понедельник, 17 февраля 2025 г.

"От дверей универмага дядя Степа в тот же миг..."

"... Сделал три огромных шага
Через площадь напрямик".


45 лет назад старались не выдать первому встречному чувствительную информацию о наличии или отсутствии в магазине тех или иных товаров даже молодые советские продавцы:
"Как вас обслуживают?
О культуре торговли
Хорошее настроение человека зависит от многого: его бытовой и семейной устроенности, отношений с близкими и знакомыми людьми. Это факторы индивидуальные для каждого, определяющие в отдельности характер и поведение людей. Но все мы находимся в прямой зависимости и от работы сферы обслуживания.
К сфере обслуживания относится и торговля, с работниками которой соприкасаемся каждый день. Хорошая обстановка — праздник в семье. Правда, промышленные товары покупаем реже, чем продовольственные. Однако всегда имеем дело с продавцом. От его поведения, умения работать зависит не только какой товар будет куплен, но и с каким настроением люди уйдут из магазина.
Покупатель подходит к прилавку штучного отдела продовольственного магазина, а там никого нет. Человеку надо купить всего лишь пачку сигарет. Минутное дело, но он вынужден стоять, нервно поглядывать на часы. Постепенно образуется очередь. Наконец, откуда-то появляется продавец. Раздражительно бросает сигареты под весы, ни на кого не глядя, отсчитывает сдачу. Становится просто неудобно: как будто пришел чего-то выпрашивать.
Такое в пятом магазине горпо (заведующая Е. К. Девятовская), а именно о нем идет речь, бывает нередко. Когда заходишь в магазин, сразу бросаются в глаза груды ящиков, стружки на полу и даже большие лохматые собаки, свободно разгуливающие по просторному помещению. За всем этим равнодушно наблюдают несколько продавцов, головы которых укутаны разноцветными платками. Именно равнодушием и полным отсутствием интереса к своей работе можно объяснить и не так уж редкие случаи, когда в ответ на вопрос — есть ли сметана? — молоденькая девчушка за прилавком хранит упорное молчание. Вопрос повторяется несколько раз, и снова молчание. Если бы дело только в сметане...
Специфика работы продавца в том, что он всегда имеет дело с людьми. Не говорим о чисто производственных вопросах: количестве и качестве товара, выполнении плана, а рассматриваем лишь то, что называется культурой торговли, умением обслужить людей так, чтобы они ушли из магазина довольные, даже если и ничего не купили.
Пока же у нас продавцы в промтоварных магазинах самообслуживания превратились в своеобразных сторожей. Стоят и смотрят, как бы чего тайком не вынесли. Не отличаются активностью в большинстве своем работники универмага (заведующая Т. А. Осолихина). Покупателям лишь остается рассматривать товары за прилавком и самим выбирать то, что нужно.
А если понадобилось более подробно ознакомиться, например, с неизвестным фотоувеличителем, можно не раз услышать недовольное замечание. Это вместо того, чтобы рассказать человеку о всех достоинствах и недостатках предполагаемой покупки. Ведь продавец должен хорошо знать обо всем.
Иногда подробного рассказа бывает и не нужно. Требуется лишь в двух—трех словах объяснить, что есть в магазине, предложить покупателю. Бабушка пришла в магазин, спросила у продавца простые рабочие брюки. А в ответ услышала: только "хб". Старушка ничего не поняла, постояла, недоуменно посмотрела и пошла обратно. Продавцу невдомек сказать, что "хб" — хлопчатобумажные брюки, которые и были нужны человеку.
Хороший продавец не только тот, который справляется с планом за счет дефицитного и ходового товара, а прежде всего тот, который умеет найти контакт с многочисленными покупателями, способный убедить их в необходимости той или иной покупки и при всем этом остаться обаятельным, общительным человеком.
Словом, работник торговли— не просто безмолвная фигура, молчаливо возвышающаяся над прилавком, как, к сожалению, еще бывает, а прямой и активный посредник между покупателем и товаром.
У нас есть примеры хорошей работы продавцов, их высокой культуры, умения торговать. Взять Кореповский магазин (заведующая В. В. Маракова). Оттуда покупатели редко уходят с плохим настроением. А это многое значит. Раздраженный в магазине человек может легко сорвать свою злость на других: на улице, дома, на работе.
В. Аржанов".
("Ленинское знамя", Тотьма, 1980, № 23 (19 февраля), с. 3)
.

Комментариев нет: