вторник, 12 августа 2014 г.

"Уже мотор на мягких громах, сигнала ждут топоры..."

"...Так отчего же, товарищ Громак,
Задумался ты до поры?"
  

60 лет назад на советские экраны, чтобы хоть как-то уравновесить явно ошибочное возобновление торговли топорами,  регулярно выходили фильмы о бдительности:
«Кино. «Об этом забывать нельзя».
«Выдающийся украинский писатель Ярослав Галан в своей статье «О чем забывать нельзя» писал: «... Человечество раскололось на два лагеря: на тех, кто любит Москву, и тех, кто ненавидит ее. Нейтральных нет: линия раздела проходит через каждый континент, через каждую страну, она затрагивает каждое человеческое сердце.
Иначе не может быть. Любить Москву – это значит любить человечество, верить в него, верить в его завтрашний день и ради этого дня работать, бороться, а если надо – погибнуть в бою.
Ненавидеть Москву – значит быть врагом человечества, врагом его самых лучших стремлений, врагом грядущих поколений».
Писатель до конца своих дней был в лагере тех, кто любит Москву. Патриот-антифашист в своих работах страстно выступал против украинских буржуазных националистов и преступников Ватикана. Враги расправились с ним, подослав наемного убийцу. Ярослав Галан послужил прообразом главного героя нового фильма «Об этом забывать нельзя». Александр Гармаш многими чертами своего характера напоминает пламенного публициста, но в фильме Гармаш не погибает, символизируя этим правоту и бессмертие дела, которому отдал жизнь Ярослав Галан. Судьба писателя стоит в центре картины, но это не биографический фильм. Это публицистический рассказ о борьбе советских граждан с тайными врагами, фильм о бдительности.
Политически актуальная картина обладает ценным воспитательным качеством: зритель видит, с каким трудом удается разоблачить замаскированных наймитов иностранной разведки, действующих умно и тонко, к каким коварным методам борьбы они прибегают.
Мария Спиридоновна Бантыш, как говорится, свой человек в доме писателя Гармаша, почти член семьи. Уже много лет она дружит с матерью Александра, и сам он знает и любит ее с детства. Да как будто и нельзя относиться к ней иначе: это старая, одинокая, отзывчивая и добродушная женщина. Такой ее и воспринимает зритель. Но в конце картины открывается, что Бантыш – «агент № 13», главарь целой группы шпионов и диверсантов, орудующих в одном из городов Западной Украины.
Ярчук – доцент местного университета – ведет наступление с другого фронта: он наносит удары творческой деятельности Гармаша. Писатель только что закончил книгу, направленную против шпионов и диверсантов. Ярчук всеми силами старается, чтобы она не увидела свет. В газете появляется клеветническая статья. Все возмущены этой статьей. И чуть ли не больше всех Ярчук. Он даже публично выступает в защиту писателя. И только потом выясняется, что пасквильную статью написал сам Ярчук. Чувствуя, что с него постепенно снимают маску «добропорядочного человека», Ярчук пускает в ход последнее средство: он идет на шантаж и открыто угрожает Гармашу. И лишь тогда зритель видит истинное лицо предателя.
Шантажом и угрозой действует и другой шпион, бывший петлюровец, букинист Вольский.
Но всей этой банде изменников противостоит непобедимая шеренга честных советских людей. Красной нитью проходит через весь фильм мысль о том, что никакие усилия врагов не способны посеять ссору и недоверие между русским и украинским народами.
("Советский Сахалин", 1954, № 188 (10, август), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий