четверг, 1 сентября 2022 г.

"Сурово и грозно эскадра идет, крутую волну рассекая...

"... Мы в море уходим, и с нами в поход
Летит наша песня морская".


70 лет назад к лучшим произведениям советской драматургии принадлежала пьеса А. Корнейчука "Гибель эскадры":
"Героико-патриотический спектакль
Ленинградский театр имени Ленинского комсомола показал свою новую работу — постановку пьесы А. Корнейчука "Гибель эскадры", осуществленную режиссером Г. Товстоноговым.
Пьеса "Гибель эскадры", написанная в 1934 году, принадлежит к лучшим произведениям советской драматургии. Глубокая историческая правдивость, пламенная героическая романтика характеризуют эту пьесу.
В "Гибели эскадры" А. Корнейчук изобразил один из героических эпизодов эпохи гражданской войны — потопление по приказу В. И. Ленина Черноморской эскадры революционными матросами Черноморского флота в 1918 году. Эскадра не досталась врагам революции — германским империалистам, буржуазной Украинской Раде, стремившимся обессилить молодую Советскую республику, задушить ее в тисках интервенции и контрреволюции.
Рассказывая об исполнении черноморцами великого революционного долга, драматург показывает становление революционного сознания в матросской среде.
В пьесе запечатлена борьба героических моряков Черноморского флота с контрреволюционным царским офицерством, которое вкупе с украинскими националистами-"самостийниками", представителями панской, помещичьей Украины, хотели отдать эскадру в руки врагов революции. Драматург показывает также, как партия большевиков воспитывает стойкость духа моряков, крепит железную дисциплину революционного флота. Героем пьесы является революционный матросский коллектив, возглавляемый большевистским комитетом.
Удача спектакля "Гибель эскадры" на сцене Ленинградского театра имени Ленинского комсомола коренится прежде всего в глубоком по замыслу изображении героического матросского коллектива черноморцев. Монументальность общего сценического решения спектакля и психологическая правдивость обрисовки отдельных человеческих характеров передают пафос революции, идейную убежденность каждого из ее участников. Мощная сила народа раскрыта театром в строгих и живых образах моряков, отважных людей из  народа.
Героическая энергия, большая внутренняя собранность, целеустремленность характеризуют матросскую массу. Призывно и вместе с тем просто, с мужеством, которое не может поколебаться даже в час приближения смерти, звучит в спектакле речь комиссара (артист А. Курков). Подчас грубоват, но всегда сосредоточен Стрыженя (артист Г. Хованов); есть в его внутреннем облике подкупающая душевная чистота. Большую внутреннюю убежденность, преданность революции несет в себе лейтенант Корн (артист А. Рахленко).
Непоколебимая, бесстрашная готовность исполнить свой долг характеризует делегата центра —балтийца (артист П. Крымов).
В сбившейся косынке и потертой куртке, по-военному подтянутая, появляется на сцене член большевистского комитета эскадры Оксана (артистка Н. Родионова).
Во всем ее облике —пристальное внимание к окружающим людям, которым она доверяет и которых любит. Однако Оксане в исполнении Н. Родионовой нехватает обаяния, большой воли. Автору пьесы следовало бы внести дополнения в текст роли Оксаны, углубив ее драматургический образ.
Наиболее труден в пьесе образ минера— комитетчика Гайдая. В этом образе— большое идейное содержание. В нем раскрывается конфликт между революционным долгом и стихийностью.
К сожалению, образ Гайдая не удался исполнителю (артист Г. Гай). Ему нехватило для этого драматической силы. И заблуждение Гайдая, и раскаяние предстали в спектакле без внутреннего огня, бледно.
Разработка массовых сцен и эпизодических ролей достигла большей  художественной завершенности, нежели исполнение некоторых главных ролей пьесы. И этот недочет спектакля театр должен восполнить, следуя традициям лучших произведений советской драматургии, где реалистическая полнота изображения массы сочетается с глубиной раскрытия индивидуальных  человеческих характеров и судеб.
И все же спектакль Ленинградского театра имени Ленинского комсомола  подкупает зрителя героико-патриотической силой. Режиссеру Г. Товстоногову и художнику Вяч. Иванову удалось передать атмосферу гражданской войны. Драматически напряженной, динамической возникает первая картина спектакля —эпизод ночного делегатского собрания кораблей, собрания, на котором враги революции пытаются опереться на неустойчивые элементы среди моряков для осуществления своих планов.
Картины в адмиральском кубрике показывают предателей —контрреволюционных заговорщиков. Глубоко и правдиво исполняет роль матерого врага революции, царского адмирала артист Д. Дудников. Тонко и остро очерчивает образ предателя-националиста боцмана Кобзы артист Н. Баронов.
Самым значительным и самым волнующим в спектакле является эпизод  прощания революционных матросов с последним боевым кораблем. Следуя друг за другом по одному, под звуки мощно звучащего марша, исполняемого духовым оркестром на корабельной палубе, матросы покидают корабль. И прежде чем уйти, спустившись вниз с судна, каждый бросает последний взгляд на боевую рубку. Великая молчаливая присяга, горячая патриотическая клятва, страстная вера в грядущую победу сверкают во взорах людей.
Трагический эпизод потопления эскадры воспринимается как оптимистический пролог грядущих героических битв за Родину.
Обращение к одному из лучших произведений советской драматургии принесло театру успех. Театр создал героико-патриотический спектакль, раскрыв идею революционного долга, идею непобедимой силы народа, борющегося под знаменами социалистической революции.
Ю. Головащенко,
кандидат искусствоведческих наук".
("Известия", 1952, № 208 (2 сентября), с. 3).

Комментариев нет: