"...И тебя еще в тот наркомат
Из негласной почетной отставки
С уважением вдруг пригласят".
С уважением вдруг пригласят".
60 лет назад
советским театрам была свойственна забота об идейных запросах зрителя:
"Театр
Главное направление
Площади и улицы
города сахалинских нефтяников запестрели театральными афишами: "Человек в
отставке", "Деревья умирают стоя", "Любовь Ани
Березко", "Машенька", "Филумена Мортурано", "Василиса
Мелентьева", "Опасная встреча"… В Оху после четырехлетнего
перерыва вновь приехал на гастроли Александровский городской драматический
театр.
Театр взял верный
курс на обновление своего репертуара произведениями современной советской,
прогрессивной западной и классической драматургии.
Только за последние
пять лет работы он поставил 50 новых пьес, показав трудящимся Сахалина более
полутора тысяч спектаклей.
Творчеству театра
прежде всего свойственно чувство нового, забота об идейных запросах нашего
зрителя. Об этом говорит и постановка пьесы "Человек в отставке" А.
Софронова. Идейная направленность драмы выражает стремление театра оружием
художественных образов помогать советским людям успешно строить новое общество.
В спектакле "Человек в отставке" по свежим следам жизни ярко показана
борьба партии за партийность искусства, борьба с ревизионизмом, прикрытым
флагом "свободы критики".
Сейчас спектакль,
поставленный главным режиссером М. Н. Рербергом и оформленный художником В. С.
Ничепоренко, сыгран уже несколько раз. Самое время судить о том, насколько
удалась театру его новая работа, открывшая гастроли в Охе.
"Человек в
отставке" – чрезвычайно характерное для А. Софронова произведение. Как и в
других пьесах, здесь люди раскрываются драматургом в быту, в личных
взаимоотношениях, и все это только ярче обнаруживает их подлинную общественную
сущность. Его герои находятся в мирной обстановке, живут безмятежно, но…
счастье настоящего советского человека – в борьбе. И мы видим эту борьбу даже в
этой безмятежной обстановке.
Другая особенность
драматургии А. Софронова: его положительный герой не умеет говорить о себе. Он
чуточку застенчив и сдержан. Оттого так богаты пьесы подтекстом. Раскрытие
этого подтекста и составляет трудную, но почетную задачу театра, потому что
речь идет о внутреннем мире человека. Этот богатейший резерв полностью
использован театром тонко, глубоко.
Вот два прямо
противоположных образа – полковник в отставке Подрезов и брат его жены художник
Виктор Медный. И тот, и другой борются за место в строю, в жизни.
Николай Иванович
Подрезов – коммунист, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной
войны он храбро сражался с фашистскими захватчиками, а сейчас отдыхает на даче,
ухаживает за цветами, выращивает свой сад. Кроме сада у него нет других забот.
С ним вместе любимая жена и сын. Кажется, он счастлив. А счастья нет. Артисту
Г. И. Гришину надо было это показать зрителю без текста. И мы видим
неудовлетворенность героя: в каждом его движении, жесте чувствуешь – тесно ему
в узком домашнем кругу, в этом уютном доме. Где-то очень глубоко он не
приемлет, отвергает эту спокойную жизнь.
Виктор Медный, в
отличие от Подрезова, много говорит, говорит красиво. По тексту – это ярый
поборник "свободы творчества". Но артист Н. В. Лизгунов так
произносит эти слова, что у зрителя возникает настороженность к поступкам
героя. Виктор Медный исключен из партии за демагогическое выступление на
собрании актива.
Драматург построил
сюжетную основу произведения так, что почти ни одно из действующих лиц не
остается в тени. Но режиссер правильно понял основное содержание пьесы и
направил более яркий свет на образ "человека в отставке" – полковника
Подрезова.
Подрезов – Гришин
молчалив и сдержан. Его раздражают аляповатые безделушки, украшающие буфет,
футуристические, крикливые, претенциозные картины художника Медного,
развешанные по стенам. Но он молчит. Он ни с кем не делится своим настроением. Однако
зритель уже угадал, почувствовал сердцем это настроение.
Наступает момент,
когда Подрезов, честный, прямой и мужественный, вступает в открытую борьбу
против карьериста и приспособленца Медного, сторонника буржуазной "свободы
творчества".
Рядом с Подрезовым
находится Борис Федорович Рябинин, который несправедливо осужден за то, что
попал в фашистский плен во время войны. Подрезов знает его как замечательного
человека, попавшего в плен в результате тяжелого ранения. Полковник в отставке,
кристально чистый коммунист борется за реабилитацию фронтового товарища.
Большой удачей
артиста В. Я. Назарчука следует считать созданный им образ секретаря обкома партии
Дмитрия Сергеевича Крымова. Зритель знакомится с Крымовым в его домашней
обстановке. Но, в отличие от Подрезова, которому тесно в тиши своей квартиры,
секретарь обкома, даже вынужденный из-за болезни лежать в постели, остается в
гуще жизни: то ему звонят по телефону, то он вызывает кого-то на беседу, то ему
приносят деловые письма, то приезжают к нему по неотложному делу.
Очень хорошо сыграна
сцена чтения писем. В ней раскрываются замечательные черты партийного
работника ленинского типа. Крымов внимательно и чутко относится к жалобам и
просьбам. Оберегая ленинские нормы партийной жизни, он считает, что в
любых случаях метод убеждения является основным в работе партии с массами. Он
считает ошибкой, что на ревизионистское выступление Медного никто не ответил на
собрании ("нельзя бояться, что тебя сочтут зажимщиком критики, если ты
принципиально отстаиваешь чистоту партии").
Замечательна сцена
беседы Крымова с инженером Коноплевым (артист В. И. Семичев). Она раскрывает
основу тех побед, которые одерживает советский человек, попадая в тяжелые
условия. Коноплев говорит, что в самые тяжелые дни его спасала вера в силу
партии, в правду жизни.
Сложна роль жены
Подрезова – Любови Михайловны. Она шесть лет назад была женой Коноплева, а
сейчас… Краткое газетное сообщение о его возвращении – об этом зритель узнает
по тревожному выражению лица Любы, - напоминание брата и, наконец, появление
Коноплева в доме Подрезовых. Артистка О. И. Уколова глубоко и проникновенно
доносит до зрителя терзания своей героини. Ей жаль Коноплева, она
терзается его одиночеством, но решительно отвергает предложение вернуться к
нему. Артистка передает сложное чувство, охватившее Любу. Она считает себя
виноватой перед Валентином, мучительно переживает прошлое, но не идет на
компромисс с совестью: она любит теперь Подрезова. Несомненно, роль Любы –
удача талантливой артистки.
Удачей спектакля
можно считать и исполнение ролей Карпа Анисимовича (заслуженный артист
Армянской ССР М. П. Спешнев) и Маргариты Борисовны (артистка В. Л. Назарчук).
Простотой, теплотой и сердечностью, мягкостью и добротой они украшают жизнь
своих ближних.
В целом спектакль
"Человек в отставке" поставлен удачно. Основное достоинство его в
том, что он богат яркими, запоминающимися характерами. Это искупает отдельные
его недостатки: некоторую обедненность образа Медного, ненужную комичность
врача, лечащего больного Крымова, бедность оформления.
Творческий коллектив
Александровского драматического театра порадовал охинцев яркой, вдумчивой
игрой.
М. Николаев".
("Советский Сахалин",
1958, № 165 (13, июль), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий