"...Едут, едут на восток други-добровольцы! "
65 лет назад
в СССР психологически правильно
развенчивал композитор Кабалевский кулацкую сущность прапорщика Обаба:
"О новой
опере "Никита Вершинин"
Заметки
композитора
Большое счастье
для советского композитора создать такую оперу, музыка которой несла бы в себе благородные
чувства и идеи нашего времени. Каждый из нас мечтает о том, чтобы его опера была
хорошо и сердечно встречена советскими слушателями,
взволновала их. Это ли не радость для художника, не награда за его большой и напряженный
труд! Предельно ясно и просто эту мысль выразил великий Чайковский.
Он писал: "Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась,
чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору".
За последние
годы в репертуаре наших театров появилось немало оперных произведений. Это — "Молодая
гвардия» Ю. Мейтуса, "Богдан Хмельницкий" К. Данькевича, "Семья Тараса"
Д. Кабалевского, "В бурю" Т. Хренникова, "Каменный Цветок"
и "Заря" К. Молчанова, "Декабристы" Ю. Шапорина и другие. Но
культурный рост советского народа столь велик, что ни количество, ни качество оперных
произведений во многом не удовлетворяют нашего требовательного слушателя.
И композиторы,
и либреттисты, и оперные театры, совершенно недостаточно заботящиеся о создании
нового советского репертуара, в долгу перед народом. Это относится и к Большому
театру СССР. После премьеры "Декабристов" Ю. Шапорина лишь через два с
половиной года на его сцене появилась новая опера —"Никита Вершинин!"
Д. Кабалевского.
Прошло несколько
спектаклей этой оперы, артисты вокально и сценически овладели своими партиями, хор
и оркестр нашли необходимые краски, раскрывающие замысел композитора. И хочется
поговорить о новом оперном произведении.
Д. Кабалевский
является автором в свое время тепло встреченных опер "Кола Брюньон" ("Мастер
из Кламси") и "Семья Тараса". Он активно работает во многих жанрах музыкального
творчества —пишет вокальные и симфонические произведения, музыку к кинофильмам и
т. д. Вся эта многосторонняя композиторская деятельность подготовила Д. Кабалевского
к созданию оперы "Никита Вершинин". Либретто по мотивам повести и пьесы
Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69"
написал С. Ценин. Опера воскрешает в музыкальных образах эпопею гражданской войны,
борьбы за утверждение советской власти.
Опера "Никита
Вершинин" — важная веха в творчестве Д. Кабалевского.
Слушателя волнует
музыка, полная драматического напряжения, эмоциональной силы. Хороши партизанские
хоры, написанные в подлинно народном духе, широкие и распевные.
Проникновенна песня "Ой, тайга", в которой композитор нашел сдержанные,
лаконичные и в то же время интонационно интересные и выразительные характеристики
сибирских партизан. Удачно введены в оперу и революционные песни "Трансвааль",
"Варшавянка" и "Смело, товарищи, в ногу!", порой своеобразно
окрашивающие звучание и хоров, и ведущих партий оперы.
Композитор дает
убедительные музыкальные характеристики героев оперы, особенно Вершинина и китайца-партизана
Син Би-у. С первого появления Никиты Вершинина
сначала в кругу его семьи, а затем среди партизан композитор показывает его волевым
человеком, бесстрашным патриотом, олицетворяющим народную силу и мудрость. Музыкальные
характеристики Вершинина — от песен до развитых арий —разработаны в русском национальном стиле, ясно очерчивают
характер народного героя. Арии Никиты Вершинина напевны и вместе с тем полны драматической
силы.
Артист А. Кривченя
как бы создан для исполнения партии Вершинина. Его внешний облик, сценическая игра
и превосходное пение воссоздают образ сибирского партизана незабываемых героических
лет. Талантливо, подкупающе просто и жизненно проводит А. Кривченя свою партию.
Чувствуется органическое слияние образа и творческой индивидуальности артиста.
Правдив Вершинин
в исполнении А. Кривчени даже и в тех сценах, когда проявляются его сомнения и колебания.
Их развеяла беседа с Пеклевановым, руководителем подпольной коммунистической организации.
Но окончательно созревает решимость Никиты Вершинина в сцене, когда, вернувшись
в родное село, он узнает
о зверствах карателей. С большой силой звучит здесь в устах Вершинина фраза, которую
он услышал от Пеклеванова: "...Война —она не милует, сторонкой не проходит.
Ее не переждешь, в тайге не отсидишься".
Композитор многое
нашел для музыкальной характеристики Пеклеванова. Но, рисуя его облик, Д. Кабалевский
как бы боится придать ему больше внутреннего тепла, нежности
и ласки (в дуэтах Пеклеванова с женой). И эта сдержанность порой становится нарочитой,
переходит в скованность, обедняет образ, лишая его черт человечности.
Это затруднило и задачу исполнителя. Хороший певец М. Киселев часто не может преодолеть
некоторой музыкальной и, следовательно, сценической риторики в обрисовке Пеклеванова.
Да и ситуации, в которые ставят Пеклеванова автор
и режиссер, порою обеднены и трафаретны.
С чувством любви
к дружественному великому китайскому народу нарисован в опере образ китайца Син
Бн-у. Это —удача композитора. Партия Син Бн-у решена в лирическом плане, и, думается
мне, именно это еще больше оттеняет героизм китайского патриота. Партия Син Би-у
в исполнении С. Лемешева удивительно привлекательна. Артист передает обаяние своего
героя, пламенную веру его в победу народа. С. Лемешев нашел верные вокальные н сценические
краски, он хорошо поет и играет. В плане трагического гротеска обрисован белогвардейский
капитан Незеласов, матерый хищник, возомнивший себя "спасителем России".
Композитор рисует психологический образ кровавого маниака. В арии Незеласова "До
океана докатились" показана смятенность души, внутренняя пустота колчаковца,
все еще мечтающего расправиться с народом.
Хорошо написан
и отлично исполняется артистом Г. Нэлеппом романс "Догорают последние свечи",
который поет капитан в вагоне бронепоезда, окруженного партизанами Вершинина.
Психологически
правильно развенчивает композитор и кулацкую сущность прапорщика Обаба, партию которого
исполняет артист А. Гелева.
Хочется поговорить
также о некоторых других персонажах оперы. Дочь Вершинина, Катя, по началу довольно
безликая, исполняет в третьей картине сильную арию — рассказ о зверствах интервентов,
загубивших ее мать и братишку.
Эту партию тепло,
с драматизмом проводит артистка И. Масленникова. Можно только пожалеть, что автор
оперы отвел ей мало места в дальнейших сценах.
Несколько бегло
и поверхностно охарактеризован матрос Знобов, являющийся, на наш взгляд, значительным
персонажем оперы,— он осуществляет связь между партийным центром и партизанской
армией Вершинина. Знобов любит Катю. Перед композитором открывались богатые возможности
для глубокой музыкальной характеристики матроса, но они не использованы, и образ
остался недописанным. Исполнение роли Знобова артистом А. Ильиным, быть может, из-за
скудности отведенного ему музыкального материала тоже вряд ли может удовлетворить.
Бледным и невыразительным
получился и образ жены Никиты Вершинина —Настасьи. Не повезло и жене Пеклеванова
—Маше. Для них композитор не нашел верных и запоминающихся характеристик.
Естественно,
что многие недочеты в обрисовке действующих лиц оперы зависят и от либретто. В общем
литературная основа оперы написана С. Цениным хорошо, действие оперы в начале развивается
динамично, увлекательно, но затем к концу оно спадает. Четвертое действие во многом
получилось неубедительным и по либретто, и по музыке. В этом большой недостаток
всего спектакля.
Слабо в постановочном
отношении (режиссер Л. Баратов) сделан финал оперы. Он рыхл и растянут. Художник
В. Рындин, нашедший нужные средства для первых картин оперы, здесь решает задачу
неинтересно, обыденно. Иногда в спектакле чувствуется, что режиссер и художник путают
реализм с бытовизмом, обыденностью и прозаичностью. Этим объясняется и ненужное,
но "взаправдашнее" оформление и
загромождение сцены в доме у Пеклеванова, в партизанском штабе, в железнодорожных
мастерских.
В лесных, партизанских
эпизодах на сцене мало света, а в эпизоде с разоружением вражеского бронепоезда
из-за темноты трудно понять происходящее. Лишь потом догадываешься,
что Син Би-у загородил своим телом Вершинина и гибнет от пули Обаба. Вообще нужно
ли было почти одинаково решать сцены смерти Снн Би-у и Пеклеванова?
Хочется сделать
еще несколько замечаний о постановке спектакля. Ставя оперы советских композиторов,
наши театры призваны работать над ними гораздо серьезней и взыскательней. И при
постановке "Никиты Вершинина" следовало бы подумать о
более интересном и выразительном режиссерском и декоративном решении, в частности
о новом финале оперы.
Очень большую
работу провел хормейстер М. Шорин, добившийся отличного хорового звучания. Дирижер
А. Мелик-Пашаев с присущей ему страстностью и творческой смелостью раскрыл сложную
партитуру новой оперы. Вообще артисты хора и оркестра проявили в этом спектакле
большое мастерство.
В опере "Никита
Вершинин" есть хорошие, увлекательные и жизненно правдивые страницы. Если коллектив
театра, композитор и либреттист продолжат работу над спектаклем, исправят его недостатки,
если они подумают над более убедительным музыкальным и драматургическим решением
четвертого акта, то опера, несомненно, займет
прочное место в репертуаре.
Творческими усилиями
советских писателей и композиторов в содружестве с нашими театрами, я уверен, будет
создано немало замечательных новых произведений. Освоение лучших традиций мировой
и в первую очередь русской
классики в сочетании
с глубоким, вдумчивым изучением жизни поможет появлению все большего количества
высокохудожественных оперных произведений. И думается мне, уже не за горами то время,
когда Большой театр на двух своих сценах сможет ежегодно показывать не одну, а несколько
новых советских опер.
Дмитрий Шостакович,
народный артист
СССР".
("Известия",
1956, № 59 (9 марта), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий