пятница, 5 марта 2021 г.

"Как один, за Родину мы встали..."


"... Нас поднял вождя народный зов.
В грозной битве всюду с нами Сталин,
В каждой роте он среди бойцов".



70 лет назад важный сдвиг произошёл в развитии  советского оперного искусства:
"Театр
"Семья Тараса"
На сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова поставлена новая опера "Семья Тараса". Спектакль горячо принят зрителями, увидевшими на сцене правдивое изображение советских людей, борющихся за свободу и независимость социалистической Родины.
Композитор Д. Кабалевский и автор либретто оперы С. Ценин на основе известной повести Б. Горбатова "Непокоренные" создали патриотическое произведение, впечатляющее талантливостью, волнующее драматизмом героических событий.
Семья старого мастера Тараса Яценко показана в ожесточенной борьбе против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Сам Тарас, его старший сын Степан, руководящий подпольной борьбой против фашистов в захваченном ими районе, младший сын Тараса — боец Советской Армии, дочь Настя единодушно поднялись против врага. Священное чувство советского патриотизма объединяет эту семью со всем народом.
Встают на борьбу старые рабочие. Не дрогнув перед угрозой расстрела, они отказываются ремонтировать вражеские танки. Столкновение старых мастеров с фашистами — одна из вершин драматического развития оперы.
Под наведенными автоматами выходят старые рабочие, чтобы гордо встретить смерть. Непреклонная решимость "старой гвардии" убедительно передана суровой звучностью хора, напоминающего революционные песни большевистского подполья.
Сильное впечатление оставляет заключительная часть сцены, когда рабочие, поддерживая Тараса, раненного фашистским офицером, надвигаются на растерявшегося врага под героические звуки "Интернационала". Успеху этой картины способствует декорация художника С. Вирсаладзе, превосходно передающая трагический и величественный облик разрушенного завода.
В центре всего действия оперы поставлен партийный руководитель —Степан.
Он направляет людей на боевые посты, укрепляет в народе веру в победу. "Не сегодня—завтра и у нас загремят раскаты боя, в них мы услышим могучий голос великого Сталина!" —говорит Степан. Композитор в замечательной арии с хором показал единение Степана с народом и раскрыл индивидуальные черты героя.
Одна из музыкальных тем, связанных с образом Степана, проходит в увертюре оперы, получая там широкое значение как героическая тема, характеризующая непреклонную волю к победе. В финале оперы мы видим Степана, поднимающего народ на вооруженное восстание против захватчиков.
В образе Степана есть схематические черты, но они не способны обеднить этот образ, убеждающий своей жизненной правдивостью.
Встреча Степана с отцом помогает старому Тарасу вступить на путь активной борьбы с фашистами, дает ему внутренние силы осудить младшего сына Андрея, временно поддавшегося чувству страха и безысходности. Монолог Тараса ("Ты, Андрей, в смертный час муки убоялся...") убедительно показывает, что классические ариозные формы по-новому расцветают в советской опере. По художественным достоинствам эта суровая и вместе с тем страстно-взволнованная ария относится к лучшим местам оперы.
Роль Тараса в опере хорошо исполняют И. Яшугин и Л. Ярошенко.
С большой теплотой в опере показана советская молодежь —Настя, ее друг Павка, их школьные товарищи. Трогает своей кристальной чистотой объяснение Насти и Павки —их первое признание в любви. После этого лирического эпизода особенно сильное впечатление оставляет сцена героической гибели Насти, бросающей гестаповцам гордые и гневные слова: "Не вы, а мы здесь хозяева! Хозяева на нашей земле!.. Завтра мы вас будем судить! Смерти нет! Есть капут для трусов и бессмертие для героев!".
Для исполнения роли Насти театр привлек студенток Ленинградской консерватории Б. Коляду и А. Тарасову. Обе исполнительницы вполне справились со своей задачей, создав образ, полный трогательной поэзии и героической силы.
Молодость и непосредственность Павки с подкупающей искренностью передает артист В. Ивановский.
Песню комсомольцев-школьников "У старой у околицы родимого села" уже повсюду напевает наша молодежь. По музыкальному строю эта песня близка к нашим народным массовый песням. В то же время в ней есть черты, которые роднят ее с русским классическим романсом.
Опера Д. Кабалевского вообще сильна своими связями с массовой песней, с высокоразвитыми формами русской классической музыки. Показывая действия и переживания народной массы и героев оперы, композитор создал хоровые сцены, ансамбли и арии, выдержанные в духе классических оперных форм, но овеянные дыханием современности. Незаурядное симфоническое мастерство композитора сказалось и в превосходном оркестровом письме, и в органичности развития оперной формы.
Постановка "Семьи Тараса" позволяет говорить о важном сдвиге в развитии  советского оперного искусства.
Это не значит, разумеется, что в опере нет недостатков. В частности, финал ее драматургически слабее предыдущих актов.
Высокой оценки заслуживает музыкальная сторона спектакля, осуществленная под руководством Б. Хайкина. Успеху оперы способствует и творческий энтузиазм всего исполнительского коллектива. Кроме уже названных артистов, следует отметить С. Преображенскую и О. Мшанскую (Евфросинья —жена Тараса), И. Алексеева и Н. Шашкова (Степан), О. Кашеварову и А. Тихонову (Антонина —жена Андрея), Я. Мищенко (Назар), В. Луканина (лесник), А. Атлантова (немецкий полковник).
Постановку "Семьи Тараса" (режиссер И. Шлепянов) следует отнести к удачам театра имени С. М. Кирова.
В прошедшем 1950 году, кроме "Семьи Тараса", в различных театрах страны были поставлены такие новые оперы советских композиторов, как "От всего сердца" Жуковского, "Богатая невеста" Трошина— Энке, "Иван Болотников" Степанова, "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Каменный цветок" Молчанова. Правильная оценка этих спектаклей, устранение имеющихся в них недостатков и поощрение достижений помогут закрепить успехи советского оперного творчества на пути социалистического реализма.
Проф. И. Рыжкин".
("Известия", 1951, № 52 (4 марта), с. 3).

Комментариев нет: