пятница, 25 сентября 2020 г.

"Нас не страшат ни борьба, ни сраженья..."


"...Ярко горит путеводный маяк.
И помешать нам в победном движеньи
Пусть не пытается враг".


50 лет назад даже у советских людей складывалось такое впечатление, что из всех видов борьбы у братского арабского народа с огоньком идет только братоубийственная:
"Амман в эти дни
Во многих географических справочниках и статьях иностранных журналистов обычно указывается, что столица Иорданского Хашимитского королевства расположена на семи священных холмах. В прошлом это соответствовало истине, но за последние годы город перешагнул старые границы. Новые дома, мечети, школы, больницы, государственные учреждения, сложенные из прочного белого камня, появились и на многих других, по-видимому, уже не священных холмах.
Но на каком бы холме ты ни находился,—священном или несвященном, из какой бы точки ты ни смотрел на город, перед тобой открывалась красочная панорама, которой можно было любоваться часами. В любое время, с любой точки ты мог найти что-то особенное в этом городе, с 2000-летней историей и 400 тысячами жителей — иорданцев и палестинцев.
Последний раз я любовался этой панорамой города на рассвете 16 сентября.
Тогда здесь закончила свою работу международная комиссия, пытавшаяся примирить палестинские организации сопротивления с местными властями.
Из Аммана в Каир вылетели представители ОАР, Алжира, Судана и Ливии, которые в течение нескольких дней искали почву для соглашения между кабинетом Абделя Монейма эр-Рифаи и руководителями палестинских организаций, стремились примирить конфликтующие стороны, направить их совместные усилия на борьбу с агрессией Израиля, против международного империализма. Казалось, что переговоры имели успех и раздорам будет положен конец.
К чему сводятся противоречия между палестинскими организациями и иорданскими властями? Вкратце говоря, руководители палестинцев требовали большей свободы действий своих партизан в столице и на всей территории Иордании, а том числе и в пограничных районах. Иорданские власти возражали против этого, и на этой почве возникали конфликты. Самый крупный имел место в июне этого гола, когда в результате столкновений на улицах Аммана было убито и ранено около тысячи человек.
В августе — сентябре противоречия еще больше обострились, чему способствовали безответственные действия отдельных экстремистских групп палестинцев, в частности угон самолетов, и их попытки сорвать перемирие и политическое урегулирование ближневосточного кризиса.
Этими действиями экстремистов из некоторых палестинских организаций воспользовались реакционно настроенные представители правящих кругов Иордании, чтобы нанести удар по вооруженным отрядам и лагерям палестинцев.
Утром 16 сентября амманское радио передало важное сообщение: премьер-министр Абдель Монейм эр-Рифаи подал а отставку. Бригадир Мухаммед Дауд по поручению короля Хусейна сформировал временное военное правительство. Главнокомандующим иорданских вооруженных сил и военным губернатором страны был назначен маршал Хабиг Маджали, известный как сторонник "наведения порядка".
Утренние новости насторожили амманцев. Словно по команде, торговцы начали закрывать магазины. К полудню улицы опустели. Руководители палестинского движения сопротивления расценили перемены как прямой вызов и угрозу их существованию. Центральный комитет палестинского движения сопротивления призвал население Аммана провести в знак протеста массовую политическую забастовку. Атмосфера сгущалась с каждым часом. Многие амманцы, почувствовав опасность, решили покинуть город. Несколько тысяч семей на машинах срочно выехали в Дамаск и Бейрут.
В ночь на 17 сентября Амман замер, как перед бурей. В пять часов утра город разбудили артиллерийские залпы, разрывы снарядов, мин, ракет, пулеметные и автоматные очереди. Начались столкновения между иорданской армией и палестинскими партизанами.
В перерывах между боями, во время непродолжительной отмены комендантского часа люди толпами выходили на улицы, возносили руки к небу и взывали хором:
—О, всемогущий аллах! Дай нам мира, хлеба и воды!
Сколько это все будет продолжаться?
Этот вопрос беспокоил всех: и иорданского солдата, и палестинского партизана, я руководителей других арабских стран, и всех подлинных друзей арабов.
На бронемашине мне удалось проехать по части главной улицы фешенебельного района Джабаль Амман. Страшная картина предстала перед взором. Многие дома разрушены или носят следы пожара. Улицы усеяны гильзами всех видов стрелкового и артиллерийского оружия. Срубленные снарядами деревья переплелись с покосившимися столбами электросети и телефонной связи.
Транзистор с подсевшими батарейками (это наша единственная связь с внешним миром) передает хриплый "голос Иерусалима", который намекает на неизбежность военного вмешательства США. Другие станции передают о приведении в боевую готовность 82-й авиадесантной дивизии США, о подозрительных маневрах 6-го американского флота.
Не нужно быть провидцем, чтобы видеть, что эта братоубийственная борьба на руку только врагам арабского народа, которые хотели бы воспользоваться иорданской трагедией в своих целях.
Те амманцы, с которыми мне удалось переброситься хоть парой фраз в эти трагические дни, понимают, что братоубийственной борьбе должен быть положен конец, что иностранное вооруженное вмешательство во внутренние дела страны может только усугубить конфликт, затруднить арабским странам борьбу за ликвидацию последствий израильской агрессии, за восстановление их попранных прав и национальных интересов.
Сегодня пришли сообщения, вселяющие надежду на скорый конец братоубийственных столкновений. Действующая по полномочию конференции глав арабских государств, делегация, возглавляемая генералом Нимейри, предпринимает в Аммане все усилия, чтобы погасить конфликт. Вчера вечером стало известно, что глава военного правительства Мухаммед Дауд ушел в отставку, а лидер палестинских организаций Ясир Арафат готов встретиться с Нимейри для переговоров по мирному урегулированию иорданского кризиса.
А еще через несколько часов в своем выступлении по радио король Хусейн заявил, что иорданским частям отдан приказ прекратить бои. Вслед за ним Нимейри зачитал по радио заявление Арафата, подтверждающее соглашение о  прекращении огня.
С. Ухачев.
(Корр. АПН).
Амман, 25 сентября".
("Правда", 1970, № 269 (26 сентября), с. 5).

Комментариев нет: