воскресенье, 19 декабря 2021 г.

"Словно радужные краски, что цветут..."

"...светят, - порознь каждая и вместе сразу,
так, охвачены неслыханным экстазом,
все советские республики идут,
и поют
домбры звонкие, бандуры их и сазы".
 

70 лет назад в СССР попадались ещё пьесы, где широкая трибуна была предоставлена для глумления над всем, что дорого и свято:
"По страницам газет
За высокую идейность и мастерство
... Об одной неудачной пьесе
Вопросам требовательности к художественному творчеству, развития критики и самокритики в среде писателей посвящена статья  X. Лумета и К. Малышева "Об одной порочной пьесе", опубликованная 30 ноября в газете "Советская Эстония". Речь идет о музыкальной комедии Муйи Веетамм "Хозяева жизни", которую Управление по делам искусств при Совете Министров Эстонской ССР (начальник т. Лаоссон) рекомендовало к постановке.
"Пьеса "Хозяева жизни", пишут X. Лумет и К. Малышев, — представляет собой образец идеологического и художественного брака". В статье говорится, что в пьесе, посвященной коллективизации сельского хозяйства в Эстонии, автор не показывает советского коллектива, прекрасных моральных качеств советских людей, их духовного превосходства над врагом, а дает возможность врагам клеветать на нашу советскую жизнь.
"Вместо того, чтобы до конца разоблачить врага, обезвредить его, автор предоставляет ему широкую трибуну для очернения советского строя и честных людей, для глумления над всем тем, что нам дорого и свято. Ни одна вражеская вылазка не получает в пьесе достойного отпора.
Во втором действии пьесы изображается большой воскресник по осушению болота. Мы знаем, какую помощь оказывают Советское правительство и партия большевиков эстонскому народу в его борьбе за преобразование природы. Колхозы получили богатую отечественную технику. Тракторы, бульдозеры, канавокопатели работают по осушению болот Эстонии. В преобразовании природы колхозное крестьянство Эстонии широко использует помощь и опыт других братских республик. В этом факте ярко выражается великая сталинская дружба и братская взаимопомощь советских народов. Вместо того, чтобы показать эту великую дружбу, раскрыть торжество идеи коллективного труда, автор пьесы опять-таки первое слово предоставляет врагам, которые, не стесняясь в выражениях, издеваются над работой  советских людей по преобразованию природы.
Пьеса"Хозяева жизни" грубо искажает советскую действительность, колхоз представлен в пьесе, не дружным, сплоченным коллективом, а группой беспомощных людей, не умеющих трудиться.
Зритель не видит в пьесе ни социалистического соревнования колхозников, ни пафоса коллективного труда.
В пьесе совершенно не показана руководящая и организующая  роль партии в труде, в борьбе с врагами.
Автор сделал попытку показать в пьесе любовь советской молодежи, но и эта большая тема вульгаризирована.
Язык советских людей, показанных в пьесе, декларативный, плоский или же грубый, вульгарный...
Композиционно пьеса построена без прочной драматургической основы, отсутствует единство действия, нет ни логической последовательности, ни четко выраженной идеи. Вместо произведения, воспитывающего советского человека, повышающего и формирующего его художественные вкусы, зритель получил порочную пьесу, оскорбляющую лучшие чувства советского гражданина".
В конце статьи авторы отмечают, что критика и самокритика в Союзе писателей Эстонии не в почете, а также, что некоторые руководящие работники Управления по делам искусств "проявляют поразительную беспринципность в выборе пьес для театров и рабочих клубов".
("Правда", 1951, № 353 (19 декабря), с. 2).

Комментариев нет: