суббота, 2 октября 2021 г.

"Словно дым над кибиткой, растаяли дымы легенд..."

"... И теперь на дороге - шлагбаум: запрещают в Ташкент
Провозить из района картофель, и фрукты, и рис.
Вот машина к мосту подошла. Сколько лиц, сколько грузов!
Контролер, с колеса, заглянув невнимательно в кузов,
Сунул руку в кабину, - машина поехала вниз.
Школьник с мамой стоит, хочет мир непонятный понять.
Он острижен под ноль, и одна лишь оставлена прядь".
 

60 лет назад не для всех был поднят советский пограничный шлагбаум:
"Шлагбаум опущен
Автомобиль "Рено", за рулем которого сидели поочередно два голландских туриста — Эверт Рейдон и Лоу де Яхер, не переехал пограничный шлагбаум, хотя их возвращения из турне по Советскому Союзу кое-кто поджидал в Амстердаме. Первую весточку о местопребывании "туристов" дали советские газеты.
И сразу застучали телетайпы иностранных агентств. Они приняли сообщение ТАСС об аресте Рейдона и де Яхера, которые занимались в Советском Союзе сбором шпионских, сведений и были пойманы за руку.
Голландская "Де Телеграф" немедленно напечатала заявление супруги Рейдона о том, что она "ничего не знала о поездке мужа в Советский Союз и полагала все это время, что ее муж, моряк по профессии, находится в очередном плавании".
Корреспондент агентства Рейтер срочно передал из Гааги в Лондон: "Голландскому правительству ничего не было известно о пребывании господ де Яхера н Рейдона в России до 11 сентября этого года, когда отчим де Яхера, не имея от него никаких вестей, обратился за разъяснениями".
Госпожа Петронелла Рейдон обманула редактора и читателей газеты "Де телеграф". Еще в то время, когда Нелли Снук только собиралась стать мадам Рейдон, она уже хорошо знала, что выходит замуж за шпиона. Помните, Нелли, что вам пришлось даже отложить свадьбу, пока жених не выполнит очередное шпионское задание. Это было летом 1958 года, когда он уходил в Архангельск на судне "Ариес". Консультировался с вами супруг-шпион и перед последней "туристской" поездкой в Советский Союз. Напомним. Тогда в вашу квартиру на Комениустраат он пришел вместе с де Яхером и высоким белобрысым джентльменом, который назвался Отто. После отъезда вашего мужа он каждую неделю выплачивал вам по 120 гульденов. Впрочем, к доброму дяде Отто мы еще вернемся...
Приемный отец Лоу де Яхера— бургомистр Медславире —Франс Сейтсма поздно начал тревожиться о судьбе сына. Это следовало бы сделать до того, как Лоу, находясь в Китайской Народной Республике, выполнил первое шпионское поручение разведчика Ван Маурика.
Более исчерпывающие сведения о сыне вам, господин бургомистр, мог бы дать Ван Маурик. Его телефон в Амстердаме до последнего времени был —128.997, а встречи он обычно назначает в кафе на улице Нивендейк.
А сейчас, нам кажется, пришла пора подробнее рассказать шпионские биографии Эверта Рейдона и Лоу де Яхера.
Корабельный механик Эверт Бергольд Рейдон за короткое время сменил очень много судов. Дело в том,  что он, как правнло, поступал только на суда, идущие в советские порты, н списывался с них сразу после возвращения. Неожиданно для многих он стал вахтером в Амстердамском порту.
Все началось в 1957 году, когда он пришел устраиваться на работу через профсоюз Объединенного персонала торгового флота (С. К. Р.) в Роттердаме. Профсоюзный бонза Фон ден Кнаап познакомил его с человеком, который прямо посоветовал Рейдоку заняться "чем-либо, связанным с риском" и прозрачно намекнул, что "это имеет отношение к коммунизму".
И Рейдон поступил в распоряжение Надорта — солидного высокого человека лет 45. Тот без труда устраивал Рейдона на разные торговые суда, но с одним условием: выполнить задания разведки. Какой разведки? Об этом Рейдон случайно узнал лишь после возвращения из второго шпионского рейса.
Первый раз он на судне "Палома" с грузом шерсти ходил в советский порт Клайпеду. Там из иллюминатора своей каюты Рейдону удалось сфотографировать фотоаппаратом "Робот" подводную лодку и другие объекты, а сверх программы он сделал на обратном пути снимки Гданьского порта в Польше. Едва судно возвратилось в Роттердам, как Надорт, явился в каюту машиниста, взял пленки и потребовал к каждому снимку подробное описание.
Следующим рейсом "Палома" шла в Вентспилс. По пути в этот советский порт Рендон вновь фотографировал из иллюминатора военные корабли.
Когда "Палома" вернулась во Флисеенген, Надорт был уже там. Он показал отпечатанные снимки из первого рейса и воскликнул:
—Этим фотографиям очень обрадуются в Париже!
Рейдон понял, на кого он работает: в Париже находится штаб-квартира НАТО.
Во время этого разговора в каюте была невеста Рейдона Нелли Снук. Она уже все знала, и вовсе незачем ей было симулировать невинность на страницах "Де телеграф".
Менялись корабли, менялись порты. Рейдон ходил на "Хюне" в Мезень на Белом море. На обратном пути в Ливерпуле его встретил англичанин, и по паролю "привет от Хенке" Рейдон передал ему пленки.
Следующий рейс на судне "Ариес" был в Архангельск. Рендон вновь ловил в объектив военные корабли и портовые сооружения. Он окончательно убедился, что теперь его судьба полностью зависит от разведки НАТО, и старался хоть как-нибудь удовлетворить ненасытных "хозяев".
Рейдон списался с судна в Руане и поспешил домой. Его ждала свадьба. Отец, инженер Рендон, слишком долго возражал против женитьбы сына на дочери парикмахера. Молодые оставили пакет с негативами и рисунками на имя Надорта у родителей Нелли и отправились в свадебное путешествие. Однако "хозяин" разыскал молодоженов в Хеельсуме в гостинице "Маленькая Швейцария" и прервал медовый месяц.
Рейдон, имевший уже шпионскую кличку "Рейндерс", окончательно поступил на содержание разведки.
Вскоре сменились – "шефы" Рейдона. Сначала это был Ван Маурик, а затем Отто. Отто обещал устроить Рендона- "Рейндерса" на судно "Элизабет", совершающее регулярные рейсы между Стокгольмом и Ленинградом, а пока предложил поработать вахтером в Амстердамском порту. Разницу в жалованья Отто регулярно выплачивал. "Понижение» по службе объяснялось тем, что Рейдона готовили в "туристскую" поездку по Советскому Союзу, а для этого требовалась соответствующая тренировка.
В кафе на улице Нивендайк часто назначались странные встречи. Здесь в отдельной комнате Рейдона знакомили с секретной электронной аппаратурой, договаривались с ним об очередных рейсах. На этот раз вместе с Отто в кафе пришел плотный невысокий американец в зеленом костюме. В его галстуке была булавка с буквой "К". Подчиненные звали его Карлом.
Он и предложил Рейдону вдвоем "с подходящим партнером" совершить поездку по СССР через туристское бюро Мюллера. Никаких сомнений в том, что это будет шпионский вояж, у Рендона не было.
Подходящим партнером оказался Лоу де Яхер, с которым Рейдона познакомил на следующий день Ван Маурик в том же кафе.
Молодой авантюрист Лоу де Яхер учился в мореходном училище. Будущий штурман дальнего плавания по совместительству уже был шпионом, хотя его  "капитан" Ван Маурик оставался на суше. В первом рейсе на судне "Омменкерк" в Китайскую Народную Республику де Яхер по заданию Ван Маурика аппаратом "Реттинет" старательно заснял Шанхайский порт, военные корабли, записал их опознавательные знаки, а попутно следил, кто из команды судна торгует опиумом. Это тоже интересовало Ван Маурика.
Вскоре после возвращения он приобрел автомобиль "Рено" и объявил всем знакомым, что собирается совершить большую туристскую поездку. Правда, он не уточнял, что путешествие в СССР готовит и финансирует Ван Маурик.
Морские шпионы Рейдон и де Яхер начали тренировку на суше: мчались на "Рено" по дорогам Голландии, фотографируя на ходу, ведя дневники. Сзади неотступно следовали автомобили экзаменаторов —Отто, Ван Маурика и Нибура.
Рейдона и де Яхера возили в порт. Там, посмотрев две-три минуты на корабль, они должны были отвернуться и записать его тип, количестве пушек, их калибр, опознавательные знаки, наличие радарных установок...
Несколько раз Рейдон и де Яхер встречались дома и в присутствии Нелли подробно обсуждали разведывательные задания.
Срок поездки приближался. Ван Маурик выдал де Яхеру 5.100 гульденов, 50 фотопленок английской фирмы "Илфорд", мощные бинокли, четыре фотоаппарата, запасные части к автомашине. Затем был уточнен маршрут. Де Яхер заплатил деньга туристскому бюро и оформил водительские права. Все чаще на беседах и инструктажах присутствовали американцы. Они давали последние наставления.
Заключительная беседа в кафе продолжалась целый день. "Туристам" объясняли, как распознавать места хранения и способы перевозки жидкого ракетного топлива, ещё раз обсудили намечавшиеся отклонения на территории Советского Союза от установленного маршрута.
Настал июльский день, когда "Рено" двинулся в путь. Из Амстердама, через Утрех и Арнем, он прибыл в ФРГ, затем пересек Чехословакию. Там "туристы" уже по собственной инициативе делали снимки разведывательного характера. Неподалеку от Ужгорода перед машиной автотуристов гостеприимно открылся пограничный шлагбаум. Посмотреть Советский Союз ехали не только голландцы, но и итальянцы, французы, немцы.
Маршрут был длинным. Из Ужгорода через Львов, Киев и Харьков Рендон и де Яхер должны были прибыть в Ялту, оттуда теплоходом переехать в Одессу, а потом возвратиться через Киев и Ужгород.
Путешественникам не оставалось времени, чтобы любоваться красотами природы и знакомиться с жизнью советских людей. Они лихорадочно щелкали затворами фотоаппаратов, считали колеса составов с цистернами, определяли диаметр труб и направление нефтепроводов, фиксировали мосты и радиолокационные станции, воинские части и аэродромы.
По вечерам, запершись в номере гостиницы и включив портативный радиоприемник, "туристы" переносили беглые записи в обстоятельный шпионский дневник, прятали его в двойные плавки, а черновики сжигали и пепел выбрасывали в унитаз.
Шпионский дневник пестрил разными записями.
      230 км радарная мачта слева.
      232 км виадук.
      248 км аэродром справа.
     И вдруг: " У русских большое сердце и они не хотят войны".
     312 км колонна военных машин.
Неподалеку от Полтавы они встретили соотечественников голландцев, которые возвращались домой полные впечатлений. Поговорили несколько минут и  разъехались. Студенты какого-то религиозного учебного заведения думали об
архитектуре храмов, а бывшие моряки высматривали в мощный бинокль, нет ли поблизости аэродрома.
Шпионы-путешественники были очень насторожены и все же они сделали уже немало опрометчивых шагов. Их попытка проникнуть на Западной Украине к одному из важных объектов не осталась незамеченной. Но ведь это могла быть случайность! Однако "случайности" следовали одна за другой, и чекисты взяли голландских разведчиков под наблюдение.
Много странного в поведении "туристов" заметили они. И скрытые съемки порта в Севастополе, и постоянные попытки "заблудиться" вблизи оборонных объектов, одним словом то, что не случается с обычными туристами.
...Поездка близилась к концу. Рейдон и де Яхер были довольны  результатами. Отсняты десятки кассет, сделаны сотни записей. Очевидно, и на этот раз "в Париже будут довольны". В Киеве были сожжены и отправлены в канализационную сеть последние черновики, пленки аккуратно вложены в фабричную упаковку и тщательно заклеены специальным клеем. Выглядели они так, словно и не побывали в фотоаппарате. Значит, на границе никто не обратит на них внимание.
Все ближе желанный рубеж. Ван Маурик, Отто, господа американцы, наверное, ждут-не дождутся возвращения своих выкормышей. Вот Ужгород, за ним полосатый пограничный шлагбаум.
И вдруг де Яхера просят пройти в таможню. Шпионские дневники появились из двойных плавок на свет божий.
Не для всех в этот день был поднят пограничный шлагбаум. Для шпионов он всегда опущен!
В. Китаин,
В. Накаряков".
("Известия", 1961, № 236 (3 октября, московский вечерний выпуск), с. 6).

Комментариев нет: