суббота, 17 октября 2020 г.

"Я хочу говорить о большой тишине..."


"...Полной громкой, торжественной славы,
Этой песней, подобной неслышной волне,
Верным стражам Советской Державы!"


60 лет назад свято соблюдали законность советские чекисты:
"Пойман с поличным
Судебный процесс над американским шпионом
Это произошло 25 августа на государственной границе в районе Ужгорода. В запретной зоне была задержана светло-голубая "Волга" с иностранным номером ВZ781.
Пассажир и водитель предъявили пограничникам документы. В них значилось, что американские автотуристы Харвей Беннетт и Марк Каминский закончили свое путешествие по Советскому Союзу и теперь возвращаются в США.
Оба американца сравнительно хорошо говорили по-русски. Оба улыбались. Но от людей, охранявших безопасность наших границ, не ускользнуло, как исчезла улыбка на лице одного из туристов, когда начался досмотр.
Прошло несколько минут, и пограничники обнаружили в боковом кармане пиджака Каминского туго набитый мешочек.
— Что здесь?
— О, я могу показать!
Каминский зубами разорвал шнурок, которым был завязан мешочек. Еще немного, и американский турист засветил бы находившуюся в мешочке фотопленку. Ему помешали.
...Учитель из города Эдвардсберг, штат Мичиган, Марк Каминский прибыл в Советский Союз якобы для того, чтобы совершенствовать свои знания русского языка. Деньги на поездку ему выдал так называемый фонд "Феар Крафт". В США учли все: и то, что Каминский хорошо говорит по-русски, и то, что, окончив аспирантуру Мичиганского университета, он получил звание магистра, и то, что летом прошлого года он более двух месяцев работал гидом от фирмы "Дженерал мотор" на американской выставке в Москве. Знали: несколько лет Каминский находился в военно-воздушных силах США на территории Японии,— служил здесь механиком по радарным установкам.
Молодому американцу вручили две тысячи долларов и взяли с него письменное обязательство представить по возвращении из Советского Союза подробный отчет о поездке.
В напарники к себе Каминский пригласил Харвея Беннетта, с которым служил в Японии. Самолетом оба прибыли из Нью-Йорка в Хельсинки. Здесь у одной из финских фирм приобрели напрокат автомашину...
Выборг, Ленинград, Новород, Калинин, Москва. Потом Смоленск, Минск. Отсюда светло-голубая "Волга" ВZ781 возвратилась в столицу. Теперь ее путь лежал через Курск — Харьков — Киев — Винницу. Снова Киев. Затем Ровно, Львов, Ужгород. На огромной скорости машина прошла тысячи километров. Туристы желали увидеть как можно больше. Быть может, поэтому их машина порой отклонялась от намеченного маршрута?
Американцы гуляли по улицам наших городов, фотографировали памятники, знакомились с советскими людьми. Их всюду хорошо принимали. Кто мог предполагать, что в дороге, сидя за спиной Беннетта, ведущего машину, Марк Каминский ловил в телеобъектив своего фотоаппарата военные и промышленные объекты...
Фотопленку, которую Каминский пытался скрыть, проявили.
— Это не туристские снимки,— подтвердил спутник Каминского Харвей Беннетт, посмотрев на фотографии.— Они могут интересовать разведку... Пахнет шпионажем...
Американцев задержали. Когда Каминскому объявили, что по его делу будет вестись следствие, он испугался.
— Скажите. — спросил он.— на следствии сейчас такие же порядки, как при Дзержинском?
— Именно такие.
Лицо шпиона побелело.
— В чем дело?
Лишь спустя несколько минут Каминский смог внятно объяснить, что, будучи аспирантом Мичиганского университета, он писал реферат о Дзержинском. Материалом для реферата послужила белоэмигрантская литература. Каких только басен не было в ней о замечательном руководителе первых советских чекистов!
Американские газетчики могут, видимо, познакомиться с рефератом молодого американского шпиона. Вот небольшая иллюстрация к этому реферату.
— А кормить меня будут? — спросил Каминский, переступив порог камеры.
Вскоре шпиону принесли еду.
— Это что — на весь день? — деловито осведомился он.
— Это ваш ужин.
— Но я же все не съем!..
Он дрожал от страха, ожидая каких-то фантастических пыток. Убедившись, что советские чекисты свято соблюдают законность, Каминский откушал казенных харчей. И сам изъявил готовность дать показания.
Да, он признает себя виновным. Да, он нарушил советские законы: занимался сбором сведений о военных и промышленных объектах. Да, он пытался вывезти эти сведения в США.
...Недавно Марк Каминский, 1932 года рождения, гражданин США, уроженец Джефферсон Тауншип, штат Мичиган, предстал перед военным трибуналом Киевского военного округа. Американский турист обвинялся в том, что, совершая поездку по Советскому Союзу, собрал и пытался вывезти в Соединенные Штаты Америки сведения, которые составляют государственную и военную тайну Советского Союза.
"В изъятой у меня записной книжке,— признал на суде шпион,— содержались шифрованные записи о дислокации артиллерийской базы, радарных установок и военного аэродрома, сведения о наличии военнослужащих в населенных пунктах, о расположении радиостанций и электростанции, военных лагерей и дорог, ведущих к ним, а также сведения о мостах, железнодорожных станциях, предприятиях тяжелой промышленности. Эти объекты привязывались мною к местности: я указывал их расположение по километровым столбам и показанию спидометра автомашины. Некоторые объекты — радарные установки, железнодорожные вагоны и  радиомачты—я фотографировал".
Для чего он делал это? Якобы для того, чтобы написать клеветническую книгу о Советском Союзе. "Рукопись своей книга,—пояснил трибуналу шпион,— я хотел передать нескольким американским издательствам и таким образом заработать. Часть собранных сведений я намеревался использовать при составлении отчета о поездке в СССР фонду "Феар Крафт".
— Почему книга должна быть клеветнической? Не лучше ли написать о Советском Союзе правду? — спрашивает шпиона прокурор генерал-майор юстиции Г. З. Климов.
— Моя книга должна быть антисоветской потому, что в противном случае мне, как начинающему писать, было бы очень трудно продать книгу, а следовательно, и заработать.
Трудно сказать, чего больше в этом ответе: наглости, цинизма.
— Где бы я ни был на территории СССР,— заявил выступивший на суде в качестве свидетеля Харвей Беннетт.— я встречал только лишь хорошее отношение к себе.
С чистым сердцем, с открытой душой встречают советские люди иностранных туристов. Но мы не потерпим в своей стране шпионов.
— ...Именем Украинской Советской Социалистической Республики...
Опустив голову. Каминский слушает приговор. Шпион поймал с поличным.
...Военный трибунал Киевского военного окоуга приговорил Марка Каминского к семи годам лишения свободы.
К. Распевин.
(Спец. корр. "Правды").
г. Киев".
("Правда", 1960, № 291 (17 октября), с. 4).

Комментариев нет: