воскресенье, 31 января 2021 г.

"Тебе, солдату Родины, оружие доверено…"

"…Шинель по росту выдана - носи и береги.
К тому же дали новые, в любой поход готовые
Солдатские кирзовые простые сапоги".



45 лет назад трудно было сразу сказать, сможет ли советский солдат еще и маневрировать в шестикилограммовых кирзачах: 
"Курьерские сапоги
Попытка "механизировать" обувь
Обыкновенные кирзовые сапоги 43-го размера, которые можно увидеть в одной из лабораторий Уфимского авиационного института, производят впечатление диковинки. Кажется невероятным, что, надев их, человек способен, например, часами бежать, не отставая от трамвая. Несмотря на то, что каждый сапог весит свыше трех килограммов.
Расчеты подтверждают: такое возможны. Дело в том, что обувь снабжена... двигателями. Отталкиваться от земли человек будет не за счет своих усилии, а благодаря механическому толчку снизу. Схему новшества разработали выпускники института В. Гордеев и В Чебыкин, осуществили замысел нынешние пятикурсники Р. Валеев и С. Володин под руководством кандидата технических наук Б. П. Рудого.
Берем сапог в руки. По обеим сторонам голенища установлены два двигателя внутреннего сгорания. К пятке, которая в отличие от носка не закреплена в мертвой точке, присоединен компрессор — с его помощью продуваются и заряжаются горючей смесью цилиндры двигателя. Топливом служит бензин. Воспламеняется он, как и в обычных дизелях, за счет сжатия смеси. Сапог крепится на небольшой толчковой подошве.
В час "скороходы" способны пробегать 22—25 километров, затрачивая всего 70 граммов горючего. Таким образом, прихватив фляжку бензина, человек может за день добраться из Москвы до Тулы или Ярославля.
По утверждению специалистов, бег будет напоминать тройной прыжок. Или обычный разбег, замедленно снятый на кинопленку. При этом шаг возрастет до трех и более метров. В минуту удастся сделать около сотни прыжков обеими ногами попеременно. Максимальная высота "взлета" над поверхностью не превысит 25 сантиметров.
Подсчитано, что пиковая нагрузка на ногу составит примерно 600 килограммов. Для сравнения заметим, что спортсмен, прыгающий тройным, развивает усилия чуть ли не вдвое большие. Так что ничего сверхъестественного в подобных  нагрузках нет. Но, безусловно, потребуются специальные тренировки.
Предстоит высказать свое отношение к новинке биомеханикам и медикам. Пока трудно сказать, как будет чувствовать себя человек в необычной обувке, сможет ли он быстро приспособиться к такому передвижению, маневрировать. Иными словами, необходимы всесторонние опыты в связке человек — аппарат.
Сейчас в Уфимском авиационном институте готовятся к стендовым испытаниям. Железная балка диаметром девять сантиметров и длиной около полутора метров будет вставлена в голенище сапога, имитируя работу ноги человека. Затем опыты продолжатся на натуре Вполне вероятно, что первым испытателем окажется спортсмен.
А кому, собственно, понадобятся такие сапоги? Давайте прикинем. Чабан с огромной отарой, пасущейся в степи или пустыне, вполне мог бы воспользоваться ими, чтобы оглядеть свое хозяйство. Геодезист тоже вряд ли откажется от скоростного передвижения. А сельский почтальон? Турист? Может родиться новый увлекательный вид спортивных состязаний. Трудно предвидеть все сферы использования "механизированной обуви", включая ботинки, валенки, унты. Ведь в принципе возможны модификации с учетом различных условий.
Быть может, кому-нибудь это покажется техническим курьезом — и только. Стоит ли торопиться с оценками? Кто-то из великих не без иронии заметил относительно этапов утверждения нового: сначала говорят "не может быть", потом – "в этом что-то есть" и наконец – "а разве могло быть иначе?"
 Е. Дворников.
(Спец. корр. "Правды").
Уфа".
("Правда", 1976, № 31 (31 января), с. 6).

Комментариев нет: