понедельник, 24 июня 2019 г.

"Беспомощно гляжу окрест, и мне переглянуться не с кем..."


"...Эстрада тонет в тусклом блеске, 
и надрывается оркестр".


70 лет назад в СССР более содержательными стали эстрадные программы:
"Сегодня вечером..."
Первая летняя эстрадная программа театра "Эрмитаж" 1949 года значительно отлична от прошлогодней. Она более содержательна. В ней— и бессмертные строки Пушкина, и стихи и песни советских поэтов — Безыменского, Алымова, Фатьянова, Коваленкова, злободневный сатирический фельетон и спортивные этюды, политические куплеты и классический вальс. В этой же программе— народные песни и пляски, маленькие сценки, выступления иллюзионистов, фокусников, партерных акробатов и т. д.
Нам кажется, что устроители этого большого, многообразного представления стали на правильный путь, сумев сочетать в своем репертуаре серьезное со сметным, остроту политического памфлета с юмором веселых реприз и интермедий.
Что определяет лицо этого эстрадного представления? В первую очередь здесь речь должна пойти о пушкинских стихах в исполнении такого мастера художественного чтения, как Всеволод Аксенов; о фельетоне Н. П. Смирнова-Сокольского "В чужие гудки"; о ярких и красочных плясках "Метелица" и "Лебедушка", поставленных Н. Надеждиной и прекрасно исполненных хореографическим ансамблем эстрадного театра "Эрмитаж": об острых
политических куплетах Н. Набатова. И, наконец, о живом и остроумном конферансе Е. Дарского и Л. Мирова.
Следует подчеркнуть, что значительная часть конферанса в первом отделении удачно построена на пушкинских стихотворениях и прозаических цитатах. Особенно злободневно прозвучала выдержка из статьи А. С. Пушкина о Джоне Теннере. А. С. Пушкин написал эту статью почти сто двадцать лет назад. Но кажется, что речь идет о современных поджигателях войны, о деятелях Уолл-стрита...
Фельетон Смирнова-Сокольского "В чужие гудки" — это не просто еще один удачный номер. Он дает общий тон концерту, окраску программе всего вечера.
Всякое новое произведение этого темпераментного и талантливого автора и исполнителя является некоторым образом событием на эстраде.
"В чужие гудки" — страстное изобличение всех тех, кто любит дудеть в чужую дудку, кто "обожает" все чужое, все заграничное.
Значительное место в фельетоне уделено тем критическим "обожателям", которые ни одного классика русской литературы не оставили без обвинений в "западных влияниях" или просто в прямом подражании иностранцам.
Тема патриотизма, тема борьбы с низкопоклонством звучит в фельетоне ярко и убедительно.
Отличительной чертой рецензируемой нами программы является наличие в ней наряду с корифеями эстрады новых имен. Это смелое выдвижение увенчалось полным успехом. Мы имеем в виду исполнительницу русских народных песен Веру Савельеву (из самодеятельного коллектива при Московском автомобильном заводе имени Сталина), вокальный женский квартет из Буковины в составе Анатычук, Верховенко, Гончаренко и Яковлевой, пляску молодежно-хореографического ансамбля под руководством Наталии Спасовской и выступление молодых партерных акробатов В. Аникина и В. Дашкевича.
С сожалением приходится отметить, что на сей раз нас мало порадовал такой даровитый исполнитель советских песен, как Михаил Михайлов. Во-первых, для новой эстрадной программы он почти ничего нового не приготовил. Во-вторых, в манере этого актера— в манере всегда живой и задорной — появилась какая-то тяжеловесность.
Есть в программе номер, который, по нашему мнению, гораздо слабее других.
Речь идет о так называемом дуэте балалаек в исполнении М. Рожкова и Г. Быкова...
Но все это мелочи. В общем получился идейно насыщенный, разнообразный, веселый, жизнерадостный эстрадный концерт.
Г. Рыклин".
("Известия", 1949, № 147 (24, июнь), с. 3).

Комментариев нет: