четверг, 30 июня 2016 г.

"Вы с нами всюду. И в цехах, и в поле…"

"… Нам светит солнце Ваших ясных глаз.
И в ночь под праздник в дружеском застолье
Мы поднимаем первый тост за Вас –
За Вас, не отступавшего ни разу
Перед врагом, каким бы ни был он,
За гений Ваш, за Ваш великий разум,
За счастье всех народов и племен".


65 лет назад почти все советские стихи хотелось сразу класть на музыку:

«Павел Шубин
Утро мира

Здесь раскраска непростая
Чуть обозначила восход,
И голубей весёлых стая
С карниза сорвалась в полет
И заиграла над Москвой,
Очерченная синевой.

На пашню вешнюю, сырую
Упали первые лучи,
Труд трактористов ревизуя,
Идут по пахоте грачи.

Шагает грузно экскаватор, -
Он весь в земле,
Он в глине весь:
Канала нового фарватер
От Дона к Волге ляжет здесь.
Тугая сталь уральской ковки
Приветствует восход зари
У Жигулей и у Каховки,
У берегов Аму-Дарьи.

Войска, готовые к параду,
Стоят в строю – за рядом ряд,
Они за мир, за нашу правду
С любым врагом поговорят,
И он услышит эту речь
Пред тем, как трупом в землю лечь.

Мы никому не угрожаем,
Мы платим доброму добром;
Гордимся прошлым урожаем,
Сегодня – лучший соберем!

Наш вождь, предначертавший мудро
Пути побед, размах работ,
С любовью будет в это утро
Родной приветствовать народ.

Всех тех, кто здесь пройдет рядами,
И тех, кого не будет тут,
Тех, кто в Корее и Вьетнаме
Сражается за мир и труд,
Победы знамя поднимая
В огне боев под солнце мая.

Апрель, 1951 год.

("Смена", 1951, № 12 (июнь), с. 6).



среда, 29 июня 2016 г.

"Ох, ему и всыпали по первое, по дерьму, спеленутого, волоком…"

"... Праведные суки, брызжа пеною,
Обзывали жуликом и поллоком!"


55 лет назад советские люди отказывались признавать мазню за искусство:
«Борис Бурков  
Впервые в Нью-Йорке
…Альфред Барр – директор Нью-йоркского музея современного искусства – приятный собеседник. Говорит он горячо, со знанием дела ведет беседу о поэзии, живописи. Альфред Барр хорошо знаком с русским искусством. Он был в Третьяковской галерее, называет свои любимые полотна. Разговор о реалистических произведениях был недолгим, тем более, что в Нью-йоркском музее их почти не было. Спор разгорелся у полотна, названного художником Поллоком «№ 1». Другого названия нет. Просто «номер один».
Пока директор музея развивал идею «картины», к нам подходила молодежь и с интересом прислушивалась. Девушки и юноши были студентами, и, видно, из тех, которые начинают понимать подлинный смысл правды и лжи. Не зря во многих американских университетах студенчество стали подозревать в «неблагонадежности».
Советские журналисты прямо сказали, что они отказываются признавать мазню за искусство.
- Ведь нередко, - сказал кто-то из нас, - за произведения живописи шарлатаны выдают трехминутное «творчество» пульверизатора.
Молодежь соглашается с нами. Раздался дружный и очень, особенно для музея, громкий смех, когда рассказали случай с Луначарским, которому один художник предлагал «картину» за большую сумму. «Какая же это картина?» На белой бумаге стояла лишь большая точка. «Эх, Анатолий Васильевич,- сказал художник, - не знаете вы, сколько недель и месяцев думал я, где поставить эту точку!»
Недалеко от Сан-Франциско, на берегу океана, расположен небольшой городок, где живут художники. В плавучем ресторанчике мы обратили внимание на две больших доски для объявлений: одна фанера была окрашена в оранжевый цвет, другая – в серый, с коричневыми подтеками. У одной мелом на стене было написано 500, у другой – 450. Эти цифры нам показались какими-то объявлениями, которые должны быть написаны на самих досках. Но эти две фанеры оказались картинами.
-Одну вы можете купить за 500 долларов, другую – за 450,- объяснил нам Альберт Кан.
Жена его Риетт поведала о том, что все-таки кое-кто такие «доски для объявлений» покупает.
Скажу откровенно, что до поездки в Америку представление о ее молодежи у меня связывалось с рок-н-роллом и абстрактной живописью. Правда, знал я и о настроениях студенчества, протестующего против кабалы золотого мешка, против душевного растления. Несколько дней, проведенных в США, особенно в университетах, на стадионах, ряд встреч с молодежью порадовали меня и моих товарищей.
Мне посчастливилось в Нью-Йорке присутствовать на концерте ансамбля Игоря Моисеева. Я очень тогда хотел, чтобы в театре было больше советских людей, чтобы они могли видеть и чувствовать особое уважение к нашей стране, восхищение нашим искусством.
Концерт начался поэтическим танцем «Снегурочка». Артисты вызывали шумное одобрение не только в конце танца, но очень часто и во время танца. Особый успех имели «Партизаны», гопак, русская пляска. Невозможно назвать ни одного танца, не имевшего успеха. А потом, как бы вне программы, ансамбль исполнил пародии на рок-н-ролл. Трудно представить себе, что творилось в зрительном зале. Более трех с половиной тысяч американцев стоя приветствовали советских танцоров. Печать тоже высоко оценила выступления ансамбля.
Из театра мы шли пешком. Рестораны были полны. Подвыпившие дамы снимали туфли и пытались танцевать босыми. Такие сценки мы видели потом и в ресторане нашего отеля. У одного кинотеатра висел антисоветский плакат, оскорбляющий наш народ. Рядом с петлей на шее был изображен Фидель Кастро.
Вот так в один день, в один час мы видели как бы две Америки. От одной веет дружбой, радушием, гостеприимством, от другой – животным страхом за свое будущее, ненавистью к правде, справедливости, человеческому достоинству…»
("Огонек", 1961, № 26 (25, июнь), с. 28-29).

вторник, 28 июня 2016 г.

"В целом мире нигде нету силы такой…"

"… Чтобы нашу страну сокрушила, —
С нами Сталин родной, и железной рукой
Нас к победе ведет Ворошилов!"


75 лет назад в СССР газеты не скрывали от советского народа тяжёлого положения, в котором оказались немецко-фашистские захватчики:
«Фронтовые заметки
Зенитчики на-чеку
Рано утром младший сержант Опаров первым заметил появление самолетов и быстро определил, что они чужие.
Через несколько секунд батарея была готова к бою. Раздались глухие взрывы бомб. Фашисты бомбили старый, давно опустевший аэродром. Сбросив несколько бомб, они повернули к городу, но дорогу преградила непроницаемая стена заградительного огня.
Самолеты противника повернули обратно. После первой встречи с нами их стало меньше. Уже не соблюдали они строя, каждый удирал, как мог, спасая свою шкуру.
 Атака танков
Совсем близко слышен визг вражеских снарядов. Взрывы авиабомб. Мужественные и бесстрашные советские танкисты стремительно мчатся вперед. Стальной лавиной идут они навстречу врагу, чтобы контратаковать его.
Сержант Мельников рассказывает о том, как танки шли в наступление.
- Мы, двигались на правом фланге. Перед нами стояла задача: в момент атаки, когда часть, обойдя противника с тыла, откроет огонь, нанести группе вражеских танков удар в лоб. Командир танка, старший сержант Сивановский, приказал двигаться лощиной. Скрытно мы подошли к противнику и нанесли ему внезапный удар.
Механик-водитель сержант Марченко зорко смотрит вперед. Вот передняя часть танка как бы немного поднялась вверх.
- Воронка от разрыва снаряда, - решил водитель.
И действительно. Едва успел Марченко увеличить газ, как танк, перевалившись через бугор, круто пошел на подъем.
Подразделение должно было расчлениться у небольшой рощицы. Но здесь путь нашей машине преградило озеро. Мы оказались оторванными от подразделения. Едва наш танк успел взять направление по заданному курсу, как впереди появился противник. Вот в стороне разорвался снаряд. Видно, что фашист струсил. Не успел разглядеть цель, а уже открыл огонь.
… Вражеский танк уже совсем близко.
- Можно открыть огонь,- решил Сивановский.
Водитель быстро понял маневр командира танка. Сивановский произвел первый выстрел. Снаряд, очевидно, попал в малую башню. Пулемет противника, который только-что беспрерывно строчил, внезапно замолк.
Вражеский танк круто изменил направление. Отстреливаясь, враг пытался уйти из-под меткого, губительного огня советских танкистов. Но Марченко заметил это. Набрав максимальную скорость, он настиг трусливого врага.
Раздался выстрел. Огонь был меток.
Едва успели расправиться с одной гадиной, как раздался выстрел из противотанкового орудия. Враг из-за прикрытия ожидал приближения нашего танка и начал стрельбу.
Мы ответили. Первой очередью удалось скосить одного из заряжающих. Несмотря на то, что осколок попал мне в руку я, еще больше прижавшись к плечевому упору пулемета, дал длинную очередь.
Враг уже больше не стрелял. Мы пошли на соединение со своим взводом. Советские танкисты лавиной ринулись в бой на ненавистного врага…
М. Рузов.
Киевский особый военный округ.
24 июня. (По телефону)».
("Восточно-Сибирская правда", 1941, № 151 (28, июнь), с. 1).

