воскресенье, 24 марта 2019 г.

"О царство милое балета..."


"...Тебя любил старик Ватто! 
С приветом призрачного лета
Ты нас пленяешь, как ничто".


70 лет назад горячая жизненная правда врывалась в мир советского балета:
"Лев Ошанин
Наша юность
Еще совсем недавно эстетствующие снобы старательно доказывали, что поставить балетный спектакль, посвященный современности, невозможно. Всячески пытаясь увести балет от действительности в область сказки и фантазии, они упорно игнорировали даже такие определенные удачи современного балета, как "Красный мак", "Гаянэ", "Светлана" и другие.
Однако мастера советского театра создают все новые произведения искусства, горячо встречаемые зрителем. Яркий оптимистический балет о советской молодежи – "Берег счастья" (музыка А. Спадавеккиа, либретто П. Аболимова), недавно поставленный Театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, убедительно опровергает все эти лжетеории критиков-космополитов и эстетов.
На Южном берегу Крыма, во всесоюзном пионерском лагере "Артек" пионерка Наташа Калинцева знакомится с тремя своими сверстниками Петей Болоховым, Костей Громовым и Толей Светловым. Между ними завязывается дружба.
Проходят годы. Снова встречается Наташа со старыми друзьями – теперь уже моряками Черноморского флота. Выросли, возмужали прежние юные герои, стали активными участниками жизни Родины. Но вот пришла война. Друзья уходят защищать свой народ, свой берег счастья, свою отчизну. В боях за Севастополь гибнут Константин Громов и Анатолий Светлов. Дружинница Наташа на несколько минут встречается со своим любимым – раненым Болоховым, командиром отряда морской пехоты, чтобы снова расстаться. И, наконец, после победы он приезжает в "Артек", где Наташа – пионерский руководитель. Бывшего воспитанника "Артека", а теперь Героя Советского Союза Петра Болохова ребята выбирают почетным пионером своего отряда.
Постановщики – лауреат Сталинской премии заслуженнный артист РСФСР В. Бурмейстер и И. Курилов, художник засл. деятель искусств РСФСР Б. Волков, дирижер В. Эдельман и весь коллектив исполнителей с подлинным вдохновением готовили подарок советской молодежи и добились успеха.
Молодая балерина В. Бовт в роли Наташи создает чистый и светлый образ советской девушки. То озорная и лукавая, то смущенная и ласковая, то смелая и готовая на подвиг, она всегда индивидуальна, неповторима.
Артистично и мягко проводит партию Петра Болохова заслуженный артист УССР А. Соболь.
 В "Береге счастья найдены совершенно оригинальные и современные сюжеты танцев. Многие из них органически входят в общую сюжетную ткань спектакля. Таковы превосходно задуманный танец футболистов, выразительный воинский танец гранатометчиков. В третьем действии лихая пляска Громова и Светлова помогает поднять боевой дух окруженных врагами моряков. Хороши танцевальные сюжеты и так называемого "дивертисмента" – русский танец матрешек, танец с алыми полотнищами, вальс и кадриль на Графской пристани и многие другие.
Трудно показать в балете батальные сцены. Но в "Береге счастья" они едва ли не лучшие в спектакле. Без излишних "шумов" и без всяких выстрелов, средствами танца, света и мелодии воссоздана героическая картина боя.
Музыка А. Спадавеккия солнечна, мелодична, танцевальна. Часто присутствует в спектакле песня. Иногда это вариации русской песни ("Рябина") или известных песен советских композиторов ("Вечер на рейде"), иногда новая, оригинальная песенная мелодия.
В музыкальном театре еще совсем недавно принято было считать роль драматурга третьестепенной, малозначащей. Это неправильно. Недооценка роли драматурга в музыкальном театре свойственна формалистам, стремящимся лишить наше искусство идейности. Автор либретто П. Аболимов принес в балет горячую жизненную правду, мастерски и любовно создал канву спектакля".
("Литературная газета", 1949, № 24 (23, март), с. 2).

Комментариев нет: