"…Столько золота - граблями собирай.
Только девушки теперь все бестолковые -
Вместо золота любовь им подавай".
Вместо золота любовь им подавай".
55 лет назад
в помогала раскрытию характеров советская музыкальная драматургия:
"Театр
Границы
жанра раздвигаются
Новый
спектакль Иркутского театра музыкальной комедии называется весьма интригующе:
"Сто чертей и одна девушка". Название озорное, дающее определенную
заявку на спектакль, созданный постановочным коллективом на музыку Тихона
Хренникова и либретто Евгения Шатуновского.
Музыка Т.
Хренникова хорошо знакома и любима самыми широкими кругами советских
слушателей.Тем более интересно было встретиться с композитором в таком жанре,
как оперетта, требующем мелодичности, изящества и легкости арий, дуэтов и
музыкальных ансамблей. И на сей раз музыка одного из популярнейших советских
композиторов принесла нам много радостных минут. Музыкальная драматургия оперетты
Т. Хренникова помогает раскрытию характеров, она составляет одно целое с
сюжетным развитием спектакля. Сочный музыкальный язык оперетты отличается
доходчивостью, мелодичностью, музыка ее современна и вместе с тем композитор
использует и элементы национального русского фольклора. Характер музыки хорошо
ощущает и передает оркестр под управлением главного дирижера театра
заслуженного артиста РСФСР А. С. Кулешова.
Приходится
пожалеть лишь об одном: во втором, и особенно в третьем акте музыки явно недостаточно,
как будто основной запал композитор отдал первому акту, досадно обеднив
остальные. Либретто Е. Шатуновского выгодно отличается от большинства текстов
наших оперетт, в основном, хорошим литературным языком и, главное, неожиданной
и нелегкой для данного жанра темой – она рассказывает о борьбе с сектантством,
раскрывает ханжество, невежество и антинародную суть его главарей, скрывающих
за личиной верующих мерзкое лицо стяжателей, распутников и предателей Родины.
Как же
раскрывается эта тема в спектакле Иркутского театра музыкальной комедии? Сумел
ли творческий коллектив сохранить качества, присущие специфике его жанра и
вместе с тем с должной остротой и серьезностью поговорить со зрителем о
проблеме, волнующей и весьма актуальной?
Спектакль
Иркутского театра убедительно доказал, что веселье и жизнерадостность, легкость
и блеск искусства оперетты – такое же действенное средство идеологической
борьбы, как и любой другой "серьезный" жанр театрального искусства.
Верно
найдены режиссером сцены молитвенного "экстаза" сектантов. Им
присуща та мера гротеска, которая не переходит за рамки жизненной правды и
вместе с тем зло подчеркивает ханжеское, фиглярское нутро сектантов. Хор
сектантов, их дикие выкрики, неуклюжие подпрыгивания и прихлопывания не просто
смешны – они точно разоблачают темный, тупой мир алчности, жестокости и
предательства.
Вот он,
сытый и самодовольный "святой", отнюдь не отягощенный бременем
воздержания и добродетели – Агафон. Артист А. Соколинов несколько прямолинеен в
воплощении этого образа. Не так уж глуп Агафон, враг хитрый и беспощадный.
Более тонко рисует святого жулика заслуженный артист РСФСР Н.
Загурский.
Тяжелый, проницательный взгляд, все время исподтишка наблюдающий за
окружающими, хитрая и жестокая ухмылка. И жаль, что к концу третьего акта актер
теряет этот интересно намеченный характер, начинает играть чисто комедийную
ситуацию. А ведь если бы он сохранил озлобленность и настороженность
преступника, сознающего, что настал его последний час, всерьез показал, как
судорожно цепляется он за жизнь и ищет выхода, то сцена в г8робу и арест
Агафона обрели бы большую целенаправленность.
Ближайшая
помощница Агафона – Титовна (артистка М. Морозова) откровенно и цинично
раскрывает подлинное лицо сектантов. За словами о боге, о спасении души,
скрываются жадность, лицемерие, стремление к личной наживе – все, что создает
почву для измены Родине, для преступления и невежества.
Больше, чем
черт ладана, боятся сектанты свежего ветра большой и полнокровной жизни,
которая кипит за стенами темных молелен.
Тягучим,
заунывным и елейным песнопениям сектантов Т. Хренников противопоставляет
светлую, чистую музыку девичьего трио, комсомольского хора.
И никакие
сотни чертей не могут напугать тех, кто полон веры в жизнь, в людей, кто честно
и смело, без оглядки идет в бой с любыми проявлениями буржуазной идеологии. К
сожалению, образ девушки, юной журналистки Вари, перед которой рассыпаются в
прах все сто сектантских чертей (это она разоблачает сектантскую клику), в
спектакле не получился. Очень интересная, умная актриса Е. Волошина по своим
чисто индивидуальным качествам не может играть роль молоденькой, только
вступающей в жизнь девушки. Несмотря на то, что актриса очень правильно
прочерчивает линию внутренней жизни своей героини, ее энергию, стремление
активно вмешиваться в жизнь, ее ум и пытливость, Варе – Е. Волошиной не хватает
подлинной юности и непосредственности. Другая исполнительница этой же роли – С.
Аккудинова – пока еще неопытна. Образ, который должен быть стержнем всех
событий пьесы, звучит у нее бледно, невыразительно.
Правда, и в
самом либретто линия Вари намечена недостаточно четко. Театр не сумел
преодолеть этот просчет автора, и в спектакле получилось закономерное смещение,
за счет которого на первый план выдвинулся очень своеобразный и необычный для
оперетты образ Степаниды – сильной и самобытной по характеру, сумевшей найти в
себе силы вырваться из пут сектантства, готовой, рискуя жизнью, спасти Варю от
дикой мести Агафона.
В иркутском
театре две исполнительницы этой роли, благородной и трудной: Г.
Привальцева
и Т. Лагунова.
Степаниде в
исполнении Привальцевой присущи и подлинный драматизм, и девичья порывистость и
лукавость. Она хорошо играет, хорошо поет, создавая живой и и сложный характер
Степаниды. Отрадно видеть, как из спектакля в спектакль обогащается вокальное
и актерское мастерство молодой актрисы Т. Лагуновой. Она несколько
мелодраматична, более однопланова, но ее Степанида – красивая, волевая, трогает
и убеждает зрителя чистотой, правдой чувств, противопоставленной лживой подлости
мракобесия.
Жаль, что
этой искренности и непосредственности не хватает исполнителю роли
комсомольского вожака Григория артисту В. Пирогову. Хотелось бы видеть его более
пылким, увлекающимся.
Очень
интересной была встреча с заслуженной артисткой РСФСР В. Пясковской в новой для
нее характерной роли колхозницы Матрены, любопытной и лукавой бабы. Актриса
играет увлеченно, радостно, с присущим ей обаянием и вносит в спектакль яркий,
веселый колорит опереточного искусства.
Следует
отметить работу молодого актера Н. Хохолкова (иллюзионист Апельсинов), артиста
В.Жибинова в этой же роли, замороченного, добродушного редактора газеты
(артисты В. Брагин и М. Шнейдерман), приспешника сектантов
"подследственного" Проньки (засл. арт. РСФСР Г. Муринский и артист Е.
Васильев), Феню – Г. Константинову.
Интересен
танец нечести в первом акте, построенный на резких, диссонирующих движениях, и
светлая, жизнерадостная молодежная пляска финала (балетмейстер Е. Эджубова).
Режиссер спектакля,
заслуженный артист республики А. Н. Орлов вместе с творческим коллективом
убедительно показал, что средствами жанра оперетты можно решать на театре
серьезные, животрепещущие вопросы сегодняшнего дня, доказал, что искусство
оперетты может и должно быть боевым оружием идеологической борьбы и с честью
выполнять те задачи, которые ставит перед театром народ и партия.
А. Левикова".
("Восточно-Сибирская
правда", 1963, № 287 (8, декабрь), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий