"...Так отчего же,
товарищ Громак,
Задумался ты до
поры?"
60 лет назад на советские экраны, чтобы хоть как-то
уравновесить явно ошибочное возобновление торговли топорами, регулярно выходили фильмы о бдительности:
«Кино. «Об этом забывать нельзя».
«Выдающийся
украинский писатель Ярослав Галан в своей статье «О чем забывать нельзя» писал:
«... Человечество раскололось на два лагеря: на тех, кто любит Москву, и тех,
кто ненавидит ее. Нейтральных нет: линия раздела проходит через каждый
континент, через каждую страну, она затрагивает каждое человеческое сердце.
Иначе не может быть.
Любить Москву – это значит любить человечество, верить в него, верить в его
завтрашний день и ради этого дня работать, бороться, а если надо – погибнуть в
бою.
Ненавидеть Москву –
значит быть врагом человечества, врагом его самых лучших стремлений, врагом
грядущих поколений».
Писатель до конца
своих дней был в лагере тех, кто любит Москву. Патриот-антифашист в своих
работах страстно выступал против украинских буржуазных националистов и
преступников Ватикана. Враги расправились с ним, подослав наемного убийцу.
Ярослав Галан послужил прообразом главного героя нового фильма «Об этом
забывать нельзя». Александр Гармаш многими чертами своего характера напоминает
пламенного публициста, но в фильме Гармаш не погибает, символизируя этим
правоту и бессмертие дела, которому отдал жизнь Ярослав Галан. Судьба писателя
стоит в центре картины, но это не биографический фильм. Это публицистический
рассказ о борьбе советских граждан с тайными врагами, фильм о бдительности.
Политически
актуальная картина обладает ценным воспитательным качеством: зритель видит, с
каким трудом удается разоблачить замаскированных наймитов иностранной разведки,
действующих умно и тонко, к каким коварным методам борьбы они прибегают.
Мария Спиридоновна
Бантыш, как говорится, свой человек в доме писателя Гармаша, почти член семьи.
Уже много лет она дружит с матерью Александра, и сам он знает и любит ее с
детства. Да как будто и нельзя относиться к ней иначе: это старая, одинокая,
отзывчивая и добродушная женщина. Такой ее и воспринимает зритель. Но в конце
картины открывается, что Бантыш – «агент № 13», главарь целой группы шпионов и
диверсантов, орудующих в одном из городов Западной Украины.
Ярчук – доцент
местного университета – ведет наступление с другого фронта: он наносит удары
творческой деятельности Гармаша. Писатель только что закончил книгу, направленную
против шпионов и диверсантов. Ярчук всеми силами старается, чтобы она не
увидела свет. В газете появляется клеветническая статья. Все возмущены этой
статьей. И чуть ли не больше всех Ярчук. Он даже публично выступает в защиту
писателя. И только потом выясняется, что пасквильную статью написал сам Ярчук.
Чувствуя, что с него постепенно снимают маску «добропорядочного человека»,
Ярчук пускает в ход последнее средство: он идет на шантаж и открыто угрожает
Гармашу. И лишь тогда зритель видит истинное лицо предателя.
Шантажом и угрозой
действует и другой шпион, бывший петлюровец, букинист Вольский.
Но всей этой банде
изменников противостоит непобедимая шеренга честных советских людей. Красной
нитью проходит через весь фильм мысль о том, что никакие усилия врагов не
способны посеять ссору и недоверие между русским и украинским народами.
("Советский
Сахалин", 1954, № 188 (10, август), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий