших номеров этого боевого, мажорного представления.
Выделяется также вальс «Весна» (музыка И. Дунаевского),
исполняемый А. Ревельс, В. Новицким и Ф. Сергеевым. Артист утесовского
эстрадного оркестра Ф. Сергеев своим незаурядным комедийным дарованием придает
этому номеру большое обаяние.
Заключительную, четвертую программу истекшего летнего
сезона Эстрадный театр «Эрмитаж» отдал Ленинградскому театру миниатюр,
поставившему новое политическое обозрение В. Полякова «Вокруг света в 80 дней»,
посвященное огромной современной теме борьбы за мир во всем мире.
Обозрение показывает, как люди с чистой совестью,
преодолевая всяческие препятствия и козни агрессоров, выступают против насилия
и произвола, против войны и атомного оружия, подписываются под Стокгольмским
Воззванием.
В новом спектакле Аркадий Райкин по обыкновению играет
десяток интермедий и ролей, из которых две – жуликоватый святоша папа Пий XII и обездоленный американскими
угнетателями безработный профессор из Западной Германии – являются большими
творческими достижениями талантливого артиста, показывающими, что он умеет не
только смешить, но и вызывать сильные глубокие чувства. К сожалению, далеко не
все эпизоды представления находятся на уровне этих миниатюр. Зачастую действие
теряет свою сатирическую остроту и становится менее интересным.
Руководители московской эстрады обещали в течение лета
показать зрителям 11 новых эстрадных программ. Мы видели значительно меньше –
обещание осталось невыполненным. Но и эти программы свидетельствуют о больших
возможностях нашей эстрады...»
("Огонек",
1950, № 38(17, сентябрь), с. 26-27).