воскресенье, 25 февраля 2024 г.

"Из окон мчащегося поезда..."

"... Моя душа летит к лесам России,
Они проходят словно воинство,
Дубы и сосны — в дымке синей".


 
75 лет назад главным направляющим документом во всей повседневной деятельности советских драматургов были руководящие указания и постановления Центрального Комитета ВКП(б) по идеологическим вопросам:
"До конца разгромить антипатриотическую группу критиков
Закончилось продолжавшееся три дня общемосковское собрание драматургов и критиков. С докладом "Задачи советской драматургии и театральная критика" на собрании выступил заместитель генерального секретаря Союза советских писателей К. Симонов.
В прениях выступили Б. Ромашов, А. Суров, А. Софронов, А. Первенцев, И. Погодин, В. Вишневский, С. Михалков, А. Файко, П. Нилин, Г. Мдивани, А. Штейн, Л. Шаповалов, В. Пименов и другие. Говоря о достижениях советской драматургии, всенародном признании лучших советских пьес, докладчик и выступавшие подчеркивали, что сила советской драматургии прежде всего в том, что ее основным, могучим методом является социалистический реализм. Советская драматургия опирается в своих традициях на самую передовую, самую демократическую русскую драматургию.
Советская драматургия создала ряд выдающихся произведений, отображающих жизнь героического советского народа, его великие дела. Однако наряду с этими достижениями в нашей драматургам, в театре был и ряд крупных неудач, серьезных ошибок. В историческом постановлении "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" ЦК ВКП(б) резко поставил вопрос о недостатках драматургии и театров. ЦК ВКП(б) указывал тогда, что многие драматурги стояли в стороне от коренных вопросов современности, не знали жизни и запросов народа и не умели изображать лучшие черты и качества советского человека. Партия выдвинула задачу создать пьесы, пропагандирующие политику большевистской партии, Советского государства, политику, являющуюся жизненной основой советского строя, создать пьесы, достойные сталинской эпохи, достойные народа-победителя, строящего коммунизм. Постановление ЦК ВКП(б) сыграло выдающуюся положительную роль в обеспечении под’ема советской драматургии и перестройке работы наших театров.
Передовая часть советских драматургов плодотворно работала над решением задач, поставленных ЦК ВКП(б). Создано много ценных драматических произведений — "Великан сила" Ромашова, "Победители" Чирскова, "Хлеб наш насущный" и "В одной стране" Вирты, "Русский вопрос" Симонова, "Жизнь в цитадели" и "Борьба без линии фронта" Якобсона, "В одном городе" и "Московский характер" Софронова, "Большая судьба" и "Зеленая улица" Сурова, "Макар Дубрава" Корнейчука, "Южный узел" Первенцева, "Закон чести" Штейна, "Глина и фарфор" Григулиса, "Константин Заслонов" Мовзона, "Генерал Ватутин" Дмитерко, "Снежок" Любимовой, "Красный галстук" Михалкова, "Утро Востока" Мамедханлы, "Единая семья" Абишева, " Весна в селе Речном" Броделе и ряд других.
Вдохновляемая и направляемая партией большевиков, советская драматургия вышла на путь, ведущий ее к новому под'ему.
Антипатриотическая группа театральных критиков стремилась затормозить это могучее развитие советской драматургии и советского театра. Она всячески нападала на лучшие советские пьесы и лучшие театральные постановки. Низкопоклонничая, пресмыкаясь перед буржуазным Западом, эта группа безродных космополитов выдвигала в качестве образцов растленные произведения реакционеров, идеологов упадочного буржуазного искусства, нигилистически относилась к великому прошлому русской драматургии и русского театра, глумилась над драматургией великого Горького, пыталась оболгать историю советского театра и драматургии. Эта группа активно выступала против всех лучших современных пьес советских драматургов.
Партийная печать, газеты "Правда" и "Культура и жизнь" со всей глубиной и принципиальностью разоблачили антипатриотическое лицо этой группы театральных критиков и их приспешников.
Театральные критики – антипатриоты Юзовский, Гурвич, Бояджиев, Борщаговский, Альтман, Варшавский, Холодов, Малюгин вместе с подвизавшимися в литературной критике и литературоведении безродными космополитами Субоцким, Ф. Левиным, Даниным, Яковлевым (Хольцманом), Дайреджиевым и другими всячески стремились столкнуть советских писателей и мастеров искусства с правильного пути, указанного партией, оторвать их творчество от жизни и борьбы советского народа. Они стали рупором и проводниками враждебной советскому народу буржуазной идеологии и нанесли немалый вред советской драматургии, театру, делу воспитания новых кадров советской литературы и искусства. Лишенные священного чувства любви к советской родине, к социалистической культуре, они в грязных своих писаниях и выступлениях раболепствовали перед иностранщиной, клеветали на все новое, советское, опорочивали лучшие произведения советской драматургии.
Выступавшие на собрании драматурги, критики, театральные деятели говорили о том большом удовлетворении, с которым все советские люди встретили статьи "Правды" и газеты "Культура и жизнь", о возмущении, которое вызвала в нашем народе антипатриотическая деятельность разоблаченных космополитов.
Театр, драматургия являются важным и острым участком идеологической борьбы. Вопросы идеологии всегда находились в центре внимания нашей партии. В настоящее время "холодная война", которую ведет против Советского Союза и стран народной демократии международная реакция с особой силой проявляется на идеологическом фронте. Реакция старается духовно разоружить советского человека, отравить его сознание. Реакция направляет свои удары против того, что составляет жизненную основу советского строя, — против политики нашей партии. Сюда была направлена и деятельность разоблаченных ныне буржуазных эстетов и космополитов.
На собрании были вскрыты истоки буржуазного эстетского направления в искусстве, носителями и продолжателями которого являлись участники антипатпиотической группы театральных критиков. В своем выступлении драматург Б. Ромашов говорит о периоде 1907— 1917 годов, когда выплыли на свет всякие символисты и декаденты всех мастей, провозглашавшие тезис "искусство для искусства", проповедывавшие безидейность в литературе. Ярким порождением этого самого позорного периода в истории русской интеллигенции был Мейерхольд, глумившийся над произведениями русских классиков. Эстетствующие космополиты, говорит Б. Ромашов, в своих писаниях были проводниками мейерхольдовщины, современного реакционного искусства буржуазных стран Запада и Америки. Пошляк, вражески относившийся к советской драматургии, Юзовский —один из воспитанников враждебной советскому искусству мейерхольдовской школы. Таковы и Бояджиев, и Борщаговский, активно занимавшиеся протаскиванием антинародных взглядов на искусство, Таковы и Дрейдены, Цымбалы и Янковские, протаскивавшие буржуазную идеологию. Все это —порождения одного и того же явления.
—Разоблачение и разгром антипатриотической группы критиков имеют огромное принципиальное значение для всего нашего искусства, —говорит Б. Ромашов. —Надо до конца вскрыть вредоносную систему их взглядов.
Поэт и драматург С. Михалков заявил, что имена критиков-космополитов, людей без роду и племени, с негодованием произносит весь советский народ.
Отметив ошибочность своего выступления на последнем пленуме правления Союза советских писателей, драматург Н. Погодин сказал, что безграмотные, претенциозные, вреднейшие писания Юзовского, Гурвича и их прихвостней были глубоко оскорбительны для советских драматургов. Космополиты юзовские и гурвичи свои критические диверсии направляли против всего молодого и талантливого в советской драматургии, против пьес и сценариев о жизни советских людей, советского общества.
Они и подобное им эстетствующее охвостье стремились противопоставить старшее поколепие драматургов младшему, они сознательно придумали фальшивую в наших условиях проблему отцов и детей, пытались вбить клин, посеять вражду между молодыми и старшими драматургами. Н. Погодин приводит, как один из примеров критической диверсии, пасквильный памфлет Гурвича на сценарий Вишневского "Мы —русский народ! ". Гурвич оплевал и осрамил этот патриотический сценарий, назвав его "мультипликационным эпосом". "Чудовищное писание Гурвича,— говорит Н. Погодин,—это был пасквиль на русский народ, в котором осмеивался и оплевывался героизм русского народа". Н. Погодин рассказывает, как злобствующие критики дезориентировали советских драматургов, пытаясь дискредитировать героические сюжеты и героические образы, цинично называя все это "квасным патриотизмом".
О подлой деятельности группы антипатриотов-критиков в Ленинграде рассказал И. Луковский. Под разными масками они протаскивали ликвидаторские тенденции, двурушничали, убивали все новое, все благородное в советской драматургии. Дрейден за всю жизнь не написал ни одной положительной статьи о советских пьесах, но превозносил десятисортных французских драматургов, воспевал их драмодельчество, выдавая его за подлинное искусство.
Антипатриотическая группа театральных критиков орудовала не только в затхлых стенах ВТО, на страницах центральной искусствоведческой печати, но она стремилась широко захватить и периферию.
Пытаясь сорвать постановку советских пьес и спектаклей, вожаки антипатриотической группы рассылали всюду своих подручных, которые путем нашептывания и распространения всяческих слушков старались дискредитировать новые советские произведения. О том, как настойчиво, назойливо проводилась эта враждебная советскому народу работа, рассказал в своем выступлении драматург П. Нилин.
На передовую советскую драматургию буржуазные космополиты вели последовательные и настойчивые атаки, иногда выступая с открытым забралом, чаще —маскируясь и двурушничая.
Драматурги А. Первенцев, А. Суров, В. Вишневский и др. показали в своих выступлениях, что антипатриотическая группа театральных критиков была организационно сложившейся группой, планомерно и намеренно наносившей удары но советскому искусству, растлевавшей сознание молодых работников советского театра.
Антипатриотическая деятельность безродных космополитов была системой враждебных действий, направленных против нашего советского искусства, против его высокой роли в деле коммунистического воспитания трудящихся, против общенародного дела строптельства коммунизма. Это была буржуазная, враждебная нам деятельность, направленная против большевистской партийности советского искусства. Презренные космополиты, чуждые чувства советской иацпональной гордости, они направляли свои отравленные стрелы в самое сердце нашего искусства, стремясь лишить его главного —большевистской партийности.
А. Первенцев подчеркивает, что Альтман превозносил Лессинга за его "универсализм и космополитизм". Борщаговский ставил перед собой задачу скомпрометировать современную советскую, русскую и украинскую драматургию. В своих грязных книжонках и статьях Борщаговский уверял читателя, будто не живая жизнь, не реальная действительность и благотворная взаимосвязь с передовой русской литературой определяли творческие искания Ивана Франко, а западные влияния. Замечательный украинский драматург Тобилевич оказывался по описаниям Борщаговского всего лишь подражателем н выучеником... Лессинга, Гауптмана и т. д. и т. п. У Борщаговского можно встретить немало ссылок то на "Гамбургскую драматургию" Лессинга, то на Дидро, но напрасно в них искать ссылки на Белинского. Герцена, Чернышевского, Добролюбова, хотя, конечно, не Лессинг, а именно Белинский был для Тобилевича непререкаемым авторитетом.
Вскрывая антипатриотическую, гнусную деятельность Борщаговского, А. Первенцев показал, как критики-космополиты всячески третировали советскую драматургию, советских драматургов.
Главным направляющим документом во всей повседневной деятельности советских драматургов,—говорит А. Суров,—были и остаются руководящие указания и постановления Центрального Комитета ВКП(б) по идеологическим вопросам. В этих документах и в прекрасной нашей жизни, в деятельности и подвигах советских людей черпают наши драматурги вдохновение, темы, характеры при создании своих пьес. Мы должны до конца разоблачить зловредных носителей идей космополитизма, и мы разоблачим их. Они не спрячутся, где бы они ни были, в каких бы организациях они ни находились, —литературных, театральных или некоторых других. Мы не позволим этим ублюдкам дальше вредить, наносить ущерб нашему советскому искусству, нашей советской литературе. Мы до конца разоблачим и разгромим "беспачпортных
бродяг в человечестве", этих людей без роду и племени, космополитов, аптипатриотов.
На заключительном заседании выступил секретарь правления Союза советских писателей А. Софронов.
—Следует особо отметить огромное внимание не только работников литературы и искусства, но и всего советского народа к замечательным статьям газет "Правда" и "Культура и жизнь", единодушную поддержку народом этих выступлений нашей
партийной печати, разоблачивших деятельность антипатриотической группы театральных критиков, —сказал А. Софронов.
Пришла пора навсегда очистить воздух нашей советской литературы от антипатриотов, космополитов, презирающих нашу национальную, советскую, русскую культуру, презирающих культуры наших братских народов, от космополитов, являющихся проводниками буржуазно-эстетских теорий.
С заключительным словом выступил К. Симонов, сказавший, что критики-космополиты боролись против советского искусства с позиций буржуазной идеологии. Это—враждебная деятельность, направленная против советского искусства. С помощью партии мы разобрались в глубоких корнях враждебной советскому искусству деятельности антипатриотов и космополитов, сделали значительный вклад в дело их окончательного разоблачения и помогли нашей советской драматургии и литературе итти по пути выкорчевывания всех и всяческих крупных и мелких корешков этого вредоносного явления.
Заканчивая выступление, К. Симонов призвал советских драматургов совершенствовать свое мастерство, ни на шаг не отступая от указанного партией пути.
Общемосковское собрание драматургов и критиков сурово осудило двурушнические выступления Юзовского, Бояджиева, Малютина и Варшавского, пытавшихся и на этом собрании увильнуть от ответственности, замаскировать свою подлую, враждебную советскому искусству деятельность.
В единодушно принятом решении собрание отметило, что даже в своих выступлениях на собрании эти подлые двурушники, последыши разбитого вдребезги буржуазного эстетства и формализма, продемонстрировали свое нежелание до конца признать вредоносность своей антипатриотической деятельности и до конца разоружиться.
Собрание осудило драматурга В. Соловьева, написавшего клеветническую пьесу "Совесть" и пытавшегося в своем выступлении использовать методы клеветы и шантажа.
В решении говорится, что, только до конца разгромив и разоблачив антипатриотическую, антинародную критику, очистив ряды театральной критики от эстетов и космополитов, наша театральная критика выполнит свое назначение, будет пропагандистом всего лучшего, что создано и создастся в советском искусстве.
Собрание обратилось с просьбой в секретариат Союза писателей обсудить вопрос о возможности дальнейшего пребывания в рядах писательской организации представителей группы критиков-антипатриотов.
Собрание утвердило решение бюро Московской секции драматургии о выводе из состава членов бюро Альтмана, как активнейшего участника антипатриотической группы критиков.
"Мы, московские драматурги, —говорится в решении, —знаем, что советский народ ждет от нас дальнейшего под’ема всего советского искусства, что народ ждет от нас изобилия патриотических пьес и спектаклей, которые будут помогать партии в борьбе за построение коммунистического общества.
Московские драматурги заверяют ЦК ВКП(б) и великого Сталина, что, руководствуясь партийными решениями по идеологическим вопросам, пользуясь методом социалистического реализма, будут созданы новые высокоидейные и высокохудожественные пьесы, достойные нашей великой эпохи.
Московские драматурги выполнят с честью свой долг перед советским народом, оставаясь, как и раньше, боевым ведущим отрядом нашей советской драматургии".
("Известия", 1949, № 47 (26 февраля), с. 3).

Комментариев нет: