"…Чужая девушка
прильнёт
И шепчет в
ухо: «Не сопите!»".
75 лет назад
на временно оккупированных территориях советские кинозрители жадно следили за
каждой мелочью отраженного на экране быта:
"Город
Орел
Звуковой фильм
"Концерт по желанию"
Переполненный
зрителями зал кинотеатра «Орел». Взоры всех устремлены на экран, на котором
впервые для орловцев приоткрывается завеса, в течение четверти века отделявшая
нас от Европы. Зрелище необычайное, имеющее в себе нечто особенное: на наших
глазах пали стены, которыми кремлевские тираны, казалось, крепко и навсегда
отгородили нас от Европы.
Интересен и
самый фильм, и зрители жадно следили за каждой мелочью отраженного на экране
быта, о котором в советской печати нагромождены целые Монбланы лжи. Вполне
понятно это жадное любопытство зрителей, за четверть века существования СССР
превращенных в своеобразных пещерных людей нашей современности, переставших
даже мечтать о Западе, об иной жизни, об иных горизонтах.
В быстро
сменяющихся зарисовках перед зрителями проходит подлинная Германия,
возрожденная гением Адольфа Гитлера, великим трудолюбием и единством народа.
Величественное зрелище организованного, крепко спаянного народа, данное во всей
совокупности составляющих фильм бытовых, семейных, общественных, военных
эпизодов, отражающееся, как солнце в капле воды, даже в таких мелочах, как
дружба призванных на войну неразлучных друзей
—мясника, пекаря, учителя и музыканта, невольно захватывает внимание зрителя.
На фоне таких торжественных празднеств как Всемирная Олимпиада, нам, отвыкшим
от проявлений подлинного народного энтузиазма, бросается в глаза каждая
подробность, говорящая иногда красноречивее, чем общая картина в целом: это
улыбки, не имеющих даже понятия о каком-либо угнетении людей, эта свободные
движения свободных людей.
Тема «войны и
мира», сюжетно связывающая воедино разрозненные мелкие и крупные эпизоды
фильма, особенно яркое выражение находит в истории увлечения двух молодых
людей; капитана авиации Коха и его возлюбленной Инге. Так это не похоже на
наших набивших оскомину комсомольцев и комсомолок, стахановцев и стахановок,
что невольно любуешься и отдыхаешь на этих красивых в своем изяществе и в то же
время простоте зарисовках прекрасных проявлений не испорченной, в корне своем
здоровой молодости. Сюжетно удачно в убедительно быт здесь переплетается с
войной и война с бытом. От одного нити тянутся к другой и обратно.
Неотразимое
впечатление оставляет эта грустно мечтающая в своей комнате девушка и тот, о
ком она мечтает, для которого исполнение воинского дела, долга перед Родиной
выше всех личных чувств. И капитан Кох, и лейтенант Винклер —яркие образы
молодого поколения, отражающие в себе величайшую сознательность и
дисциплинированность Германской Армии, армии новой эпохи после 1933 года.
Высшим пафосом
патриотизма и самопожертвования проникнут самый трагический эпизод фильма —
геройская смерть музыканта, спасающего игрой в костеле свою часть, находящуюся
между германским и французским фронтами. Мотив этой музыки звучит, как самое
мощное и жизнерадостное утверждение национального единства и непоколебимости
поднявшегося на борьбу германского народа.
Глубочайшая
связь между борющейся Армией и поддерживающим ее народом красной нитью проходит
через весь фильм.
Зритель".
("Речь",
Орел, 1942, № 49 (26, апрель), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий