понедельник, 19 сентября 2022 г.

"В кинематографе необычайная феерия..."

"... Похищение одалиски гусаром.
Молодая дама интересная...
На все за пять рублей готова...
Вдова из себя полновесная
Экономкой хочет быть у пожилого... "
 

35 лет назад  западная клевета продолжала преследовать советского гражданина Юрченко:
"В. Юрченко: интервью после "расстрела"
"В конце 1985 года ваша газета рассказала о советском гражданине Юрченко, который был похищен в Италии американскими разведслужбами и вывезен в США, но сумел вернуться на Родину. Очень меня взволновала эта история. Сообщите, что с Юрченко — здоров ли он, жив ли? А то ходят всякие слухи ..."
Такое письмо наша редакция получила от жительницы Краснодара Е. Воробьевой. Судьбой советского дипломата, ставшего жертвой интриг ЦРУ, интересуются и другие читатели "Известий". Отвечаем на их вопросы публикуемой ниже статьей.
У американцев в ходу выражение "кэректер ассасинейшн", что означает, в дословном переводе на русский, "убийство репутации". Методом под этим названием в США пользуются для моральных расправ над теми, кого почему-либо не могут уничтожить физически. Особенно широко и, главное, профессионально его применяют заокеанские спецслужбы. Травя неугодных людей, они прибегают к наветам, распространяют зловредные слухи.
Объектом подобных инсинуаций стал и Виталий Сергеевич Юрченко. После того  как в ноябре 1985 года он вырвался из расставленной ЦРУ западни и с помощью правительства СССР вернулся в Москву, на Западе одна за другой начали появляться фальшивки различного содержания, но одной и той же направленности. Упустив В. Юрченко, "рыцари плаща и кинжала" в расчете  отомстить за провал принялись "стрелять" ему в спину беззастенчивой клеветой.
Так, поползли слухи, будто В. Юрченко не то "выслан в Сибирь", не то "доведен до самоубийства". Избитый прием! Пора бы, казалось, тем, кто любит им пользоваться, придумать что-нибудь пооригинальнее. Так нет же — небылицы того же происхождения и пошиба все рождаются и рождаются, выдавая злопамятство своих авторов, видимо, неспособных сжиться с фиаско, которое они потерпели в случае с В. Юрченко.
Между тем Виталий Сергеевич, как и раньше, живет в Москве, работает на прежнем месте, по вечерам, после работы, возится с двухгодовалым внуком, в выходные ездит на дачу. Об этом и многом другом, что касается В. Юрченко, еще в конце прошлого года узнал — причем узнал от него самого — московский корреспондент еженедельника "Тайм" Джеймс Джексон. Добиваясь встречи с Виталием Сергеевичем, американский журналист обещал незамедлительно и в максимально полной форме рассказать читателям "Тайм", что в действительности — а не по распускаемым на Западе слухам — произошло с гражданином СССР, вырвавшимся из 93-дневного плена за океаном. Но вот уж сентябрь на дворе, а "Тайм" все никак не найдет места для такого рассказа, хоть еженедельно выходит на десятках полос...
С этого мы и начали разговор с В. Юрченко, придя к нему домой.
— Видимо, кто-то в США заинтересован, чтоб американцы по-прежнему думали, будто по возвращении в СССР вас постигли напасти одна ужасней другой?
— За океаном меня даже успели похоронить. Одна из вроде бы солидных вашингтонских газет, сославшись на ответственного сотрудника администрации Рейгана, дала сообщение, будто в СССР меня приговорили к расстрелу и приговор приведен в исполнение. При этом у тех, кто привык убирать свидетелей своих преступлений, повернулся язык заявить, что-де расходы по казни взысканы с семьи казненного...
Типичный образчик дезинформации, основанной на привычке приписывать тем, кого норовят оболгать, свои собственные поступки и нравы! Разве не ЦРУ  руководит "эскадронами смерти" в Сальвадоре, обучает врагов народной Никарагуа методам пыток и зверских убийств? Уместно вспомнить и то, как накануне отлета В. Юрченко из Вашингтона в Москву американские власти потребовали его опроса: дескать, не увозят ли советского дипломата домой вопреки его воле.
— Это дало мне повод на встрече в госдепартаменте рассказать представителям дипломатического ведомства США, как их сограждане из ЦРУ пичкали меня психотропными препаратами,— вспоминает Виталий Сергеевич. — Присутствовавший при разговоре Том Фаунтен (специальный помощник директора ЦРУ, руководил операцией по моей обработке) и рта раскрыть не посмел — крыть было нечем.
— Тем не менее, оправившись от конфуза, ваши тюремщики встали в позу оскорбленной невинности. "Психотропные препараты?! Досужий вымысел Юрченко! — утверждали и продолжают они утверждать.—ЦРУ подобными вещами не занимается..."
— "Опровержения", рассчитанные на невежд либо людей с короткой памятью. Даже сенат США уличил ЦРУ в проведении широкомасштабных работ по применению наркотиков и подобных им средств для воздействия на психику человека. Названия некоторых таких операций попали в мировую печать: "Артишок", "МК-ультра". В канадском городе Монреале долгие годы действовал центр по опробованию этих препаратов на живых людях. Там орудовал садист в белом халате по фамилии Камерон. Его опыты оплачивало ЦРУ. В числе жертв Камерона — жена канадского парламентария Орликоффа. Я видел ее фотографии, сделанные после того, как она выписалась из этой "клиники". Удручающее, страшное зрелище —не человек, а "овощ", как выражаются за океаном. Этим словечком, кстати, пользовались и мои похитители, когда грозили расправой за отказ сотрудничать со спецслужбами США.
—Виталий Сергеевич, вы — один из немногих советских граждан, кому довелось  общаться с сотрудниками ЦРУ. Что они за люди?
—Со мной "работало" с полсотни представителей американской разведки. Одни меня стерегли, другие ежедневно допрашивали и пытались склонить к предательству, третьи в этом им помогали, пичкая меня всевозможными таблетками я препаратами. С виду—вполне обычные американцы, разве что чересчур ограниченные: считают, что все на свете продается и покупается. Отсюда —бездушие и цинизм, полное отсутствие угрызений совести. Но главное, что меня в них поразило,—это слепая, прямо-таки фанатичная ненависть к коммунизму, к
СССР, помноженная на веру в собственную непогрешимость, в принцип "сильный всегда прав". И это —"специалисты по советским проблемам", к чьим голосам прислушиваются в Белом доме! При мысли о том, что рекомендации подобных "экспертов" кладутся в основу внешней политики США, становится не по себе. Такие способны вовлечь человечество, включая народ самих США, в опаснейшие авантюры.
—Что не раз уже и случалось...
—Да, и свежий тому пример —скандал "Иран-контрас", ставший возможным из-за привычки американских спецслужб  действовать ковбойскими методами, попирая законы своей же страны. Лично меня сообщения об "Иран-контрасгейте" и о том, как в ходе его расследования вчерашние "герои" и "патриоты" ради спасения собственной шкуры топят друг друга, нисколько не удивляют. Знаю по собственному опыту: люди из ЦРУ способны на все.
— Кто из заокеанских "опекунов" запомнился вам особо?
— Колин Томпсон, он же — Чарли. Во время "грязной войны" Соединенных Штатов против народов Индокитая он расстреливал с вертолета вьетнамцев.
Сущий маньяк и садист, озлобленный на весь белый свет. Зато числился любимчиком покойного директора ЦРУ Кейси, подвыпив, хвастался, что "шеф" не раз поручал ему особо деликатные задания. Уже в Москве мне в руки попал испанский журнал "Интервью" со статьей про наемного убийцу, проживающего в Западной Европе,— некоего Бирхана. Бирхан рассказал корреспонденту "Интервью", что два года назад к нему обратился сотрудник спецслужб ЦРУ по имени Чарльз, предложивший два миллиона долларов за устранение тогдашнего главы правительства Швеции — Улофа Пальме. При этом Бирхан описал внешность "заказчика", в котором можно узнать Колина Томпсона: тот же возраст, те же повадки, те же кровавые похождения в Индокитае.
—Выходит, Виталий Сергеевич, невольное знакомство с представителями американских спецслужб дало вам массу уникальных сведений, которые ЦРУ старается скрыть от постороннего взгляда. Чем не тема для более подробного, не ограниченного газетным форматом рассказа?
—Сведений действительно уйма, и действительно уникальных. Полагая, что я все равно от них не сбегу, мои непрошеные "друзья" за океаном, не стесняясь моего присутствия, обсуждали некоторые свои дела, перемывали кости начальству. Словом, мне есть что описать в книге, над которой сейчас работаю. К ней, кстати,
проявил большой интерес корреспондент "Тайм" Джексон.
— Тем не менее его беседу с вами "Тайм" предпочел не оглашать? Писать и произносить слово "гласность" в США научились, но выражаемое им понятие по-прежнему не приемлют. В результате американцев продолжают кормить байками про "злосчастную судьбу Юрченко..."
— По-моему, подобные измышления распространяются и для того, чтобы запугать тех наших сограждан, кто, как и я, стали и могут стать жертвами спецслужб США. Недавно в "Литературной газете" прочел, что американские власти упорно отказываются что-либо сказать о судьбе ученого Александрова, который в 1985 году выехал в служебную командировку в Мадрид, где бесследно исчез. Около года назад газета "Вашингтон таймс"— кстати, та самая, что осенью 1985 года первой дала сообщение о моем вывозе спецслужбами США из Старого в Новый Свет,— со ссылкой на источники в американской разведке напечатала информацию, из которой следует, что Александров находится на территории Соединенных Штатов под контролем местных спецслужб. Могу только догадываться, какой обработке он подвергается. Я особенно понимаю и сочувствую горю семьи Александрова: мои жена, дочь и сын тоже пережили немало, пока меня держали в неволе за океаном.
И. Батурин, Е. Корчагин".
("Известия", 1987, № 264 (20 сентября, московский выпуск), с. 4).

Комментариев нет: