четверг, 10 сентября 2020 г.

"Топаз горит… Шумят карагачи…"


"...Топаз руками ловят басмачи,
Склонясь недвижно над водой стальною.
Как будто близок боевой сигнал,
Они спешат… И теплый конский кал
На их подошвах освещен луною".


40 лет назад в советской литературе отцы-чекисты направляли детей в далекие горные кишлаки работать на ниве народного просвещения:
"На соискание Государственной премии СССР
Верность правде
Недавно в беседе с молодыми писателями Хамид Гулям сказал о том, что, как и его предыдущие произведения, новый роман "Бессмертие", исследуя историю, поднимает современные проблемы.
В самом деле, и такое его, безусловно, этапное произведение, как дилогия "Светоч", тоже было посвящено теме установления в Туркестане Советской власти, знакомило с образами героев-интернационалистов, подлинных рыцарей Октября. Эти люди и сегодня близки нам своими идеалами, своими деяниями.
Герои романа "Бессмертие" достойно продолжают дело старших поколений борцов. Однако аспекты художественного воссоздания и анализа жизни, соотношение событийного начала и психологизма здесь уже, пожалуй, иные. Если в дилогии в основном преобладало эпическое повествование, то в "Бессмертии" мы отмечаем органичное слияние различных форм художественного освоения действительности: здесь и эпос, и лирика, и элементы фантастики, и даже детектива. И все это, представая в неразрывном единстве, создает целостное, весьма своеобразное повествование.
Главный герой романа—юноша Масуд, только что окончивший школу. По настоянию отца-чекиста он едет в далекий горный кишлак, чтобы работать на ниве народного просвещения. Накануне его прибытия в этот глухой уголок произошла трагедия: враги уничтожили местных учителей.
Обстановка в селении крайне тревожная. Здесь — открыто и тайно — орудует классовый враг, а герой наш — учитель Масуд — еще очень молод, неопытен, как молода новая жизнь, которую он представляет.
В романе множество персонажей, и среди них мы находим имена исторических личностей, скажем, Акмаля Икрамова, тогда первого секретаря ЦК Компартии республики. Но основное внимание автора уделено столкновению Масула и байского сына Шерходжи. Первый — это типичный для Туркестана представитель новой действительности, другой — столь же типичный ее враг. Мы знаем, на чьей стороне правда и кто победит, но тем не менее роман держит нас в постоянном напряжении, ибо лагерь врагов — это не просто кучка тупых фанатиков. Они умны и сильны, они считают себя патриотами, но их мир замкнут в узконациональных, узкоэгоистических интересах. Вот почему история обрекла их на поражение, вот почему даже самые отсталые представители народных масс в конце концов выступают против них.
...Да, враги тут никак не ординарны и не примитивны по характерам. Вот Талибджан Абиди, который на словах яростно защищает новые школы, а по сути тонко вредит делу народного просвещения. Вот Салохиддин-кары, который, подчас не без успеха, использует идеи ислама в борьбе против Советской власти. Да, они не слабы, но тем убедительнее их закономерное поражение. Их судит История, а суд ее неумолим, если кто-то действует вопреки ее необоримому течению.
Все свои симпатии Хамид Гулям отдает Масуду, которому приходится решать сложные нравственно-психологические задачи. Дело в том, что молодой учитель любит Дильдар — сестру своего ярого врага Шерходжи. Писатель, верный суровой правде сурового времени, не облегчает судьбу влюбленных. Их драма еще больше накаляет борьбу двух противоборствующих сил — это и для сюжета, и для идеи романа чрезвычайно важно.
Увы, как часто писатели, обращаясь к подобным темам, поддаются искушению
внешней занимательности, описывают эффектные погони и схватки. А психология людей остается нераскрытой, глубокие пласты жизни — неподнятыми... X. Гулям не пренебрегает таким сильным средством воздействия на читателя, как сюжетная занимательность, но он в первую очередь исследует духовный облик людей, погружен в мир их размышлении, страстей.
Именно это и создает ясно видимый психологический "фон" происходящих событий. А исход конфликта, как уже сказано, предопределен историей: Масуд разоблачает убийц, открывает народу глаза на правду.
И еще одно. Роман "Бессмертие" глубоко реалистичен как раз потому, что полон романтики и пафоса бурных лет революционной ломки устоев прошлого, коренной перестройки общества на основе разума и справедливости, на основе логики прогресса и законов социализма.
Этот роман посвящен бессмертным революционным подвигам нашего народа, его великой партии. Он — о подвигах, свершенных в дружной семье народов-братьев, с их помощью и поддержкой. Он — о подвигах в кровавой борьбе против остатков позорного колониального прошлого, против диверсий империализма и его агентуры внутри страны.  Он— о подвигах, превратившихся в легенду, запечатленную в памяти всех поколений нового общества.
Нельзя не отмстить, что роман имеет важное значение и для строящих новую жизнь народов зарубежного Востока, стран Азии, Африки и Латинской Америки, ибо в нем ярко и убедительно показан пройденный нами исторический путь. Конечно, путь этот имеет свои особенности.
Но главное из того, чего мы добились и что обрели в борьбе, служит и будет служить прекрасным примером для осуществления каждым народом его целей, его мечты о новом, свободном, процветающем обществе.
Верность писателя правде истории, правде жизни, глубоко интернационалистский характер романа "Бессмертие" делают вполне закономерным выдвижение его на соискание Государственной премии СССР.
В. Захидов.
Академик АН УзССР.
г. Ташкент".
("Правда", 1980, № 254 (10 сентября), с. 3).

Комментариев нет: