четверг, 18 июня 2015 г.

"Я солдатик рядовой округа Уральского..."

"... Но мой орган половой
Толще генеральского".


75 лет назад советские люди с чувством омерзения думали о том, до какого кощунства в прибалтийских странах может дойти печатный орган:
«16 июня Председатель Совнаркома СССР тов. Молотов сделал от имени правительства следующее представление латвийскому посланнику г. Коциньш для передачи правительству Латвии:
«На основании имеющихся у Советского правительства фактических материалов, а также на основании происходившего в Москве за последнее время обмена мнений между Председателем Совнаркома СССР В. М. Молотовым и председателем литовского совета министров г. Меркисом, Советское правительство считает установленным, что правительство Латвии не только не ликвидировало созданный еще до заключения советско-латвийского пакта о взаимопомощи военный союз с Эстонией, направленный против СССР, но и расширило его, привлекши в этот союз Литву и старается вовлечь в него также Финляндию.
До подписания советско-латвийского пакта о взаимопомощи осенью  1939 года Советское правительство могло еще смотреть сквозь пальцы на существование такого военного союза, хотя он по существу и противоречил заключенному ранее советско-латвийскому пакту ненападения. Но после заключения советско-латвийского пакта о взаимопомощи, существование военного союза между Латвией, Эстонией и Литвой, направленного против СССР, Советское правительство считает не только недопустимым, нетерпимым, но и глубоко опасным, угрожающим безопасности границ СССР.
Советское правительство рассчитывало на то, что после заключения советско-латвийского пакта о взаимопомощи Латвия выйдет из военного союза с другими прибалтийскими государствами и тем самым будет ликвидирован этот военный союз.
Вместо этого Латвия вместе с другими прибалтийскими государствами занялась оживлением и расширением упомянутого выше военного союза, о чем свидетельствуют такие факты, как: созыв двух секретных конференций трех балтийских стран в декабре 1939 года и марте 1940 года для оформления расширенного военного союза с Эстонией и Литвой; усиление связей генеральных штабов Латвии, Эстонии и Литвы, осуществляемых втайне от СССР; создание в феврале 1940 года специального печатного органа военной балтийской антанты – «Ревью Балтик», издаваемого на английском, французском и немецком языках в г. Таллине и т.п.
Все эти факты говорят о том, что латвийское правительство грубо нарушило советско-латвийский пакт о взаимопомощи, который запрещает обеим сторонам «заключать какие-либо союзы или участвовать в коалициях, направленных против одной и договаривающихся сторон» (статья 4 договора).
И это грубое нарушение советско-латвийского пакта о взаимопомощи происходит со стороны латвийского правительства в то время, когда Советский Союз вел и продолжает вести исключительно благожелательную и определенно пролатвийскую политику, пунктуально выполняя все требования советско-латвийского пакта о взаимопомощи.
Советское правительство считает, что подобное положение не может быть дальше терпимо.
Правительство СССР считает совершенно необходимым и неотложным:
1.Чтобы немедленно было сформировано в Латвии такое правительство, которое было бы способно и готово обеспечить честное проведение в жизнь советско-латвийского пакта о взаимопомощи.
2. Чтобы немедленно был обеспечен свободный пропуск на территорию Латвии советских воинских частей для размещения их в важнейших центрах Латвии в количестве, достаточном для того, чтобы обеспечить возможность осуществления советско-латвийского пакта о взаимопомощи и предотвратить возможные провокационные действия против Советского Союза в Латвии.
Советское правительство считает исполнение этих требований тем элементарным условием, без которого невозможно добиться того, чтобы советско-латвийский пакт о взаимопомощи выполнялся честно и добросовестно.
16 июня г. Коциньш передал ответ о согласии латвийского правительства на условия Советского правительства.
***
16 июня Председатель Совнаркома СССР тов. Молотов сделал эстонскому посланнику г. Рей для передачи правительству Эстонии представление, аналогичное представлению, переданному латвийскому правительству.
16 июня г. Рей передал ответ о согласии эстонского правительства на условия Советского правительства».
("Восточно-Сибирская правда", 1940, № 139 (18, июнь), с. 1).

Комментариев нет: