"… Только вы не приезжали:
Всё вам было недосуг.
Приезжайте, отдохните, -
Всем колхозом просим вас,
Вместе с нами посидите
За чайком в вечерний час".
65 лет назад советские зрители хотели видеть на театральной сцене глубокий
всесторонний показ труда колхозников и производственную деятельность героев:
«Театр
«Женихи»
За последние годы в
нашей драматургии все смелее утверждается комедийный жанр. Для реалистической
советской комедии характерны новые, своеобразные черты, в героях своих, сюжете,
конфликте она отражает величие и красоту нашей социалистической
действительности, утверждает торжество нового, непримиримо разоблачает чужое,
враждебное нам. В этом заключается ее глубокое воспитательное значение.
Иркутский областной
драматический театр уже имеет плодотворный опыт работы над советской комедией.
На его сцене несколько месяцев с большим успехом идет пьеса лауреата Сталинской
премии Н. Дьяконова «Свадьба с
приданым». Сейчас творческий коллектив театра осуществил постановку комедии молодого
осетинского драматурга Ашаха Токаева «Женихи».
Комедия «Женихи»
раскрывает одну из генеральных тем нашей современности – борьбу нового,
советского человека с вековым наследием прошлого, отдельные пережитки которого
еще мешают нашему неуклонному движению вперед, к коммунизму. Она рассказывает о
жизни и труде колхозного села Северной Осетии через три года после Великой
Отечественной войны.
Пьеса Токаева
глубоко национальна по своему колориту, сюжету, конфликту м разрешению его, а
потому несколько своеобразна. Перед творческим
коллективом театра стояла серьезная задача – реалистически, подлинно правдиво
воссоздать на сцене национальный характер комедии.
Театр в основном
справился с этой трудной задачей. Иркутяне увидели оптимистический, бодрый
спектакль, пронизанный веселым, молодым задором. Большинство героев его –
настоящие советские люди, отдающие все знания, силы и помыслы упорному труду на
благо Родины, горячо защищающие честь своего колхоза, своей бригады, умеющие
самозабвенно трудиться, глубоко и нежно любить, весело и радостно отдыхать.
Смех в спектакле – острый, сатирический, разоблачающий старое, отжившее, чуждое
нашей действительности.
В центре спектакля –
девушка Мадинат, лучший бригадир колхоза, смелая, гордая, волевая, человек
нового времени, чуждый всяким предрассудкам. Давно втайне любит ее бригадир
первой бригады Заурбек, но не решается рассказать гордой девушке о своей любви.
Красавица Мадинат –
«выгодная невеста» , поэтому о свадьбе с ней мечтают и житель соседнего села,
спекулянт, негодяй Сауджент, и директор сельского магазина, бездельник,
нечистый на руку человек Гуга Салавров. Разоблачение внутренней опустошенности,
никчемности и даже враждебности этих людишек всему новому проведено в спектакле
убедительно, остро-сатирически. Постановщик
и актеры нашли для этого яркие, выразительные средства.
Спектакль рисует
черты нового, типические для колхозной деревни Северной Осетии, правдиво
показывает новых людей, созданных нашей социалистической действительностью.
Подсказан самой
жизнью образ весельчака Уари, бывшего фронтовика, первого затейника на селе.
Артист А. П. Тишин лепит образ своего героя вдумчиво и любовно. Его Уари не
просто шутник, это человек, за плечами которого длинные фронтовые дороги.
Мирный труд на колхозных полях он воспринимает, как счастье, глубоко переживает
утрату первенства в социалистическом соревновании. Тонко, умело рисует актер
чуткость и заботливость Уари по отношению к своим друзьям, к любимой девушке
Сафи. В то же время он находит выразительные краски, чтобы показать презрение и
ненависть своего героя к бездельникам и тунеядцам.
Сатирически остро
рисует артист В. Е. Коробков лентяя и спекулянта Сауджена. Актер умело
подчеркивает в красивом, статном, внешне самоуверенном Сауджене его полное
одиночество, опустошенность, скуку, растерянность. Внутренний рисунок роли
выдержан четко, без «переигрываний» и гротеска. Сауджен вызывает живое
негодование зрителей.
Думается, что актер
Ю. Л. Котляревский верно и вдумчиво подошел к разрешению образа Гуги Салаврова,
плута и мошенника, пробравшегося в торговый аппарат. Это тип, часто кочующий из
одного спектакля в другой и ставший уже несколько трафаретным. Актер отказался
от старых штампов и создал оригинальный, запоминающийся образ. Тонко проведены
комедийные сцены: бритье головы, свидание с мнимой Мадинат. Актер убедительно
раскрывает трусливую, мелкую душонку Гуги, убогий и скудный внутренний мир его.
Правдив и убедителен
«сват-профессионал» Мытыл (артист Г. В. Кузьменков).
Но темой спектакля
не является только разоблачение двух лодырей.
Зрители хотят видеть
на сцене глубокий всесторонний показ труда колхозников, производственную
деятельность героев, как основу жизни и творческой радости каждого советского
человека. А эта сюжетная линия отошла в спектакле на второй план, сценическое
воплощение ее бледно, схематично. Это лишает спектакль необходимой глубины и
вызывает чувство неудовлетворенности.
Следует оговориться,
что здесь недостатки спектакля в значительной мере предопределяются самой
пьесой. Комедия мало дает материала для раскрытия характера своих героев с этой
важной стороны. Более того, вызывает недоумение, почему никто не объяснил
ошибку Мадинат, которая совершенно неверно понимает сущность социалистического
соревнования, как заботу только о своем участке.
Руководители колхоза
– председатель Салам (артист П. С. Евтюхов) и парторг Туган (артист Г. Н.
Гришин) – проходят в спектакле стороной. Актеры по-настоящ0ему не использовали
скромный материал пьесы, не обогатили его творческими находками, относятся
равнодушно к своим героям. У Салама даже не чувствуется волнения за судьбу
гибнущей кукурузы бригады Заурбека, он бесстрастен. Парторг Туган однообразен и
назойливо-дидактичен во всех сценах.
Правдив и
реалистичен в своей основе образ Мадинат (артистка Л. Н. Вальднер). По-женски
обаятельная, и вместе с тем волевая, настойчивая, Мадинат чувствует себя
хозяйкой собственной судьбы. Однако актриса не нашла жизненных, запоминающихся
штрихов для Мадинат-бригадира.
Заурбек (артист В.
Г. Косов), которого Мадинат любит, ни в коей степени не может удовлетворить
зрителя. Палитра изобразительных средств актера необычайно бедна, образ
Заурбека духовно обеднен, лишен внутренней убедительности. Простота и
скромность Заурбека перешли у Косова в угловатость и сухость.
Лучше, осмысленнее
проводит актер сцены в бригаде, здесь чувствуется больше тепла, искренности.
Трудолюбивая,
скромная Сафи, человек с богатой, красивой душой (артистка Э. Я. Розе),
предстает в спектакле достойной подругой Уари.
В совершенно
неверном ключе актриса А. С. Шпильчук и режиссер В. М. Тихонович разрешили
глубоко поэтический по замыслу автора образ Нины. Нина очень молода. Любовь ее
к Кази – первое, робкое, еще не совсем осознанное чувство. А зритель видит на
сцене вместо скромной, застенчивой девушки развязную кокетку, грубовато
покрикивающую на Кази.
Актер Л. А. Бенин
(Кази) воспользовался только внешними изобразительными средствами, чтобы
подчеркнуть молодость и наивность своего героя. Кази не ходит по сцене, а
прыгает иди бежит, много кричит, суетится.
Некоторое возражение
вызывают декорации художника А. Р. Ханамирова. В сценах у «Почетного кургана»
далекий план села на фоне гор и одинокий кипарис у кургана оправданы. Этот же
план у дома Мадинат создает впечатление, что дом стоит не в селе, а где-то на
отшибе.
Танцы балетмейстера
Е. Д. Эджубовой интересны, красивы по рисунку, отражают национальный колорит,
но пляска мужчин требует еще значительной шлифовки. Пластичен и изящен
свадебный танец Мадинат.
Творческий коллектив
театра в целом и режиссер спектакля В. М. Тихонович подошли к постановке
комедии «Женихи» серьезно , вдумчиво. Но отдельные актерские неудачи,
неубедительный, поверхностный показ производственной жизни героев несколько
снижают общий уровень этого интересного, жизнеутверждающего спектакля.
Н. Флавианова».
("Восточно-Сибирская
правда", 1951, № 146 (23, июнь), с. 3).