суббота, 31 мая 2014 г.

"Над Шушенским полночь — сибирская зимняя полночь..."

"...У лампы крестьянской сидит за столом человек. 
Родная Россия зовёт его сердце на помощь.
Он слышит Россию сквозь ветер и снег".


45 лет назад пионерские журналы предлагали вниманию советских детей захватывающие приключенческие повести:
 «Мальчик и жар-птица. Повесть. Владимир Канивец.
...- А где это вы, Оскар Александрович, выпили?
- Писарь новый приехал. Душа-человек. Ну и выпили с ним ввиду того, что у нас абсолютно одинаковые убеждения.
- Какие же? – удивленно подняла брови тетя Надя.
- И он и я против революции.
Тетя Надя, услышав это, так и ахнула. Какое-то мгновение растерянно смотрела на Оскара, потом переспросила:
- Вы против революции?
- Против!
- Володя, Володя! – открыв дверь в комнату, позвала тетя Надя.
- Что такое?
- Выйди на минуту!
- Что такое? – появился в дверях с книгой в руке Владимир Ильич.
- Послушай, что Оскар Александрович говорит. Оскар Александрович, расскажите, на каких убеждениях вы сошлись с писарем.
Ну и перепало же тогда Оскару от Владимира Ильича! Миня никогда еще не слышал, чтоб Владимир Ильич с таким гневом, так резко кого-нибудь пробирал. Оскар, слушая его, слова не мог вымолвить в свое оправдание, он то краснел, то бледнел. А уши его прямо горели...
- Вот что, Оскар Александрович,- немного успокоясь, сказал Владимир Ильич.- Вам надо немедленно взяться за учение. И серьезно. Надежда Константиновна поможет вам. Начинайте с «Манифеста Коммунистической партии», а потом возьметесь за «Капитал». Этих книг на русском языке, к сожалению,нет, но Надежда Константиновна переведет вам с немецкого. Если встретятся трудности, я помогу. А когда вы, дорогой Оскар Александрович, осилите «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал» Карла Маркса, мы еще посмотрим, сойдетесь ли вы с писарем во взглядах не революцию или нет. И не обижайтесь, друг мой, что я с вами так резко разговаривал. Есть вопросы, о которых я не могу спокойно говорить. И прежде всего, это вопрос о революции...
На следующий день, после обеда, Оскар пришел к тете Наде учиться. Засели в комнате бабушки Елизаветы, чтоб не мешать Владимиру Ильичу, который торопился закончить какую-то книгу. Поскольку, говоря об этой книге, Владимир Ильич все время повторял слово «рынок», Миня подумал, что он пишет ее, чтоб продать на рынке. И тетя Надя сказала Владимиру Ильичу:
- Ты уже и во сне говоришь о своих рынках.
- Не может быть!
- Правда! Сегодня ночью, например, бормотал что-то про натуральное хозяйство. А все потому, что с утра до вечера пишешь, лишней минутки не отдохнешь. Больше я не стану тебя так рано будить».
(«Костер», 1969, № 5, с. 6)

пятница, 30 мая 2014 г.

"Эх, замочу!" - 65

«Из тихой бухты на краю земли
Советские уходят корабли,
Чтоб, как солдаты на границе став,
Беречь Отчизну у морских застав.
На карте пограничной лег пунктир –
Как будто надвое расколот мир,
И, как всегда, погода здесь строга,
И ты не должен проглядеть врага»


четверг, 29 мая 2014 г.

"В зеленых фуражках, овеяны славой, солдаты идут вдоль границы родной..."

"... Не дремлют советские наши заставы
И зорко следят за чужой стороной".


45 лет назад интересно проходила служба советских пограничников:
«У самого восхода.
Сейчас на Сахалине весна. Распускаются почки деревьев, цветы. Воздух наполнен их ароматом. А совсем недавно бушевали вьюги.
... Они несут вахту на рубежах Родины, где всегда можно ждать любой неожиданности. Немало их бывает, например, при досмотре почтовых вагонов. Для контролеров, младшего сержанта Алексея Малышева и ефрейтора Ивана Пронина это дело привычное. Вначале проверяются ниши по бокам вагона, потом служебное помещение. Первый с одного конца осматривает, второй – с другого. Пока ничего подозрительного. Но вот Иван Пронин протянул руку между сиденьем и стенкой вагона, и пальцы нащупали какие-то листы. Вытащил – журнал. Полистал: на каждой странице убийства, ограбления, насилие, порнография. 
Журналов набралось много.
-Смотрите, товарищ младший сержант, - подозвал Пронин Малышева,- что хотят завезти к нам.
Бдителен на посту и рядовой Анатолий Никифоров. Однажды ночью в кромешной темноте он увидел, как две фигуры метнулись в сторону и спрятались за кучей. Часовой понимал, что они заметили его. Значит, надо действовать, не дать уйти:
-Стой!
Двое побежали.
-Стой, стрелять буду!
Задержанные оказались преступниками.
Нарушители пытаются использовать и авиацию.
-Произвел посадку самолет,- объявил диктор.
Ефрейтор Владимир Сорокин и рядовой Вениамин Матвейчук скорее к стоянке. Ловко взбежали по трапу «Ила», представились и приступили к проверке документов. Все шло нормально. И вдруг, что это? Фотография на паспорте не соответствует личности владельца.
Задержанный оказался опасным преступником. Он скрывался от советского правосудия.
Отлично несут вахту и другие пограничники, наши земляки следопыт Виктор Исупов, наблюдатель Александр Орешкин. Служба по охране государственной границы на острове продолжается...
Б. Борисов».
("Восточно-Сибирская правда", 1969, № 123 (28, май), с. 2).

среда, 28 мая 2014 г.

"Дует ветер молодо во все края, до свиданья, школьная скамья..."

"... Нам сулит дорога встреч веселых много,
Нас встречают новые друзья!"
 

65 лет назад в СССР школьный рубанок почти без сбоев  выдавал к выпускным экзаменам практически готового советского человека:
«Зрелость.
Школа...
Десять лет назад ее гостеприимные двери были открыты рукой первоклассника - еще неуверенного, несмелого, но полного чистого детского любопытства, затаенного и невинного озорства, а главное, торжественности перед чем-то новым, необычным, но прекрасным. И подлинно: минувшие десять лет явились целой эпохой для каждого школьника в формировании его характера, воспитания воли, приобретении знаний. И вот сегодня они стоят в классе - серьезные и по юношески взволнованные, но уверенные в себе, уверенные в своих силах, готовые проститься со школой, чтобы идти в большую жизнь - для одних продолжать образование, для других избрать благородное поприще труда и отдать ему свои силы...
В десятом "В" классе 11-й средней школы г. Южно-Сахалинска сегодня устный экзамен по литературе. Директор школы и председатель аттестационной комиссии, депутат Верховного Совета Союза ССР А. В. Кудрявцева приглашает учащихся взять экзаменационные билеты...
Владимиру Рябову надо было рассказать о постановлении ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", о докладе товарища Жданова на эту же тему: о критиках-космополитах. Для того чтобы ответить на эти вопросы, юноше-десятикласснику нужно знать не только теорию и историю литературы. Нужно быть в известной степени вооруженным знаниями основ марксизма-ленинизма. И комсомолец Владимир Рябов с этой задачей справляется блестяще. В течение последних лет пребывания в старших классах и комсомоле он хорошо ознакомился с первоисточниками марксизма-ленинизма. Поэтому с подлинно большевистских позиций оценивает он, какую решающую роль сыграли постановление ЦК ВКП(б) и доклад товарища Жданова в развитии нашей послевоенной литературы. С гневом обрушивается Владимир Рябов на критиков-космополитов, извращавших подлинную сущность социалистического реализма, пытавшихся увести нашу литературу к раболепному подражанию иностранным буржуазным писателям.
Один за другим поднимаются на кафедру десятиклассники. Круг вопросов, который предлагается им в экзаменационных билетах, широк и многообразен. Они говорят о Белинском, Герцене, Добролюбове, Чернышевском, Некрасове, Толстом. Они цитируют Горького, Маяковского, Шолохова, Фадеева. И в каждом ответе их видны не только прочные знания предмета. Чувствуется глубокая, беспредельная любовь к своей Родине, к партии Ленина-Сталина, видна крепкая идейная закалка.
А это – зрелость! Завтра для десятиклассника гостеприимно откроются двери большой жизни.
Добро пожаловать, молодые граждане великого Советского Союза!
Г. Куратов»
("Советский Сахалин", 1949, № 124 (28, май), с. 2).

вторник, 27 мая 2014 г.

"А дедушка-топор, седобородый, степенно, положительно и мерно..."

"... Поддакивает: «Верно. Верно. Верно»".


55 лет назад в СССР многие художники черпали вдохновение во внуках:
«Заслуженному деятелю искусств РСФСР художнику Георгию Яковлевичу Соловьеву около семидесяти. И хотя голова его посеребрена временем, он не думает расставаться с кистью и палитрой. Сейчас он заканчивает картину «Встреча В. И. Ленина с детьми в лесу». Взял он эту тему не случайно, навеяна она пятилетним внуком художника, белокурым, голубоглазым крепышом Андрейкой. Между мужчинами крепкие узы дружбы: Андрейка любит дедушку за доброе сердце, за интересные сказки, художник же в Андрейкиных глазах черпает силы для вдохновения».

понедельник, 26 мая 2014 г.

"Ей помогало чувствовать событья, произносить высокие слова..."

"...Не мастерство, а детское наитье,
Что иногда сильнее мастерства". 

65 лет назад не всем советским артистам удавались роли взятых из жизни характерных фигур американских агентов:
«Премьера в областном драматическом театре. Постановка Г. И. Кацмана, художник Ф. В. Михайлов.
Писатель Николай Вирта написал замечательную пьесу «Заговор обреченных», удостоенную Сталинской премии. Эта пьеса о том, как после войны налаживается жизнь в одной из стран народной демократии, пьеса, разоблачающая захватнические планы англо-американских империалистов, при помощи «плана Маршалла» пытающихся закабалить Европу, задушить демократию.
Сахалинский областной драматический театр правильно поступил, включив в свой репертуар пьесу Н. Вирты – одно из лучших произведений советской драматургии последнего времени. Ряд творческих удач актеров в новой постановке позволяет сказать, что современная злободневная тематика вдохновляет артистов на большую творческую работу...
Интересна работа арт. В. М. Дозорного в роли Иоахима Пино. Он выбрал своеобразный рисунок для этого сложного образа. Можно было несколько шаржировать, и это не было бы ошибкой. Дозорный не делает этого, раскрывая подлинное лицо Пино только в третьем акте. От этого роль становится очень убедительной.
Удачно дебютирует в роли Христины Падера арт. А. Н. Зубарева. Можно поздравить творческий коллектив нашего театра с новой артисткой, успешно справившейся со сложной ролью. Артист Ю. М. Шарыпов хорошо ведет роль Мак-Хилла. Молодость не мешает артисту в создании характерного образа американского дельца. Можно смело сказать, что Шарыпов нашел свое амплуа.Несколько выпадают из общего плана артисты Е. Ф. Сеяпин (Марк Пино), А. С. Лыткин (Коста Варра) и А. С. Колосов (кардинал Бирич). И это, пожалуй, результат того, что артисты не сумели хорошо и глубоко понять характеры изображаемых ими персонажей.
Не удалась роль американской «журналистки» Киры Рейчел арт. Н. Н. Фурсовой. Значительные купюры в тексте не ликвидировали фальши исполнения. А «нагрузка» у этой роли очень велика. Эта шпионка, прикрывающаяся личиной журналистки, «изучающей народные танцы», - характерная фигура американского агента, взятая из жизни. И жаль, что в исполнении арт. Фурсовой этот образ не нашел яркого вопрощения...»
("Советский Сахалин", 1949, № 122 (26, май), с. 3).

суббота, 24 мая 2014 г.

"Живет в песках и жрет от пуза..."

"... Полуфашист, полуэсер,
Герой Советского Союза
Гамаль Абдель, на всех Насер".


50 лет назад высшие советские награды нашли своих героев:
«Каир, 24 мая (Спец. корр.ТАСС).
Вечером 24 мая во дворце Кубба Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев вручил Президенту Объединенной Арабской Республики Гамаль Абдель Насеру и первому вице-президенту ОАР Абдель Хаким Амеру медали «Золотая звезда» Героя Советского Союза и ордена Ленина.
Присутствующие горячо поздравили Президента Гамаль Абдель Насера и маршала Абдель Хаким Амера с высокой наградой».
("Восточно-Сибирская правда", 1964, № 124 (26, май), с. 1).

пятница, 23 мая 2014 г.

"Он с детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле..."

"... Жил человек своим трудом
И не был в кабале".


55 лет назад продолжали измываться над простыми советскими людьми вернувшиеся из Воркуты грамотеи:
«Как я порвал с баптистами.
Дорогая редакция!
Я никогда не писал в газету, но пережитое побудило меня взяться за перо.До 1956 года я жил, как и все, и не представлял, что как-то можно жить иначе: был комсомольцем, активно участвовал в кружках художественной самодеятельности, ходил в кино, на танцы потом отслужил положенный срок в армии. Много было друзей и приятелей, пока...
Пока я не встретился с неким Вилли Флейшгауэром (а попросту его звали Вася). В то время я уже был женат, имел детей. Так вот этот самый Вася приехал к нам в Магнитку из Воркуты на правах дальнего родственника жены. На север он попал не по доброму желанию, а отбывал там срок наказания. Нужно сказать,что Флейшгауэр—человек всесторонне грамотный, знает хорошо историю, философию и особенно сведущ в богословских науках. К тому же обладает даром красноречия, умеет говорить убежденно, красиво.
Жили мы в то время в комнатушке в 20 квадратных метров, с семьей в 7 человек. В первый же вечер Вася собрал всех нас — взрослых и детей — и повел беседу на душеспасительную угодную богу тему. Говорил он интересно, что мы его слушали до поздней ночи. Такие беседы проводились из вечера в вечер. «Вася» попросил меня на них приглашать моих знакомых, соседей по квартире, но, предупреждал — только надежных. А предварительно сам интересовался, кто придет на очередную беседу, что они за люди. Беседы заканчивались обычно пением псалмов.
Вскоре «Вася» из небольшой группы людей, преимущественно преклонного возраста, создал секту евангелистов-баптистов. Оказались в ней и мы с женой,наша мать-старушка и еще несколько человек. Надо сказать, что сектанты не только божьим словом действуют на человека, при случае они непрочь «оказать» помощь в беде, чтобы потом этой «помощью» закабалить «брата во христе», превратить его в свое послушное орудие. Причем «дар» дается как божий, с отдачей его не торопят, пока ты их верный и послушный раб. Но стоит «одаренному» сделать не так, как нужно секте, немедленно напомнят о «божьей помощи». Это в лучшем случае, а в худшем — потребуют возместить «божьи»убытки. Так случилось и со мной. Я попал в экономическую кабалу «братьям во христе», которая потом вылилась в шантаж моей семьи со стороны сектантов.Жена работала продавцом в магазине. При ревизии у нее выявилась недостача в несколько тысяч рублей (в старом исчислении). Для большой семьи беда немалая. Где взять деньги, чтобы погасить недостачу? Секта оторвала нас от мира, ни родственников, ни друзей, кто бы мог выручить, И вот, узнав о беде,«братья  во христе» предложили эту сумму под благовидным предлогом — «рука дающего не оскудеет», «помощь ближнему — божеское дело». Пришлось взять деньги. Не понимал я в то время, что этот «дар» был дан в корыстных целях секты, он лег на всю нашу семью тяжелым грузом и чуть не погубил нас всех, особенно детишек.
Хомут, который надели на нашу семью сектанты, показался им недостаточным, Я уже говорил, что мы жили в бараке, в тесной комнате. И баптисты решилипомочь «брату во христе», предложили мне построить свой дом. Открыли широкий и неограниченный кредит, и опять же в корыстных целях. В бараке насокружали люди, а сектанты, как летучие мыши, боятся дневного света. Им надо было уйти «от мирских сует», от «людей мирских». Дом предложили строитьбольшой, чтоб в нем можно было собираться для молений. Каких он трудов стоил нашей семье! Кроме кабалы финансовой, мы закабалились физически. «Братья во христе» дали деньги, а все остальное — достать материал, подвезти его, построить дом — все делали члены нашей семьи от мала до стара.В новом доме я не почувствовал радости жизни. Каждый вечер богослужения, противные лица постников, разговор об уходе от мирских забот—это все больше и больше стало угнетать меня. Участникам секты запрещалось ходить в кино, слушать радио, читать книги (кроме божественных), газеты, журналы. Баптистская тля калечила детей. Особенно в этом усердствовала теща.Она заставляла их молиться утром и вечером, вместо учебников совала евангелие, говорила, что учеба — это не богоугодное дело, что в школу ходить не надо. Пионеры — это богохульники, маленькие антихристы и им на том свете придется кипеть в «геенне огненной». Сердце обливается кровью, как вспомню сейчас: детишки забыли игры, стали забитыми, ко всему равнодушными. Сектанты их заживо хоронили. Во мне все больше и больше рос протест. Да и жена все меньше стала тяготеть к богоугодным делам.
Словом, тянуло к прежней радостной жизни. Я видел, как на глазах хорошеет, цветет наш город Магнитогорск, растет комбинат-гигант металлургии. Хотя не слушал радио, не читал газет, но в цехе от товарищей по работе, в трамвае, в магазине — везде слышал разговор о новых успехах науки, техники, о новом строительстве. Люди радовались всему этому. А я? В душе тоже радовался.
В то время у меня было два лица — одно дома в секте, второе — в цехе, на работе, в «мирских» заботах. А тут еще такое не божественное событие, всколыхнувшее весь мир, произошло — полет в космос Юрия Гагарина. Люди забрались на «седьмое небо», где по евангельскому учению должен быть бог со своими ангелами и архангелами. И ничего там кроме космического пространства, не оказалось. Вера в бога, в потусторонний мир у меня окончательно была подорвана. Именно в эти дни мы с женой впервые за многие годы, совершили не богоугодное дело: сходили в кино, посмотрели фильм «Отверженные».
Мой отход от «святой братии» хорошо видели сектанты, понимали, что «мирские» дела меня все больше и больше интересуют. Они взбесились, повели яростную атаку, чтобы сохранить «брата в лоне божьем». Сначала они меня убеждали, доказывали греховность земной жизни, потом стали угрожать разными божьими карами. Но я твердо стоял на своем — вернусь в мирскую жизнь. И тогда баптисты сделали «ход конем» — предложили немедленно вернуть долг, который был несколько тысяч рублей — за дом. Показали свои коготки «братья во христе»! Что было делать? Выход один — продать дом, эту ненавистную молельню. Так пришлось и сделать, дом продал, а с сектой окончательно порвал. Но это еще не все. Мать жены, ярая баптистка, ушла от  нас. С одной стороны хорошо, детей некому стало духовно калечить, а с другой — ведь трое малышей в семье. Жене пришлось бросить работу.
Вспоминаю я сейчас прошлое, и кажется это был тяжелый, кошмарный сон. Годы, проведенные в секте, были для меня годами страшными, бесполезно прожитыми. Я обращаюсь к тем немногим которые еще не порвали с баптистами: не верьте сектантам, все их проповеди о потусторонней прекрасной жизни — сплошнаяложь. Прекрасная жизнь только на земле, в своем рабочем коллективе, в нашем советском обществе.
Н. Я. Головин, слесарь сортопрокатного цеха".

четверг, 22 мая 2014 г.

"Рычаньем и чадом воздух прорыв..."

 "... Приходит обеденный перерыв".


55 лет назад содержательные разговоры вели в свободные минуты  люди труда:
«В этом наша сила
В основном механическом обеденный перерыв. В это время немногие остаются в цехе. Большая группа проводит минуты отдыха у фонтана, которым по праву гордится коллектив, другие отдыхают в скверике, на зеленом ковре. Но всюду, где ни собралась группа людей, непременно кто-нибудь с газетой. Это агитаторы.
Часто бывает так, что после пятнадцатиминутной читки дня три подряд, в свободные минуты, продолжается обмен мнениями. Тут уж говорят все.
За столиком собрались монтажники. Разговор продолжается о совещании министров иностранных дел в Женеве.
—Так, говоришь, этот мерзавец фон прогуливается по Женеве... не хочет участвовать в совещании...
—Не фон, а фон Брентано.
—Назови волка как угодно, от этого он не перестанет быть зверем.
—А что ему присутствовать. За него заботятся министры западных держав. Ненапрасно сказал Никита Сергеевич, что автором предложений, которые вносят западные державы, является Аденауэр.
—Точно вот так они потакали и Гитлеру.
—Да, но времена не те.
В разговор вмешался мастер Ганозин:
—В мире теперь не одно социалистическое государство, а целый лагерь социалистических государств. И правильно сказал Никита Сергеевич западногерманским журналистам, что мы никого не пугаем, но что империалистам не следовало бы забывать уроков минувшей войны. Если Гитлер не выиграл войну в 1941—1945 годах, когда он владел всей Европой  и когда Советский Союз был единственным социалистическим государством, то в настоящих условиях любая военная авантюра империалистов обречена на провал.
—Все это верно, но это не значит, что можно успокоиться,— задумчиво произнес Александр Сергеевич Мезин.— Лучшая гарантия нашей безопасности — это наш труд.
Тема труда, затронутая в беседе монтажников, нашла отражение и в разговоре, который вели молодые станочники.
—Мы сильны тем, что трудимся дружно, что не просто трудимся, а и учимся,—говорит токарь Бережанский.—Возьмите Володю Микулинского: и работает и учится.
Бережанский рассказал об одном разговоре с Микулинским, который начал было хаять свою работу.
—Ты не торопись разочаровываться, — посоветовал молодому токарю Бережанский,—ты присмотрись как работают другие. Ермаков, например.
—Совет—вещь хорошая, а еще лучше, если окажешь помощь делом,— заметила девушка-станочница.
— Правильно, — согласил комсомолец Бережанский. — Мы должны помогать друг другу. Наш лозунг должен быть таким: «Вышел вперед — помоги отстающему».
—Верно! В этом наша сила,— заметил пожилой мастер.— Эту силу и поднимает партия, добиваясь, чтобы каждый труженик знал свой рубеж в семилетке.
К. Михайлов»

среда, 21 мая 2014 г.

"С нами поют пионеры - отличники, мать, и отец, и жена..."

"... С нами герои поют пограничники,
С нами поет вся страна!" 


75 лет назад надежно перекрывали ходы шпионам советские пионеры:    
«Дела, достойные пионеров. Эти пионеры поймали шпиона.
Е. Червина, А. Гершберг. УССР, Н-ская часть, западная граница. 
На опушке ребята играли в футбол. Ловкий и стремительный Геня Суменков, нападающий, получил мяч. Он быстро провел его по краю, хитро обманул защитника, резко ударил. Гол! Удар был сильный, вратарь не успел опомниться, и мяч покатился далеко от поляны к самому лесу.Не останавливаясь, Геня побежал за мячом. Он выкатил его из-за двух сосен, поставил в удобное положение, взял небольшой разгон и... остановился. Ему послышались крадущиеся шаги. Тогда он послал мяч команде, а сам остался на месте, всматриваясь в полутьму между деревьями.
Теперь он отчетливо видел двигающуюся навстречу сгорбленную фигуру. Еще минута - и перед Геней стоял старик в лохмотьях и с большой, до пояса, рыжей бородой.
-Вам, дидусь, куда?
-Я нищий. Хлеба, сыночек, прошу...
- А вы откуда?
Старик назвал деревню. Геня решил проверить, правду ли говорит старик, и пошел на хитрость.
- Так вы сюда через мост перешли?
- Какой там мост! Разве не знаешь, нет там моста, - и старик двинулся дальше.
Геня стоял в раздумье. Старик сказал правду - моста, действительно, нет. Скоро Геня увидел бегущих к нему Юру Малькова и Володю Турчина.
- Иди играть! - кричали они.
Геня прижал ладонь к губам, жестом показывая: "Молчите!"
Потом указал на удаляющуюся фигуру "нищего". Ребята переглянулись и, ни слова не сказав, стали незаметно идти по пятам рыжебородого старика.
"Нищий" шел по направлению, где расположена Н-ская воинская часть.
- Только бы не упустить, - думали ребята.
А рыжебородый, оглянувшись по сторонам, скрылся в под'езде одного дома.
 Геня, Юра и Володя остановились. Как быть: итти следом, или ждать, пока выйдет?
- Вы стойте и глядите в оба, я пойду, - сказал Геня и пошел следом за стариком.
Геня увидел, как "нищий" забрался на верхнюю площадку лестницы. На дверях чердака висел замок. Старик достал инструменты, и замок заскрипел в сильных руках. Из-за отвороченного старого пиджака Геня увидел оружие.
Но тут старик заметил Геню. Его лицо перекосилось. Но, встретив глаза мальчика, он старческим, дребезжащим голосом сказал:
- Горе, сынок. Куда ни стучу, никто поесть не дает.
Геня молчал. Он оторопел. Рыжая борода на правой щеке чуть-чуть отклеилась. Старик то же это заметил и стал креститься, прикладывая три пальца к правой щеке, стараясь незаметно приклеить бороду.
Геня сунул руку в карман и достал серебряную монету.
- Возьмите, дедушка, купите хлеба, - сказал он, делая вид, что ничего не подозревает.
Старик жадно схватил деньги.
- Ой, спасибо тебе, сыночек!
Володя и Юра не спускали глаз с двери, куда вошли старик и Геня. По дороге, возвращаясь домой, шел Витя Суменков, брат Гени. Ребята подозвали его.
Первым показался старик. Ребята насторожились. Прошло еще две-три минуты, и вышел Геня.
- Беги за командиром, - сказал он брату.
Рыжебородый, перепрыгивай кустарники, быстрыми шагами спешил к лесу. Следом, стараясь оставаться незамеченными, шли Геня, Юра и Володя. Скоро их нагнали командир Сапыгин и Витя.
"Нищего" задержали.
 * * * 
Так совсем недавно пионеры Геня и Витя Суменковы, Юра Мальков и Володя Турчин помогли задержать шпиона, который пытался проникнуть в расположение одной воинской части.

вторник, 20 мая 2014 г.

"Вперед, товарищи, смелее, по зову мудрого вождя..."

"... Работай, силы не жалея,
Сражайся, жизни не щадя!"


65 лет назад советских людей радовали достижения отечественных кинематографистов:     
«Образ великого вождя и полководца.
Кремль. Рабочий кабинет Иосифа Виссарионовича Сталина. Товарищ Сталин склонился над картой.
Ни в одном произведении советского искусства я не видела, чтобы с такой предельной ясностью, простотой и большим человеческим чувством был показан образ нашего великого вождя и учителя, как это сделано в фильме «Сталинградская битва».
Вот товарищ Сталин склонился над картой. Бронированный клин гитлеровских армий устремился к Сталинграду. Товарищ Сталин еще в годы гражданской войны стоял во главе обороны Царицына. Он знал, какое значение имеет этот город для обороны Родины. И в этом фильме мы вновь видим, как гений великого полководца второй раз отстоял этот город...
Через всю картину «Сталинградская битва» проходит образ великого вождя советского народа. В этом произведении мы видим товарища Сталина во всем его величии и простоте. Мы видим величайшего стратега и полководца, который раньше всех, в самое тяжелое время, проникнув в ход и перспективу войны, увидел нашу победу, сумел ее организовать.
Просмотрев фильм, хочется от чистого сердца крепко пожать руку артисту А. Дикому за то, что он сумел создать такой впечатляющий образ нашего великого вождя и учителя. Советское искусство давно стремится в своих произведениях воссоздать образ вождя. Работа артиста Дикого, на мой взгляд, наиболее важный этап в этих поисках. Артист расскрывает облик вождя, передает ход его стратегической мысли, показывает, как он воспитывал полководцев и солдат, как он учил армию науке побеждать. Талантливый артист А. Дикий строгими красками, свойственными большому художнику, рисует образ вождя – стратега, полководца.
Запоминаются кадры, изображающие И. В. Сталина в рабочем кабинете. Вот он после напряженного трудового дня перечитывает боевой устав и делает пометки на полях. Сталинские мысли обогащают боевой устав пехоты. Вот Иосиф Висарионович берет пачку писем и читает строки, написанные фронтовиками. Иосиф Виссарионович Сталин отвечал на письма колхозников, рабочих, красноармейцев и матросов. И когда смотришь этот кадр, ярко и хорошо представляешь себе стиль работы гениального вождя. Со всех концов страны идут письма в Кремль, и эти миллионы нитей теснейшими узами связывают И. В. Сталина с народом.
После просмотра кинофильма «Сталинградская битва» хочется работать еще лучше на благо нашей любимой и могучей Родины, уверенно идущей под руководством товарища Сталина к полной победе коммунизма.
М. Гордеева. Врач».
("Советский Сахалин", 1949, № 118 (21, май), с. 3)

понедельник, 19 мая 2014 г.

"Железными резервами мы выросли везде..."

"...Клянемся, будем первыми
В бою, в строю, в труде".


65 лет назад в СССР не было конца обнаруживаемым при должном подходе к делу открытиям и изобретениям:
«Приоритет русской науки и техники в крупнейших открытиях и изобретениях.
17 мая под председательством академика Б. Н. Юрьева состоялось заседание комиссии по истории техники Академии наук СССР, посвященное приоритету отечественной науки и техники в ряде крупнейших открытий и изобретений.
Доклад об истории создания первого трактора сделал писатель Л. Давыдов. Он указал, что русский ученый Иван Комов еще 164 года назад выдвинул идею замены лошадиной тяги на полевых работах машиной. Эту машину он мыслил как самоход. Идея Комова была последовательно осуществлена в начале XIX века русскими изобретателями В. Гурьевым и Д. Загряжским. Последний построил оригинальные самоходные машины по принципу гусечного хода. Докладчик назвал еще многие имена изобретателей из народа, продолживших неустанные поиски лучшего двигателя для вездеходов и предложивших немало конструкций оригинальных машин.
Завершил всю эту работу Федор Блинов, создавший прототип современного гусеничного трактора. Изобретение талантливого русского мастера на 30 лет опередило выпуск первого трактора в США. Таким оброзом, честь изобретения и создания первого в мире трактора неоспоримо принадлежит русской науке.
Затем был заслушан доклад профессора Н. И. Фальковского – об изобретении самоходной мины-торпеды. Основываясь на документальных данных, тов. Фальковский убедительно доказал, что изобретение самоходной мины принадлежит русскому мастеру И. Александровскому, который представил свой проект в начале 60-х годов, значительно раньше иностранных изобретателей.
Ученый секретарь комиссии по истории техники Академии наук И. В. Абрамов сделал доклад о выдающемся русском изобретателе Василии Пятове. Обнаруженные недавно в Центральном управлении Военно-Морского Флота документы доказывают, что процесс проката броневых плит изобрел уральский мастер Василий Пятов в 1859 году...» 
("Советский Сахалин", 1949, № 121 (25, май), с. 2)

суббота, 17 мая 2014 г.

"Крякнул мастер осторожно, краской густо залился..."

"То есть как же так нельзя?
То есть вот как даже можно!.."


50 лет назад в СССР даже старшим мастерам цехов нередко хотелось послать агитатора на три буквы:
"Агитатор — это профессия, пусть общественная, но непременно обладающая всеми признаками профессионализма, мастерства. И дело здесь не столько в образовании, сколько в страстности и приверженности идеям коммунизма.
В кабинет старшего мастера котельного цеха ЦЭС с газетой «Известия» в руках вошел мастер по ремонту котлов Г. Т. Лелюхов. Он только что в бригаде прочитал статью В. Заборского «Товарищи по труду».
—Вот прочитай, Василий Григорьевич.
В. Г. Пристюк прочитал строки, подчеркнутые красным карандашом: «Партия требует ответственности за каждого человека, за его моральное поведение, трудовую активность, за его жизнь сегодняшнюю и завтрашнюю. Поэтому увольнение за нарушение трудовой дисциплины как мера наказания должна применяться лишь в исключительных случаях. В советском обществе увольнение не должно быть наказанием».
—«Ну, как? А мы увольняем!»
—Я понимаю твое настроение, Григорий Трофимович, но ты же сам видел, как отрицательно влиял слесарь Кислицын на молодого рабочего Нестерова. А ведь теперь Нестеров не нарушает трудовую дисциплину.
Григорий Трофимович вышел с чувством какой-то неудовлетворенности с мыслью, что что-то важное мы упускаем в работе, коль доходит иногда до увольнения рабочего.
Агитатор Г. Т. Лелюхов все время ищет новые формы агитационной работы, не чувствует себя удовлетворенным, если его воспитанники просто хорошо работают. Ему хочется пробудить в каждом общественного деятеля, организатора в высоком смысле слова, наладить свободный обмен мнениями, где совершается акт коллективного мышления.
В бригаде Г. Т. Лелюхова ежедневно до работы проводятся беседы, к проведению которых привлечены все члены бригады. В мастерской вывешен график проведения бесед и читок членами бригады".

пятница, 16 мая 2014 г.

"Никогда страну родную я так крепко не любил... "

"... Никогда я боевую
Службу так не проходил".
  

75 лет назад хорошо оттягивались мужской компанией командиры Харьковского военного округа:
«Ворошиловград, 15 мая. (Корр. «Правды»). Группа жен командиров Харьковского военного округа совершает военнизированный поход по маршруту Харьков – Сталинград. Они идут по боевому пути, пройденному ворошиловскими отрядами в 1918 году.
Участницы похода за десять дней прошли 370 километров. На привалах они проводят беседы с колхозниками о решениях XVIII съезда ВКП(б), о международном положении и об организации оборонной работы.
Сегодня вечером участники похода прибыли в Ворошиловград. Здесь они встретятся с участниками гражданской войны и обороны Луганска, побывают на Острой могиле и на заводе имени Октябрьской революции, где работал тов. Ворошилов.
Утром 17 мая колонна выходит в дальнейший путь».
("Правда", 1939, № 134 (16, май), с. 5)

четверг, 15 мая 2014 г.

"Нам нынче весело, весело, весело..."

"...Чего ж ты, милая, курносый нос повесила?
Мы выпьем раз и выпьем два
За наши славные У-2,
Но так, чтоб завтра не болела голова".


55 лет назад советские люди с негодованием читали в газетах о зверствах американской военщины:
«Бесчинства американцев в Исландии.
Рейкьявик, 14 мая (корр. ТАСС).
В последнее время исландская печать сообщает о бесчинствах американских военнослужащих в Рейкьявике и его окрестностях...
Правительственная газета «Альтидубладид» сообщила на днях, что на одной из улиц Рейкьявика полиция обнаружила ночью молодую девушку, лежащую на тротуаре в состоянии полного опьянения. Придя в себя, девушка заявила полицейским, что она была на вечеринке с американскими военнослужащими и что ей дали опиум. Несколькими часами позже в ту же ночь полиция нашла на улице еще одну девушку, находившуюся в состоянии опьянения. Она также призналась в том, что участвовала в вечеринке, организованной американцами...
П. Кугуенко».
("Восточно-Сибирская правда", 1959, № 113 (16, май), с. 3)

среда, 14 мая 2014 г.

"В мире нет человека дороже, роднее..."

"... С ним и счастье счастливей, 
И солнце светлее".

65 лет назад до советского изобразительного искусства наконец-то в общем и целом дошло, кого и как имеет смысл изображать: 
«Творческие победы советского изобразительного искусства.
Исторические постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам помогли художникам, скульпторам и графикам успешно бороться против идеологически чуждых направлений: формализма и натурализма, против проявлений буржуазного космополитизма. Большевистская партия в этих постановлениях подчеркивала значение традиций великого русского реалистического искусства для развития мастерства советских художников.
Успехи советского изобразительного искусства, все более глубоко, патриотически, ярко и правдиво отражающего жизнь нашей Родины, показывают, с какой мудростью и прозорливостью партия направляла и направляет его развитие.
Советское искусство – новый, качественно отличный этап в развитии мирового искусства. Боевое марксистско-ленинское мировоззрение – идейная основа творчества советских художников. Советское искусство, показывающее животворную силу советского патриотизма, своим благородным гуманистическим пафосом, вниманием и любовью к человеку, реалистической ясностью противостоит упадочному искусству гниющего буржуазного общества – искусству изломанному, больному и далекому от жизни.В произведениях художников – лауреатов Сталинской премии воплощены лучшие, передовые стороны нашего изобразительного искусства: партийность, правдивость, глубокий демократизм, стремление воплотить в образах передовые, лучшие черты жизни советского народа...
Новым в работе наших художников является стремление к созданию композиционного портрета-картины.
Сталинская премия второй степени присуждена художнику Ф. Шурпину за картину «Утро нашей Родины». Эта ясная по образу, светлая по живописи, подлинно талантливая картина звучит вдохновенной песней во славу товарища Сталина, во славу советских людей, во славу нашей Родины.
И. В. Сталин изображен среди колхозных полей с уходящими вдаль фермами линии высокого напряжения. Он стоит с непокрытой головой, в белом кителе и с плащом на сложенных руках. Его одухотворенное лицо и фигура освещены золотистыми лучами раннего весеннего солнца. Иосиф Виссарионович Сталин как бы обдумывает свой великий план преобразования природы.
Премией второй степени отмечены картина А. Герасимова «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» и портрет В. М. Молотова. Народный художник СССР А. Герасимов, трижды лауреат Сталинской премии, передал дорогие черты Андрея Александровича Жданова, выдающегося строителя и деятеля нашей коммунистической партии, и стоящего у его гроба И. В. Сталина. Ярко и взволновано запечатлел крупнейший мастер эти незабываемые в своей величественной скорби минуты. На картине изображены проходящие в этот момент через Колонный зал советские люди, пришедшие поклониться в последний раз товарищу Жданову. Их взоры обращены на своего вождя и лежащего в гробу его верного ученика. Так смотрят с бережным и душевным участием на отца, лишившегося своего родного сына, на любимого учителя, потерявшего одного их своих преданнейших учеников, на великого полководца, прощающегося со своим боевым другом и помощником...
Премии второй степени удостоен художник Ф. Решетников за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы». Мы видим товарища Сталина ранним утром в своем кабинете во время войны за работой над гениальным планом, который был затем осуществлен нашей армией и народом. На столе карта, циркуль и модель самолета. За окном рассвет. Видна кремлевская башня. Зритель как бы присутствует при зарождении идеи десяти сталинских ударов, гениального стратегического плана разгрома германской армии.
Большим и новым успехом нашего советского искусства являются сюжетные графические циклы.
Премией второй степени отмечен ряд рисунков К. Финогенова, объединенных в серию «И. В. Сталин в годы Великой Отечественной войны». Образ Сталина – генералиссимуса, мудрого руководителя разгрома врага – является центральным в решении всей серии. В каждом рисунке дана новая грань образа великого стратега товарища Сталина...
Замечательный цикл акварельных иллюстраций, мастерски сделанных И. Тоидзе в книге «Антология грузинской поэзии», также удостоен Сталинской премии второй степени. Выдающийся грузинский художник создал подлинно реалистические, волнующие образы легендарных национальных героев своей Родины, которых талантливо воспели грузинские поэты: Шота Руставели, Иосиф Тбилели, Николай Бараташвили, Илья Чавчавадзе, Важа Пшавела. Первая иллюстрация изображает товарища Сталина, читающего Руставели...
А. Замошкин. Заслуженный деятель искусств РСФСР»
("Советский Сахалин", 1949, № 112 (14, май), с. 3)