четверг, 7 сентября 2023 г.

"Если б вам несчастье переспорить…"

"… В грудь его
свои сердца вложить -
Десять тысяч лет
он мог бы
строить.
При потомках
в коммунизме
жить".
 

70 лет назад в СССР бугры из министерств прекратили кемарить по ночам в кабинетах и получили наконец возможность давать личные ценные указания людям:
"Первая неделя работы по новому распорядку дня
Минула всего неделя, как в нашем министерстве в соответствии с решением Совета Министров СССР установлен строгий режим рабочего дня. Но уже сейчас на каждом шагу ощущаются благотворные результаты этого важного мероприятия Советского правительства.
По существовавшему прежде распорядку рабочий день у нас должен был  начинаться в половине одиннадцатого утра и заканчиваться в 7 часов 30 минут вечера. На деле же многие, а точнее сказать, почти все руководящие работники начинали рабочий день с опозданием на полтора-два часа и после длительного вечернего перерыва находились в министерстве чуть ли не до утра. Это крайне осложняло деятельность аппарата, приводило к ослаблению трудовой дисциплины.
В первой половине дня сотрудники управлений и отделов в отсутствии своих начальников трудились не так напряженно, как следовало бы. Без руководителей они не могли своевременно решить неотложные вопросы. Зато во второй половине дня начинался "аврал". Он не прекращался и после официального окончания рабочего дня. Значительное число служащих сидело за своими столами до позднего вечера, выполняя срочные, но запоздалые задания.
Ряд сотрудников, помимо многочисленных дежурных, был вынужден находиться в министерстве и в ночное время, так как считалось, что если начальники до глубокой ночи— в своих кабинетах, то, значит, и подчиненные должны быть на своих постах! Нечего и говорить, что пользы от этих ночных "бдений" было мало. Но уж такая установилась традиция: хорошим, усердным работником считали порой лишь того, кто днюет и ночует в министерстве. А если человек, аккуратно и своевременно выполнив свое дело, уходил домой в семь тридцать вечера, то кое-кто даже был склонен обвинять его в "формальном отношении" к своим обязанностям.
Теперь положение изменилось. Ровно в девять часов утра все, начиная от министра и кончая машинистками, находятся на своих местах. И каждый приступает к работе без промедления. Повышение деловитости и организованности в работе аппарата министерства можно заметить даже по внешним признакам: прекратились бесцельные хождения служащих по коридорам, меньше стало ненужны х разговоров. Если прежде выполнение многих заданий переносилось на ночь, то теперь каждый работник старается справиться со своим делом в отведенное для этого время и заканчивает работу ровно в шесть вечера.
Новый, строгий режим рабочего дня позволяет руководителям управлений и отделов лучше организовать деятельность своего аппарата, строже контролировать подчиненных им работников. Вот одна характерная деталь. Отмечая большие преимущества нового распорядка, начальник Управления сигнализации и связи министерства тов. Семенов рассказывает:
—Раньше мне приходилось работать главным образом вечером и ночью. Это часто лишало меня возможности давать личные указания людям. Почту, например, я просматривал ночью и оставлял сотрудникам на утро письменные указания. Утром же, когда меня в министерстве не было, не все из этих заданий оказывались достаточно ясными для отдельных работников. Теперь иное дело. С девяти утра я нахожусь на месте, задания даю лично, проверяю, как они поняты, и сразу устанавливаю контроль за их исполненном.
В работе аппарата министерства стало больше порядка, больше четкости и слаженности— вот тот главный результат, который принесла нам первая неделя работы по новому распорядку дня.
Постановление Совета Министров Союза ССР о новом режиме рабочего дня встречено всеми работниками нашего министерства с глубоким удовлетворением. Они видят в этом решении новое проявление заботы партии и правительства об улучшении деятельности советских учреждений, об интересах трудящихся, об интересах советских служащих. Теперь каждый наш работник имеет достаточно времени для культурного и политического роста и повышения деловой квалификации. Вместе с тем люди получили возможность больше уделять внимания своим семьям, воспитанию детей. Здесь уместно будет привести высказывания на этот счет отдельных наших товарищей.
Главный эксперт отдела экспертизы проектов и смет тов. Ушаков, одобряя решение правительства, заявил:
—Переход на новый режим рабочего дня позволит мне ускорить выполнение докторской диссертации, над которой я работаю.
—Я от души приветствую решение правительства,—сказал начальник сектора планово-экономического управления тов. Никольский.—У меня теперь есть время и для культурного отдыха, и для воспитания дочери. Больше смогу работать я и над повышением своих знаний. На службу сейчас прихожу хорошо отдохнувшим, работоспособность моя повысилась.
Партийная и профсоюзная организации министерства принимают сейчас меры к улучшению культурного обслуживания сотрудников. Уже в этом месяце чаще будут проводиться литературные вечера, лекции-концерты, экскурсии и т. п.
В соответствии с установленным правительством режимом рабочего дня внесены необходимые изменения в правила внутреннего распорядка управлений и отделов министерства. Однако следует сказать, что в этом отношении еще не все продумано до конца. Не организована должным образом работа дежурного аппарата. Это относится прежде всего к оперативным управлениям министерства.
Так, в Главном управлении движения ревизоры-диспетчеры дежурят с 7 утра до 3 часов дня, затем им предоставляется пять часов для отдыха, а вечером с 8 часов они снова находятся на дежурстве до полуночи. Понятно, что это создает большие неудобства для работников. Поступают жалобы и от сотрудников отдела экспертизы проектов и смет. Здесь без особой надобности установили вечерние дежурства, которых не было до первого сентября.
Хочется высказать замечания в адрес отдельных советских и хозяйственных организаций г. Москвы. Серьезные нарекания служащих вызывает, работа городского транспорта. Утром перед началом работы в учреждениях и вечером по ее окончании метро, трамваи, троллейбусы и автобусы не справляются с перевозкой пассажиров. Необходимо добиться, чтобы в часы "пик" на наиболее "бойких" направлениях количество транспорта было значительно увеличено. Это относится и к некоторым линиям пригородных железных дорог. Многие сотрудницы министерства высказывают пожелание изменить часы торговли в продовольственных магазинах с таким расчетом, чтобы женщины могли закупить необходимые им продукты до начала работы в учреждениях.
Сотрудники нашего министерства, как и все советские служащие, стремятся ответить на заботу партии и правительства об их нуждах всемерным улучшением качества работы. Они считают делом чести отдать каждую минуту трудового дня образцовому выполнению государственного долга на своем служебном посту.
В. Скороходов,
заместитель секретаря парткома Министерства путей сообщения СССР".
("Известия", 1953, № 212 (8 сентября), с. 2)
.

Комментариев нет: