"...Тебя любил старик Ватто!
С приветом призрачного лета
Ты нас пленяешь, как ничто".
Ты нас пленяешь, как ничто".
70 лет назад
горячая жизненная правда врывалась в мир советского балета:
"Лев
Ошанин
Наша юность
Еще совсем
недавно эстетствующие снобы старательно доказывали, что поставить балетный
спектакль, посвященный современности, невозможно. Всячески пытаясь увести балет
от действительности в область сказки и фантазии, они упорно игнорировали даже
такие определенные удачи современного балета, как "Красный мак",
"Гаянэ", "Светлана" и другие.
Однако
мастера советского театра создают все новые произведения искусства, горячо
встречаемые зрителем. Яркий оптимистический балет о советской молодежи –
"Берег счастья" (музыка А. Спадавеккиа, либретто П. Аболимова),
недавно поставленный Театром имени К. С. Станиславского и Вл. И.
Немировича-Данченко, убедительно опровергает все эти лжетеории
критиков-космополитов и эстетов.
На Южном
берегу Крыма, во всесоюзном пионерском лагере "Артек" пионерка Наташа
Калинцева знакомится с тремя своими сверстниками – Петей Болоховым,
Костей Громовым и Толей Светловым. Между ними завязывается дружба.
Проходят
годы. Снова встречается Наташа со старыми друзьями – теперь уже моряками
Черноморского флота. Выросли, возмужали прежние юные герои, стали активными
участниками жизни Родины. Но вот пришла война. Друзья уходят защищать свой
народ, свой берег счастья, свою отчизну. В боях за Севастополь гибнут
Константин Громов и Анатолий Светлов. Дружинница Наташа на несколько минут
встречается со своим любимым – раненым Болоховым, командиром отряда морской
пехоты, чтобы снова расстаться. И, наконец, после победы он приезжает в
"Артек", где Наташа – пионерский руководитель. Бывшего воспитанника
"Артека", а теперь Героя Советского Союза Петра Болохова ребята
выбирают почетным пионером своего отряда.
Постановщики
– лауреат Сталинской премии заслуженнный артист РСФСР В. Бурмейстер и И.
Курилов, художник засл. деятель искусств РСФСР Б. Волков, дирижер В. Эдельман и
весь коллектив исполнителей с подлинным вдохновением готовили подарок советской
молодежи и добились успеха.
Молодая
балерина В. Бовт в роли Наташи создает чистый и светлый образ советской
девушки. То озорная и лукавая, то смущенная и ласковая, то смелая и готовая на подвиг,
она всегда индивидуальна, неповторима.
Артистично и
мягко проводит партию Петра Болохова заслуженный артист УССР А. Соболь.
В "Береге счастья найдены совершенно
оригинальные и современные сюжеты танцев. Многие из них органически входят в
общую сюжетную ткань спектакля. Таковы превосходно задуманный танец
футболистов, выразительный воинский танец гранатометчиков. В третьем действии
лихая пляска Громова и Светлова помогает поднять боевой дух окруженных врагами
моряков. Хороши танцевальные сюжеты и так называемого "дивертисмента"
– русский танец матрешек, танец с алыми полотнищами, вальс и кадриль на
Графской пристани и многие другие.
Трудно
показать в балете батальные сцены. Но в "Береге счастья" они едва ли
не лучшие в спектакле. Без излишних "шумов" и без всяких выстрелов,
средствами танца, света и мелодии воссоздана героическая картина боя.
Музыка А.
Спадавеккия солнечна, мелодична, танцевальна. Часто присутствует в спектакле
песня. Иногда это вариации русской песни ("Рябина") или известных
песен советских композиторов ("Вечер на рейде"), иногда новая,
оригинальная песенная мелодия.
В
музыкальном театре еще совсем недавно принято было считать роль драматурга
третьестепенной, малозначащей. Это неправильно. Недооценка роли драматурга в
музыкальном театре свойственна формалистам, стремящимся лишить наше искусство
идейности. Автор либретто П. Аболимов принес в балет горячую жизненную правду,
мастерски и любовно создал канву спектакля".
("Литературная
газета", 1949, № 24 (23, март), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий