"... Может быть, простота — уязвимая смертью болезнь?"
"Против космополитизма и формализма в поэзии
Советская литература после исторического постановления ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" вступила в полосу нового под'ема и расцвета. Социалистическая действительность, творческий труд народа-созидателя стали содержанием лучших наших произведений, советский человек, носитель коммунистической морали, является любимым ее героем. Это особенно сильно проявилось в произведениях—"Белая береза" М. Бубеннова, "Счастье" П. Павленко, "Знаменосцы" А. Гончара, "Кавалер Золотой Звезды" С. Бабаевского, "Далеко от Москвы" Ажаева, "Алитет уходит в горы" Т. Семушкина, в поэмах—"Флаг над сельсоветом" А. Недогонова, "Рабочий день" М. Луконина, "Новое русло" А. Кулешова и т. д.
Разоблачена антипатриотическая группа театральных критиков. Но атаки велись не только на драматургию.
Формалистско-эстетская, космополитическая группа критиков в литературе нанесла немалый вред творчеству некоторых старых и молодых писателей.
Под прикрытием разговоров о форме безродные космополиты, которым чужда любовь к нашей великой Родине, чуждо чувство национальной гордости советского человека, ведут атаку на лучшие патриотические произведения советской поэзии. Во главе критиков-формалистов — буржуазных эстетов стал Д. Данин, унаследовавший гнусные методы космополитов, в свое время травивших Маяковского и возвеличивавших Б. Пастернака и А. Ахматову, а во главе позтов, насаждающих и охраняющих декаданс, стал П. Антокольский.
Одна из обязанностей советского критика — помочь всякому новому таланту прочно встать на ноги, закрепить драгоценные коммунистические черты в творчестве писателя. Именно по тому, насколько справляется критпк с этой задачей, а также насколько правильно об'ясняет ои читателям новое произведение, в первую очередь следует судить о принципиальности и партийности его позиций.
Между тем Д. Данин, этот от'явленный космополит, критик-формалист, всякое новое имя встречал критической зуботычиной. В статье "Мы хотим видеть его лицо", напечатанной в "Литературной газете" и подводящей итоги поэзии за 1947 год, Данин облил черной краской всю поэзию, зачеркнул, в сущности говори, все шесть поэм советских поэтов, напечатанных за год, только по отношению к одной сделав барски-пренебрежительное допущение, что она может заинтересовать читателя (а может и не заинтересовать, по логике, вещей). Это была поэма Недогонова "Флаг над сельсоветом", уже получившая к тому времени широкое признание читателя. Вот как, по Данину, выглядела поэзия 1947 года: "И всюду одна и та же черта: человек без лица, человек, охарактеризованный только признаками его профессии, его действования (!) ,— сиюминутошными (!) обстоятельствами его жизни".
В статье "Преодоление страданий", появившейся в журнале "Знамя" через год после победы над Германией, Данин докатился до чудовищной клеветы на героических защитников города Ленина. Говоря о легендарных днях блокады, когда ленинградцы проявили мужество и непоколебимую стойкость, которые поразили весь мир, беспредельную любовь к советской Отчизне, великую высоту помыслов и чувств, присущих людям, воспитанным большевистской партией и советским строем, критик-космополит посмел обливать грязью светлый подвиг ленинградцев. Он писал, что ленинградцы вели "пещерную борьбу за существование", которая "выпускала на волю все темные инстинкты человека, была готова уничтожить все..."
Он истолковывает войны, в том числе и Великую Отечественную войну советского народа, как "очищение души" человека, по существу протаскивая на страницы советского журнала бред фашиствующих мракобесов, бормочет о "втором рождении человека, обретающего в чужой доброте и новой любви, казалось бы, утраченный источник жизненной силы и мужества".
Космополит Данин требовал от писателей изображения в их произведениях "конфликта в сознании", раздвоенности сознания, морально-идейной неполноценности советского человека. В последнее, время от'явленные реакционеры американские "критики-философы", об'явив Теодора Драйзера "натуралистом", проповедуют распад личности, оплевывают человека. Наиболее ярким выразителем такого течения является Сартр. А Данин попросту перепевает клеветников и их клевету переносит на советского человека!
Лапин избивает и извращает все передовое, новое, здоровое в нашей литературе. А кого он защищает?
В той же статье, напечатанной в журнале "Новый мир" (№ 10, 1948 г.),— "Страсть, борьба, действие" —Данин, пользуясь иезуитским трюком, как бы задавая вопрос от имени студентв 2001 года, пытается, в частности, поставить поэзию М. Алигер в один ряд с самыми лучшими произведениями советских писателей. А так ли идейно-политически цельна поэзия М. Алигер?
В 1943 г. вышел сборник стихов М. Алигер "Лирика". Что это за стихи? Поэт в Казани, вдалеке от фронта, перед керосиновой лампой пишет:
шевелятся мысли мои...
Я живу за волжской водою.
Подо льдом не шумит вода.
Я когда-то была молодою.
Я не помню уже, когда.
А теперь поминутно старюсь,
и от юности гонит меня
этот маленький рыжий парус
керосинового огня.
Стихи помечены 1941 годом. Над Родиной тогда нависла смертельная опасность. Рабочие, профессора, художники идут в народное ополчение, чтобы защищать Москву. И в это время поэт, забыв о народе, о Родине, обо всем, что свято для советского человека, копается в своей мелкой душонке! Когда в одном из выступлений автор этой статьи упомянул о декадентских мотивах в творчестве М. Алигер, ее покровитель поэт П. Антокольский метал громы и молнии. Но разве не знал П. Антокольский стихов Анны Ахматовой, в точности схожих со стихами М. Алигер?
С предельней ясностью осуждено подобное ковыряние в собственных душонках постановлением ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" в 1946 году. А в конце 1947 г. переиздается в юбилейной серии поэма М. Алигер "Твоя победа", в которой много декадентских, упадочных мотивов. Вот что автор пишет о своей судьбе:
День прожить—пустыню перейти.
Бьет в лицо пустыня ветром резким.
Замело, засыпало пути.
Некуда итти и спорить не с кем.
Что же делать? Голову сложить?
Замолчать в бессильи человечьем?
Даже с этим свыкнуться и жить?
Все равно ведь защищаться нечем.
Не к кому метнуться: — Помоги!
Итак поэтесса оказалась в советском обществе, как "в пустыне". В чем же огна видит свое будущее?
Что оазис! Даже если нет
ни воды, ни деревца, ни тени,
изнуренного обманет свет,
и мираж доставит облегченье...
литературу с гнилых декадентских или формалистских книг — М. Алигер, А. Межиров ("Дорога далека"). Не случайно воспитаники Антокольского С. Гудзенко и В. Урин не видят или не хотят видеть героических дел советского народа. Когда П. Антокольский написал поэму "Сын", советский читатель по достоинству оценил ее, но многие стихи, написанные поэтом, скорее напоминают переводы с иностранного, почти не связаны с поэтической культурой русского народа.
Н. Грибачев".
Комментариев нет:
Отправить комментарий