понедельник, 27 июня 2016 г.

"Вселенной управляет ритм…"

"… Юнец танцует вислоухий, 
и зуб брильянтовый горит
в оскале хищном потаскухи..."


65 лет назад многое можно было простить советской пьесе за оптимистичность и хороший, бодрый ритм.
«Театр
«Правая рука»
Постановка Иркутского театра музыкальной комедии
Автор текста В. Типот свою пьесу «Правая рука» посвятил разоблачению эгоизма, индивидуалистических тенденций, зазнайства. Молодой советский инженер, воспитанник транспортного института Борис Востряков находит новое решение высокопроизводительной механизированной горки для сортировки товарных составов. Но Борису присущи самонадеянность, надменность. На все окружающее он смотрит свысока, в том числе и на любимую девушку – Лизу – товарища по учебе, также молодого инженера-транспортника. В мечтах о грядущем Борис отводит будущей жене роль всего лишь своей «правой руки».
В дальнейшем, однако, выходит так, что «правая рука» становится начальником станции, а Борис за неудовлетворительное руководство и высокомерное обращение с людьми снижается в должности и назначается помощников Лизы.
Лиза обнаруживает незаурядную силу и красоту души, твердость и прогрессивность убеждений. При помощи комсомольского коллектива она помогает Борису вовремя выбраться из топи самолюбия и мещанской ограниченности, в которой он завяз. Такова фабула пьесы.
Центральным образам Лизы и Бориса сопутствует ряд жизненных, в своем роде, оригинальных персонажей.
Не все в пьесе показано глубоко и мотивированно, особенно когда речь идет о процессе идейной перестройки действующих лиц. Уж слишком равнодушно встречает Борис известие о том, что Лиза решила отказаться от взлелеянного ими плана получить аспирантуру в Москве. Мало убеждает и скоропалительный процесс «исправления» Бориса. Трудно поверить также в столь быстрое и безболезненное решение Лизы бросить облюбованную ею мысль о научной деятельности в столице и ехать работать на линию.
Странно выглядит «веселье» советской студенческой молодежи на товарищеской вечеринке в честь окончания высшей школы. Суматоха, поднятая вокруг избрания «королевы пиршества», несколько обедняет представление о нашей молодежи. Два-три штриха, подчеркивающих свойственные советской молодежи культурные интересы, были бы весьма к месту.
Однако и при этих изъянах пьеса, идейно направленна. Она раскрывает важную тему воспитания морали советского человека. Сюжет ее современен. Пьеса ценна своей оптимистичностью, хорошим, бодрым ритмом.
Музыка «Правой руки», написанная композиторами Б. Александровым и М. Матвеевым, в основном носит черты советского песенного стиля, приятна и мелодична, но не блещет самобытностью. Мелодии, которые во время исполнения воспринимаешь, как нечто цельное и гармоничное, быстро испаряются из памяти.
Актерский состав и режиссер И. Л. Орловский правильно сделали акцент на жизнерадостности. Спектакль получился поэтому увлекательный, брызжущий весельем. Особенно показательна в этом отношении роль бывшего машиниста Ивана Гавриловича Шишкина, которую с чувством подлинного юмора проводит артист Б. М. Туф. Н нам кажется, что Гаврилыч получился слишком уж насмешливым. Нельзя, конечно, сказать, что Б. М. Туф совершенно обошел мягкие, лирические грани роли. Зритель замечает это, например, когда Гаврилыч тепло вспоминает об умершем друге – машинисте Корецком и когда Гаврилыч, не поняв слов Лизы, на миг вообразил себя уволенным и, стало быть, в его понятии – выброшенным из жизни. Но дело в том, что у артиста нехватило более ярких красок, еще более теплых ноток для подчеркивания этих тонких деталей.
Роль наивного мечтателя Коржикова нашла удачного исполнителя в лице артиста Н. К. Каширского, создавшего впечатляющий комический образ. Артист счастливо одарен способностью казаться удивительно простодушным и непосредственным. Именно это придает особую убедительность многим моментам роли. Особо следует остановиться на остро комедийном танце «болельщиков футбола», мастерски исполненном обоими артистами.
Роли центральных героев пьесы, пожалуй, вышли бледнее. В наибольшей степени замечание это должно быть адресовано артистке И. Е. Поповой. Для наблюдавшего артистку в различных ее ролях, заметно однообразие ее средств выражения в любой роли. Характер интонации, налет некоторой мелодраматичности, жесты – все это переносится из роли в роль. Справедливость требует, однако, отметить несомненный рост вокального мастерства артистки.
Молодой актер М. Я. Боннер заметно растет. Характеристика Бориса первой половины спектакля – порывистого, заносчивого юноши – удалась артисту. Н в особо ответственных в драматическом отношении местах – речь идет хотя бы об остром конфликте между Борисом и Лизой после получения телеграммы о понижении Бориса в должности – актеру нехватает мастерства и необходимой драматической выразительности.
Как вокалист, Боннер проявил себя весьма слабо.
Артистка Н. П. Алексеева создала привлекательный образ, полной энергии, чистой и искренней душой советской девушки, хлопотуньи Маши Лайко, прозванной «Чижиком».
Солидный, внушительный и вместе с тем душевный, обаятельный человек – таков профессор Корецкий в исполнении артиста М. О. Снегова.
Ценное пополнение получила труппа театра в лице молодого, способного актера Б. И. Брагина – выпускника Свердловского театрального института, ярко сыгравшего роль весельчака Коркина.
Хорошо слажен общий музыкальный ансамбль, руководимый дирижером Л. З. Балло.
В. Сухиненко».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 149(27, июнь), с. 2).

воскресенье, 26 июня 2016 г.

"Вас всегда мы в гости ждали, наш родной отец и друг…"

"… Только вы не приезжали:
Всё вам было недосуг.
Приезжайте, отдохните, -
Всем колхозом просим вас,
Вместе с нами посидите
За чайком в вечерний час".


65 лет назад советские зрители хотели видеть на театральной сцене глубокий всесторонний показ труда колхозников и производственную деятельность героев:
«Театр
«Женихи»
За последние годы в нашей драматургии все смелее утверждается комедийный жанр. Для реалистической советской комедии характерны новые, своеобразные черты, в героях своих, сюжете, конфликте она отражает величие и красоту нашей социалистической действительности, утверждает торжество нового, непримиримо разоблачает чужое, враждебное нам. В этом заключается ее глубокое воспитательное значение.
Иркутский областной драматический театр уже имеет плодотворный опыт работы над советской комедией. На его сцене несколько месяцев с большим успехом идет пьеса лауреата Сталинской премии  Н. Дьяконова «Свадьба с приданым». Сейчас творческий коллектив театра осуществил постановку комедии молодого осетинского драматурга Ашаха Токаева «Женихи».
Комедия «Женихи» раскрывает одну из генеральных тем нашей современности – борьбу нового, советского человека с вековым наследием прошлого, отдельные пережитки которого еще мешают нашему неуклонному движению вперед, к коммунизму. Она рассказывает о жизни и труде колхозного села Северной Осетии через три года после Великой Отечественной войны.
Пьеса Токаева глубоко национальна по своему колориту, сюжету, конфликту м разрешению его, а потому несколько своеобразна. Перед творческим коллективом театра стояла серьезная задача – реалистически, подлинно правдиво воссоздать на сцене национальный характер комедии.
Театр в основном справился с этой трудной задачей. Иркутяне увидели оптимистический, бодрый спектакль, пронизанный веселым, молодым задором. Большинство героев его – настоящие советские люди, отдающие все знания, силы и помыслы упорному труду на благо Родины, горячо защищающие честь своего колхоза, своей бригады, умеющие самозабвенно трудиться, глубоко и нежно любить, весело и радостно отдыхать. Смех в спектакле – острый, сатирический, разоблачающий старое, отжившее, чуждое нашей действительности.
В центре спектакля – девушка Мадинат, лучший бригадир колхоза, смелая, гордая, волевая, человек нового времени, чуждый всяким предрассудкам. Давно втайне любит ее бригадир первой бригады Заурбек, но не решается рассказать гордой девушке о своей любви.
Красавица Мадинат – «выгодная невеста» , поэтому о свадьбе с ней мечтают и житель соседнего села, спекулянт, негодяй Сауджент, и директор сельского магазина, бездельник, нечистый на руку человек Гуга Салавров. Разоблачение внутренней опустошенности, никчемности и даже враждебности этих людишек всему новому проведено в спектакле убедительно, остро-сатирически.  Постановщик и актеры нашли для этого яркие, выразительные средства.
Спектакль рисует черты нового, типические для колхозной деревни Северной Осетии, правдиво показывает новых людей, созданных нашей социалистической действительностью.
Подсказан самой жизнью образ весельчака Уари, бывшего фронтовика, первого затейника на селе. Артист А. П. Тишин лепит образ своего героя вдумчиво и любовно. Его Уари не просто шутник, это человек, за плечами которого длинные фронтовые дороги. Мирный труд на колхозных полях он воспринимает, как счастье, глубоко переживает утрату первенства в социалистическом соревновании. Тонко, умело рисует актер чуткость и заботливость Уари по отношению к своим друзьям, к любимой девушке Сафи. В то же время он находит выразительные краски, чтобы показать презрение и ненависть своего героя к бездельникам и тунеядцам.
Сатирически остро рисует артист В. Е. Коробков лентяя и спекулянта Сауджена. Актер умело подчеркивает в красивом, статном, внешне самоуверенном Сауджене его полное одиночество, опустошенность, скуку, растерянность. Внутренний рисунок роли выдержан четко, без «переигрываний» и гротеска. Сауджен вызывает живое негодование зрителей.
Думается, что актер Ю. Л. Котляревский верно и вдумчиво подошел к разрешению образа Гуги Салаврова, плута и мошенника, пробравшегося в торговый аппарат. Это тип, часто кочующий из одного спектакля в другой и ставший уже несколько трафаретным. Актер отказался от старых штампов и создал оригинальный, запоминающийся образ. Тонко проведены комедийные сцены: бритье головы, свидание с мнимой Мадинат. Актер убедительно раскрывает трусливую, мелкую душонку Гуги, убогий и скудный внутренний мир его.
Правдив и убедителен «сват-профессионал» Мытыл (артист Г. В. Кузьменков).
Но темой спектакля не является только разоблачение двух лодырей.
Зрители хотят видеть на сцене глубокий всесторонний показ труда колхозников, производственную деятельность героев, как основу жизни и творческой радости каждого советского человека. А эта сюжетная линия отошла в спектакле на второй план, сценическое воплощение ее бледно, схематично. Это лишает спектакль необходимой глубины и вызывает чувство неудовлетворенности.
Следует оговориться, что здесь недостатки спектакля в значительной мере предопределяются самой пьесой. Комедия мало дает материала для раскрытия характера своих героев с этой важной стороны. Более того, вызывает недоумение, почему никто не объяснил ошибку Мадинат, которая совершенно неверно понимает сущность социалистического соревнования, как заботу только о своем участке.
Руководители колхоза – председатель Салам (артист П. С. Евтюхов) и парторг Туган (артист Г. Н. Гришин) – проходят в спектакле стороной. Актеры по-настоящ0ему не использовали скромный материал пьесы, не обогатили его творческими находками, относятся равнодушно к своим героям. У Салама даже не чувствуется волнения за судьбу гибнущей кукурузы бригады Заурбека, он бесстрастен. Парторг Туган однообразен и назойливо-дидактичен во всех сценах.
Правдив и реалистичен в своей основе образ Мадинат (артистка Л. Н. Вальднер). По-женски обаятельная, и вместе с тем волевая, настойчивая, Мадинат чувствует себя хозяйкой собственной судьбы. Однако актриса не нашла жизненных, запоминающихся штрихов для Мадинат-бригадира.
Заурбек (артист В. Г. Косов), которого Мадинат любит, ни в коей степени не может удовлетворить зрителя. Палитра изобразительных средств актера необычайно бедна, образ Заурбека духовно обеднен, лишен внутренней убедительности. Простота и скромность Заурбека перешли у Косова в угловатость и сухость.
Лучше, осмысленнее проводит актер сцены в бригаде, здесь чувствуется больше тепла, искренности.
Трудолюбивая, скромная Сафи, человек с богатой, красивой душой (артистка Э. Я. Розе), предстает в спектакле достойной подругой Уари.
В совершенно неверном ключе актриса А. С. Шпильчук и режиссер В. М. Тихонович разрешили глубоко поэтический по замыслу автора образ Нины. Нина очень молода. Любовь ее к Кази – первое, робкое, еще не совсем осознанное чувство. А зритель видит на сцене вместо скромной, застенчивой девушки развязную кокетку, грубовато покрикивающую на Кази.
Актер Л. А. Бенин (Кази) воспользовался только внешними изобразительными средствами, чтобы подчеркнуть молодость и наивность своего героя. Кази не ходит по сцене, а прыгает иди бежит, много кричит, суетится.
Некоторое возражение вызывают декорации художника А. Р. Ханамирова. В сценах у «Почетного кургана» далекий план села на фоне гор и одинокий кипарис у кургана оправданы. Этот же план у дома Мадинат создает впечатление, что дом стоит не в селе, а где-то на отшибе.
Танцы балетмейстера Е. Д. Эджубовой интересны, красивы по рисунку, отражают национальный колорит, но пляска мужчин требует еще значительной шлифовки. Пластичен и изящен свадебный танец Мадинат.
Творческий коллектив театра в целом и режиссер спектакля В. М. Тихонович подошли к постановке комедии «Женихи» серьезно , вдумчиво. Но отдельные актерские неудачи, неубедительный, поверхностный показ производственной жизни героев несколько снижают общий уровень этого интересного, жизнеутверждающего спектакля.
Н. Флавианова».
("Восточно-Сибирская правда", 1951, № 146 (23, июнь), с. 3).

суббота, 25 июня 2016 г.

"Прямо на тебя наведены жерла грозных пушек и мортир..."

"... Но народы не хотят войны,
Слово СТАЛИН означает МИР!"


65 лет назад в три дня кончилась лафа бывших словацких купцов-оптовиков:
«Процесс группы изменников и шпионов в Чехословакии
Прага, 24 июня. (ТАСС). В Братиславе состоялся процесс 11 лиц, обвиняемых в измене и шпионаже. Эта группа состояла из бывших служащих французского генерального консульства в Братиславе, бывших помещиков, купцов-оптовиков и представителей буржуазной интеллигенции.
Процесс продолжался три дня. Государственный суд в Братиславе с несомненностью установил, что руководители французского генерального консульства в Братиславе бывший генеральный консул Манак и вице-консул Мишло, в действительности являвшиеся профессиональными шпионами, превратили французское генеральное консульство в Братиславе в шпионский центр. Через своих агентов, а также через антигосударственную группу, выступавшую под конспиративным названием «Онбра», Манак и Мишло добывали важные сведения экономического, политического и военного характера и передавали их через французское посольство в Праге французской разведке, а через предательскую чехословацкую эмиграцию за границей и, в частности через изменника Ю. Славика – разведке Соединенных Штатов Америки.
Систематическая помощь со стороны представителей французского генерального консульства в Братиславе Манака и Мишло дала возможность группе изменников и шпионов, возглавляемой Ю. Длоугим и В. Велецким, проводить антигосударственную подрывную деятельность, что полностью подтвердили сами подсудимые.
Суд признал всех подсудимых виновными в измене родине и шпионаже и приговорил инженера Ю. Длоуги и В. Велецкого к смертной казни, четырех подсудимых – к пожизненному заключению и пять подсудимых к лишению свободы на срок от 14 до 25 лет».
("Советский Сахалин", 1951, № 149 (27, июнь), с. 4).

пятница, 24 июня 2016 г.

"Вот он – черный мальчик Роб…"

"... Занят он работой:
Он песку себе нагрёб,
Будет строить что-то.
Может, он гараж построит?
Может, он тоннель пророет?
Поиграть бы с ним сейчас…
Но живёт он не у нас".


65 лет назад в СССР рвали тишину звуки пионерского горна:
«В пионерском лагере
… Звуки пионерского горна рвут тишину солнечного июньского утра,. Два горниста Юра Щепеткин и Витя Рыжиков во всю силу своих молодых, здоровых легких трубят «подъем»…  Ребята быстро просыпаются, вскакивают со своих кроватей и бегут на полянку возле леса, на утреннюю зарядку. Сколько радости на их лицах! Ведь впереди—такой прекрасный, многообещающий день, много заманчивых развлечений.
Ребята построились возле небольшого мыска на зарядку. Физрук Александр Александрович Осадчий, объяснив упражнение, подал команду. Мальчики и девочки с большим желанием занимаются  утренней гимнастикой…
После умывания ребята возвращаются в свои комнаты, приводят постели в порядок и одеваются. Снова звучит горн. Он зовет отдыхающих в столовую. Обильный и сытный завтрак уже ожидает ребят. Меню самое разнообразное: вареные яйца, котлеты, каша, какао или чай.
Завтрак окончен. Наступает торжественная минута—подъем флага. С сознанием пионерского долга становятся ребята, на линейку. У трибуны, украшенной зеленью, старшая пионервожатая Евгения Кравченко принимает рапорта вожатых отрядов.
Затем начинаются занятия, игры, развлечения, намеченные планом. Каких только нет здесь удовольствий! Кто со своим отрядом отправляется в лес, другие играют в городки, а самые маленькие девочки, взявши разноцветные сачки, идут ловить чудесных бабочек…  Многие идут загорать, кататься на качелях. На спортивной площадке начинается игра в волейбол.
У четвертого отряда событие, взволновавшее всех. В лесу ребята  поймали большого щетинистого ежа. Еж сердится, топорщит свои острые иглы, сворачивается в неприступный комок. Но дети не оставляют его. Каждому хочется дотронуться до его остроконечного панцыря.
Не плохо здесь в тиши почитать интересную книгу. Вот три подруги Люда Рожкова, Надя Андреева и Карина Карпова на берегу озера увлеклись читкой интересной книги. Льются протяжные звуки баяна и звонкие детские голоса. Это баянист т. Осипов разучивает с ребятами новые песни...
Снова звучит горн. Дежурные по столовой, одетые в чистые передники, уже закончили уборку и все приготовления к обеду.
— Просим за стол. Приятного аппетита!
Вдоволь нагулявшись на свежем воздухе, ребята с охотой едят вкусные щи, гуляш, компот. После обеда обязательный час отдыха в постели. Затем — полдник.
Уже наступают легкие сумерки, но ребята веселятся, играют, распевают песни. До самого отбоя не умолкают детские голоса.
Большевистская партия, Советское правительство, великий Сталин создали в нашей стране все условия для учебы и отдыха детям тружеников. И советские дети, преисполнены чувством великой, благодарности партии Ленина—Сталина и своей любимой Родине за повседневную отеческую заботу.
В. Михайлов».

четверг, 23 июня 2016 г.

"Здравствуй, летний лагерь…"

"… Вольные края!
Как же хороша ты,
Родина моя!"
  


70 лет назад в СССР весело и с большой пользой проводили время дети:
«Детский праздник в лагерях
В воскресенье 23 июня дети, отдыхающие в Анненском лесу, торжественно праздновали открытие лагерей. На праздник приехали представители завкома металлургов, горкома комсомола и много родителей.
К трибуне, украшенной сосновыми ветками, цветами и яркими полотнищами лозунгов, со всех сторон под звуки духового оркестра стройными колоннами подошли пионерские отряды детей, отдыхающих в санатории имени ЦК ВЛКСМ, металлургов и строителей. Старшая  пионервожатая т. Долотова приняла рапорт от начальников отрядов. После того, как старшая пионервожатая рапортовала начальнику лагерей т. Френкелю, пионеры замерли в салюте и по мачте плавно ввысь был поднят флаг.
Горячо приветствовали ребят начальник санатория т. Френкель, заместитель председателя завкома металлургов т. Фиркович и представитель горкома комсомола т. Макаров.
Дети преподнесли гостям огромные букеты полевых цветов.
Второй пионерский отряд металлургов выступил с гимнастическими упражнениями и при исполнении песни о Сталине пионерка —одиннадцатилетняя Рита Ф.  украсила портрет друга и отца советских ребят товарища Сталина огромным букетом алых цветов.
По окончании парада пионеры промаршировали мимо трибуны, где их приветствовали гости, и с звонким «ура» забросали трибуну цветами.
После сна и полдника дети играли и танцовали под духовой оркестр. Вечером с 9 часов участники детской самодеятельности танцовали, пели, декламировали. А когда вечерние сумерки окутали лес, неожиданно для детей в небо взвились яркие ракеты. Так закончился веселый незабываемый, праздник, с любовью и вниманием подготовленный металлургами».

среда, 22 июня 2016 г.

"Тульская винтовочка - славная обновочка…"

"… С тульскою винтовочкой в бою не пропадешь. 
Если целишь метко -
Промахнешься редко,
Если целишь правильно - в точку попадешь!"


75 лет назад советские газеты много места уделяли рассказам о текущих задачах красноармейцев:
«Жизнь Красной Армии
Меткий выстрел
За дни пребывания в Красной Армии бойцы подробно ознакомились с бытом и порядками, получили первоначальные навыки в военном деле. Командир взвода тов. Дживага выстроил бойцов и объяснил:
- Завтра будем стрелять боевым патроном из винтовки. Задача нелегкая, но если по-серьезному отнестись к ней, то она будет выполнена образцово.
Утром бойцы подготовили оружие и отправились под руководством тов. Дживага на стрельбище. Там молодые бойцы еще раз убедились в исправности своего оружия. Некоторые свободное время использовали для тренировки в изготовке, в прицеливании, в спуске курка. Только молодой красноармеец Виноградов не проявлял беспокойства.
- У меня все в порядке, - говорил он.- Я еще в осоавиахимовской организации научился стрелять метко, без промаха.
Да и командир взвода не заставлял тов. Виноградова тренироваться. Он видел, что у красноармейца Виноградова на груди значок «ворошиловский стрелок».
На огневой рубеж вышла первая группа бойцов. Бойцы получили патроны, изготовились к стрельбе. Отгремели выстрелы. Из блиндажа сообщили:
- Вся группа стреляла на «отлично».
Первую группу сменила вторая. В этой группе был и тов. Виноградов.
- Мимо мишени – ни одной пули, по старой привычке, - получая патроны, с чувством гордости сказал он, изготовился, зарядил винтовку, прицелился и по очереди выпустил 3 патрона.
- Два «хорошо», три «отлично» и вторая справа – «плохо», в мишени нет ни одной пули,- доложил результаты красноармеец из блиндажа.
- Не может быть, это ошибка, - не веря сообщению, краснея, сказал Виноградов.
- Нет это не ошибка. Стреляли вы плохо, - сказал командир взвода.
- Почему же это так получилось?
- Меткий выстрел это не случайность, товарищ Виноградов. Отличным стрелком в Красной Армии считается тот, кто никогда «не мажет», никогда ни одной пули не выпускает из мишени. Нельзя считать отличным стрелком того, кто вчера стрелял отлично, а сегодня плохо. Меткий, хладнокровный, экономный стрелок не сразу рождается. Здесь нужна усиленная и кропотливая работа над овладением стрелковым делом, повседневная и настойчивая тренировка. А стреляли вы плохо потому, что неравильно изготавливались к стрельбе, неправильно прицеливались, спешили спускать курок, при выстреле моргали глазами. Есть и еще ряд недостатков. Вы, наверно, давно не стреляли и не тренировались.
- Да, это верно.
Только теперь тов. Виноградов понял, почему он плохо стрелял. Придя со стрельбища, он разделся, вычистил винтовку, умылся и, одевая гимнастерку, снял значок «ворошиловский стрелок», положив его в чемодан.
Вечером командир взвода рассказал молодым бойцам о том, как нужно выработать из себя отличного стрелка. Заканчивая беседу, он сказал:
- Не надо кичиться достигнутым, не надо делать так, как делал товарищ Виноградов, который когда-то стрелял на «отлично» и теперь успокоился. На стрелковой тренировке нужно больше всего уделять внимания изготовке к стрельбе, прицеливанию и спуску курка особенно. Каждое указание младшего командира нужно выполнять.
Вскоре взвод вышел на занятия по стрелковому делу. Младшие командиры выстроили свои отделения. Командир взвода организовал занятия так, чтобы ни один боец не терял времени, занимался. Одно отделение тренировалось в метании гранат, второе – в наводке со станка, третье – в прицеливании, в спуске курка и т.д.
Отделение, в котором находится тов. Виноградов, тренировалось в изготовке к стрельбе, в прицеливании, в спуске курка. Командир отделения коротко объяснил, как нужно изготавливаться, прицеливаться, спускать курок, затем подал команду.
- По мишени, лежа, с упора, три патрона, прицел три, заряжай!
Бойцы быстро изготавливались к стрельбе. Красноармеец Моисеев, ложась на землю, не наклонял винтовку вперед и не клал ее на правое колено. Командир это заметил и приказал повторить прием. Было также указано на недостатки и тов. Виноградову.
К отделению подошел командир взвода. Он лег рядом с т. Виноградовым, положил на ствольную коробку ортоскоп и проверил, как боец выводит мушку на цель. Оказалось, что цель была немного выше прорези с мушкой.
- Неправильно, надо наводить прорезь с мушкой точно под основание цели, вот так,- он показал ему это на рисунке.
Для того, чтобы правильно научить бойца спускать курок, командир отделения вырезал из бумаги аккуратный листок и подкладывал его под палец при спуске курка. Боец всегда старался плавно, а не рывками, спустить курок, чтобы бумага не содрогалась. А для выработки хладнокровия и спокойствия во время тренировки, на ствольную коробку винтовки командир клал учебный патрон. Боец, спуская курок, следил, чтобы патрон не упал.
Вскоре бойцы опять стреляли боевым патроном. Результаты были лучше. Молодые бойцы хорошо подготовились к стрельбе. Красноармеец Виноградов из 30 возможных выбил 29 очков. Оценка «отлично».
Виноградов стал еще больше тренироваться. На каждом занятии он большое внимание уделял правильной изготовке, спуску курка и прицеливанию.
Сдавая зачет по стрелковому делу на инспекторской проверке, тов. Виноградов не выпустил ни одной пули из центра мишени. Пули лежали кучно, в самом центре.
Как-то раз тов. Виноградов, придя со стрельбища, чистил винтовку. К нему подошел командир взвода тов. Дживага. Осмотрев винтовку, он, улыбаясь, сказал:
- Теперь, пожалуй, можно надеть значок «ворошиловский стрелок».
Боец покраснел и ничего не сказал. А на другой день перед строем командир взвода объявил:
- За отличную стрельбу из винтовки красноармейцу Виноградову объявляю благодарность.
- Служу Советскому Союзу.
Бойцы поздравляли товарища с большой победой.
Ал. Рыбаков.
Младший сержант».
("Восточно-Сибирская правда", 1941, № 145 (22, июнь), с. 3).