воскресенье, 10 сентября 2023 г.

"Пронесся в небе звук протяжный…"

"… И зашипело всё кругом,
Как будто бы по ночи влажной
Прошли горячим утюгом".


40 лет назад косноязычно отрабатывали свою пайку советские "журналисты-международники":
"Провокация: истоки и уроки
Сначала несколько слов о деэскалации ответственности. После оглушительного провала шпионской миссии самолета У-2 президент Эйзенхауэр, выгораживая шефа ЦРУ "легендарного" Аллена Даллеса, взял вину на себя. Несколько лет спустя после не менее оглушительного провала провокации в заливе Кочинос — попытки вторжения на Кубу—президент Кеннеди вызвал "шпиона № 1", как величали Даллеса, и заявил ему:
— Согласно британским законам подать в отставку должен был бы я. Но по нашим законам боюсь, что это придется сделать вам.
"Легендарного" уволили. Ныне после бесславного, хотя и драматического барражирования самолета "Боинг-747" южнокорейской компании "Кориан эйрлайнз" над Камчаткой и Сахалином, ни президент Рейган, ни его личный друг и директор ЦРУ Кейси не желают брать на себя никакой ответственности и тем более выходить в отставку. Ни по британским, ни по американским, ни по каким-либо иным человеческим законам.
А теперь давайте перейдем от деэскалации ответственности к эскалации безответственности. Но разве это не одно и то же!— может спросить читатель. Не совсем. В данном конкретном случае они соотносятся друг с другом, как капля и океан, ну хотя бы тот, что сомкнулся над обломками «Боинга-747», когда его разведывательный полет был пресечен нашими пилотами. Преднамеренная, тщательно спланированная шпионская миссия южнокорейского лайнера с американскими компьютерами как в капле воды отразила сущность политики тех, кто запрограммировал эти компьютеры на международную провокацию, а в конце концов—на гибель.
Вашингтон утверждает с трибуны ООН, и из подворотен "Голоса Америки", — что "Боинг-747" сбился, дескать, с курса. Сведущие люди не верят подобным утверждениям. Газета "Сан-Франциско икзэминер", например, пишет: "На этом южнокорейском "Боинге" была установлена инерциальная навигационная система, с помощью которой астронавты на космическом корабле "Аполлон" долетели до Луны. Ее гироскопы и акселерометры настолько чувствительны и надежны, что могут привести лайнер над Тихим океаном к месту его назначения с отклонением всего в одну или две мили".
Так оно и было. Гироскопы и акселерометры "Боинга" точно привели его к цели, запрограммированной ЦРУ, — не на Луну и даже не в Сеул, а в наше воздушное пространство над базой наших стратегических ядерных сил. Следя за указкой, при помощи которой маршал Н. В. Огарков прослеживал на прессконференции полет "Боинга", я думал о том, что никакого отклонения от курса не было. И курса "Боинга", и курса Вашингтона. Они тоже соотносятся друг с другом, как капля и океан. В первом, как на радарах советской ПВО, отразился второй. Отразились его авантюризм и агрессивность, презрение к международному праву и пренебрежение к человеческой жизни, своекорыстие и заносчивость, безрассудная игра с огнем.
Буквально через несколько дней после того, как "Боинг-747" упал в океан, его пучины поглотили ракету "Першинг-2". Произошло это не в районе острова Сахалин, а к югу от Бермудских островов. То был предпоследний, семнадцатый по счету испытательный запуск ракет "Першинг-2", размещение которых в Западной Европе должно начаться в декабре текущего года. "Пока что все идет хорошо", —рапортовал о ходе испытаний некто Д. Харрис, представитель армейского ракетного командования, расположенного в Хантсвилле, штат Алабама. "Пока что все идет хорошо"... Кто знает, быть может, эти же слова содержались и в коротких кодированных сигналах, которые посылал "по назначению" командир экипажа "Боинг-747" Чон Бен Ин в роковую для него ночь на 1 сентября.
"Пока что все идет хорошо", — рапортует Вашингтону из Брюсселя главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе генерал Роджерс. "Пока что все идет хорошо",—доносят Белому дому с берегов Женевского озера Рауни и Нитце, возглавляющие соответственно американские делегации на переговорах о стратегических и евроракетах. "Пока что все идет хорошо",—сообщают Пентагону командиры морских пехотинцев, находящихся в Ливане, и руководители групп военных советников в Гондурасе н Сальвадоре. "Пока что все идет хорошо",—потирают руки дирижеры антисоветской пропагандистской вакханалии и профессиональные подогревателн военной истерии. "Пока что все идет хорошо",— подвывают им стратеги избирательной кампании Рейгана и лоббисты военно-промышленного комплекса на Капитолии.
Хорошо ли? Невольно вспоминаются слова государственного секретаря США Шульца: "Соединенные Штаты не сознавали, что южнокорейскому самолету грозит опасность до тех пор, пока он не был сбит". Конечно, руководитель вашингтонского внешнеполитического ведомства лицемерил, говоря о конкретной провокации, но вот применительно к общей панораме международной жизни его слова отразили опасное заблуждение и самомнение, в котором пребывают правящие круги Соединенных Штатов. Дела их отнюдь не блестящи. Ни дома, ни за его пределами. Иначе зачем было засылать в наше небо злополучный "Боинг"?
Но у сигнала — открытого из Хантсвилла и закодированного с борта "Боинга"—есть и другая интерпретация. Что хорошо для американского империализма — плохо для дела мира и международной безопасности. Антисоветская свистопляска, поднятая под сводами ООН и в эфире, с удивительной рельефностью обнажила эту логическую взаимозависимость. Как за обломки кораблекрушения, цепляются за трагический провал провокационно-разведывательной операции "Боинг-747" те, кто ее запрограммировал, кто прочертил на карте (в первую очередь политической) ее курс. Знаменитый вашингтонский дуэт обозревателей— Эванс и Новак в статье с характерным заголовком "Право выступать с жестких позиций", опубликованной газетой "Вашингтон пост", пишет, что инцидент с "Боингом" дает Рейгану шанс перечеркнуть курс на разрядку, протащить в конгрессе ассигнования на ракеты MX, стать еще более неуступчивым на переговорах в Женеве. Другой обозревательский дуэт — Джермонд и Уиткавер из "Балтимор сан" — также считает, что жонглирование инцидентом позволит Рейгану провести "массированное наращивание военных расходов" и обуздать движение за замораживание ядерных вооружений. Наконец, Поль Нитце, прибыв в Женеву, многозначительно намекнул, что "кризис с самолетом отнюдь не будет содействовать улучшению атмосферы на переговорах". Еще бы, мистер Нитце, еще бы! Ведь именно для отравления этой атмосферы и был заслан в наше воздушное пространство "Боинг-747".
Да, засылка самолета-нарушителя в воздушное пространство Советского Союза н выбор момента для совершения провокации —это не "случайно случившийся случай". Вашингтон умышленно взвинчивает международную напряженность, чтобы заблокировать решение кардинальных проблем современности и в первую очередь—обуздания гонки ракетно-ядерных вооружений в Европе и во всем мире. "Боинг-747" летел не курсом разрядки, а курсом военных авантюр.
… Спровоцировав поджог рейхстага, Гитлер на фоне только-только разгоравшегося пожара уже кликушествовал: "Это—перст божий! Теперь никто не помешает мне железной рукой уничтожить коммунизм!" Мир знает, чем и как закончилось "тысячелетнее господство" нацистского рейха. Не "перст божий", а героический советский народ переломил хребет фашистскому чудовищу. Об этом не следует забывать любителям военных авантюр, декламирующим ныне над всплывшими и невсплывшими обломками южнокорейского "Боинга" с американским разведывательным "акцентом". Как было сказано на днях на священной земле Севастополя: у нас есть что защищать, есть кому защищать и есть чем защищать!
Так что, джентльмены, лучше не заниматься барражированием в международной политике!
Мэлор Стуруа".
("Известия", 1983, № 255 (12 сентября, московский вечерний выпуск), с. 1).

Комментариев нет: