воскресенье, 9 декабря 2018 г.

"Раскидал осенний лес рубли целковые…"

"…Столько золота - граблями собирай.
Только девушки теперь все бестолковые -
Вместо золота любовь им подавай".


55 лет назад в помогала раскрытию характеров советская музыкальная драматургия:
"Театр
Границы жанра раздвигаются
Новый спектакль Иркутского театра музыкальной комедии называется весьма интригующе: "Сто чертей и одна девушка". Название озорное, дающее определенную заявку на спектакль, созданный постановочным коллективом на музыку Тихона Хренникова и либретто Евгения Шатуновского.
Музыка Т. Хренникова хорошо знакома и любима самыми широкими кругами советских слушателей.Тем более интересно было встретиться с композитором в таком жанре, как оперетта, требующем мелодичности, изящества и легкости арий, дуэтов и музыкальных ансамблей. И на сей раз музыка одного из популярнейших советских композиторов принесла нам много радостных минут. Музыкальная драматургия оперетты Т. Хренникова помогает раскрытию характеров, она составляет одно целое с сюжетным развитием спектакля. Сочный музыкальный язык оперетты отличается доходчивостью, мелодичностью, музыка ее современна и вместе с тем композитор использует и элементы национального русского фольклора. Характер музыки хорошо ощущает и передает оркестр под управлением главного дирижера театра заслуженного артиста РСФСР А. С. Кулешова.
Приходится пожалеть лишь об одном: во втором, и особенно в третьем акте музыки явно недостаточно, как будто основной запал композитор отдал первому акту, досадно обеднив остальные. Либретто Е. Шатуновского выгодно отличается от большинства текстов наших оперетт, в основном, хорошим литературным языком и, главное, неожиданной и нелегкой для данного жанра темой – она рассказывает о борьбе с сектантством, раскрывает ханжество, невежество и антинародную суть его главарей, скрывающих за личиной верующих мерзкое лицо стяжателей, распутников и предателей Родины.
Как же раскрывается эта тема в спектакле Иркутского театра музыкальной комедии? Сумел ли творческий коллектив сохранить качества, присущие специфике его жанра и вместе с тем с должной остротой и серьезностью поговорить со зрителем о проблеме, волнующей и весьма актуальной?
Спектакль Иркутского театра убедительно доказал, что веселье и жизнерадостность, легкость и блеск искусства оперетты – такое же действенное средство идеологической борьбы, как и любой другой "серьезный" жанр театрального искусства.
Верно найдены режиссером сцены молитвенного "экстаза" сектантов. Им присуща та мера гротеска, которая не переходит за рамки жизненной правды и вместе с тем зло подчеркивает ханжеское, фиглярское нутро сектантов. Хор сектантов, их дикие выкрики, неуклюжие подпрыгивания и прихлопывания не просто смешны – они точно разоблачают темный, тупой мир алчности, жестокости и предательства.
Вот он, сытый и самодовольный "святой", отнюдь не отягощенный бременем воздержания и добродетели – Агафон. Артист А. Соколинов несколько прямолинеен в воплощении этого образа. Не так уж глуп Агафон, враг хитрый и беспощадный. Более тонко рисует святого жулика заслуженный артист РСФСР Н.
Загурский. Тяжелый, проницательный взгляд, все время исподтишка наблюдающий за окружающими, хитрая и жестокая ухмылка. И жаль, что к концу третьего акта актер теряет этот интересно намеченный характер, начинает играть чисто комедийную ситуацию. А ведь если бы он сохранил озлобленность и настороженность преступника, сознающего, что настал его последний час, всерьез показал, как судорожно цепляется он за жизнь и ищет выхода, то сцена в г8робу и арест Агафона обрели бы большую целенаправленность.
Ближайшая помощница Агафона – Титовна (артистка М. Морозова) откровенно и цинично раскрывает подлинное лицо сектантов. За словами о боге, о спасении души, скрываются жадность, лицемерие, стремление к личной наживе – все, что создает почву для измены Родине, для преступления и невежества.
Больше, чем черт ладана, боятся сектанты свежего ветра большой и полнокровной жизни, которая кипит за стенами темных молелен.
Тягучим, заунывным и елейным песнопениям сектантов Т. Хренников противопоставляет светлую, чистую музыку девичьего трио, комсомольского хора.
И никакие сотни чертей не могут напугать тех, кто полон веры в жизнь, в людей, кто честно и смело, без оглядки идет в бой с любыми проявлениями буржуазной идеологии. К сожалению, образ девушки, юной журналистки Вари, перед которой рассыпаются в прах все сто сектантских чертей (это она разоблачает сектантскую клику), в спектакле не получился. Очень интересная, умная актриса Е. Волошина по своим чисто индивидуальным качествам не может играть роль молоденькой, только вступающей в жизнь девушки. Несмотря на то, что актриса очень правильно прочерчивает линию внутренней жизни своей героини, ее энергию, стремление активно вмешиваться в жизнь, ее ум и пытливость, Варе – Е. Волошиной не хватает подлинной юности и непосредственности. Другая исполнительница этой же роли – С. Аккудинова – пока еще неопытна. Образ, который должен быть стержнем всех событий пьесы, звучит у нее бледно, невыразительно.
Правда, и в самом либретто линия Вари намечена недостаточно четко. Театр не сумел преодолеть этот просчет автора, и в спектакле получилось закономерное смещение, за счет которого на первый план выдвинулся очень своеобразный и необычный для оперетты образ Степаниды – сильной и самобытной по характеру, сумевшей найти в себе силы вырваться из пут сектантства, готовой, рискуя жизнью, спасти Варю от дикой мести Агафона.
В иркутском театре две исполнительницы этой роли, благородной и трудной: Г.
Привальцева и Т. Лагунова.
Степаниде в исполнении Привальцевой присущи и подлинный драматизм, и девичья порывистость и лукавость. Она хорошо играет, хорошо поет, создавая живой и и сложный характер Степаниды. Отрадно видеть, как из спектакля в спектакль обогащается вокальное и актерское мастерство молодой актрисы Т. Лагуновой. Она несколько мелодраматична, более однопланова, но ее Степанида – красивая, волевая, трогает и убеждает зрителя чистотой, правдой чувств, противопоставленной лживой подлости мракобесия.
Жаль, что этой искренности и непосредственности не хватает исполнителю роли комсомольского вожака Григория артисту В. Пирогову. Хотелось бы видеть его более пылким, увлекающимся.
Очень интересной была встреча с заслуженной артисткой РСФСР В. Пясковской в новой для нее характерной роли колхозницы Матрены, любопытной и лукавой бабы. Актриса играет увлеченно, радостно, с присущим ей обаянием и вносит в спектакль яркий, веселый колорит опереточного искусства.
Следует отметить работу молодого актера Н. Хохолкова (иллюзионист Апельсинов), артиста В.Жибинова в этой же роли, замороченного, добродушного редактора газеты (артисты В. Брагин и М. Шнейдерман), приспешника сектантов "подследственного" Проньки (засл. арт. РСФСР Г. Муринский и артист Е. Васильев), Феню – Г. Константинову.
Интересен танец нечести в первом акте, построенный на резких, диссонирующих движениях, и светлая, жизнерадостная молодежная пляска финала (балетмейстер Е. Эджубова).
Режиссер спектакля, заслуженный артист республики А. Н. Орлов вместе с творческим коллективом убедительно показал, что средствами жанра оперетты можно решать на театре серьезные, животрепещущие вопросы сегодняшнего дня, доказал, что искусство оперетты может и должно быть боевым оружием идеологической борьбы и с честью выполнять те задачи, которые ставит перед театром народ и партия.
А. Левикова".
("Восточно-Сибирская правда", 1963, № 287 (8, декабрь), с. 4).

Комментариев нет: