"…Рвет вымпела, над башнями играя,
И изваянье Ленина стоит,
В седые степи руку простирая.
И степь пылает на исходе дня,
И тень руки ложится на равнины,
И в честь вождя заводят песнь акыны,
Над инструментом голову склоня".
В седые степи руку простирая.
И степь пылает на исходе дня,
И тень руки ложится на равнины,
И в честь вождя заводят песнь акыны,
Над инструментом голову склоня".
60 лет назад в
советских совхозах для полной жизни нужна была культура:
"Состязание акынов
У казахов
издавна пользуются популярностью айтысы – поэтические состязания акынов,
своеобразные публичные поединки, турниры мысли, знаний, поэтического мастерства
и таланта. Айтыс проводится перед народом, выступающим в роли слушателя и
судьи. Акыны сочиняют песни экспромтом и сразу же их исполняют. Быстро, да еще
в стихотворной форме, найти находчивый, задорный ответ, остроумные доводы, дать
язвительный отпор противнику, озадачить его – это большое искусство, высоко
ценимое казахским народом.
Есть в
Казахстане два совхоза – Амангельдинский и Заречный. Стоят они на разных
берегах реки Ишим. Только это их и разделяет. Роднит амангельдинцев и
зареченцев гораздо большее – они дружат и соревнуются между собой, доблестно
трудятся, любят песни, любят правдивое, острое слово своих совхозных акынов.
Недавно, как сообщает "Казахстанская правда", состоялся айтыс
амангельдинского и зареченского акынов. От Амангельдинского совхоза выступал
Мадет Мухамедгалиев – рабочий, обучающийся сейчас на курсах трактористов. От
Заречного совхоза пел пастух Тержан Тулегенов. Айтыс этот был не очень-то
Приятным для
зареченцев, зато амангедьдинцы торжествовали – к ним перешло переходящее
Красное знамя райкома партии.
Айтыс
происходил на центральной усадьбе совхоза Амангельды. Мы воспроизводим запись
айтыса в очень кратких выдержках по тексту "Казахстанской правды".
Той бастар (вступление) произнес народный акын Северо-Казахстанской области
Ахметжан Нуртазин.
...Ты пой, не
жалея ни сил, ни слов,
О миллиарде
целинных пудов,
Амангельдинский
акын Мадет.
Ему в
красноречье соперников нет.
Тержан из
"Заречного" также силен,
Умом и
талантом весьма наделен.
Акыны, таланты
свои покажите,
О людях
совхозов своих расскажите.
И рассказ –
айтыс начался...
МАДЕТ:
Я славлю
совхоз свой Амангельды,
Его богатство,
его труды,
Его
замечательный дружный народ,
Идущий в гору
из года в год.
Видишь,
Тержан, как богато живем?
Видишь, как
дружно вперед мы идем...
Силосом ямы у
нас полны.
Стада, и
отары, и табуны
До самого мая
у нас с кормами,
Попробуй,
сосед, потягаться ты с нами.
ТЕРЖАН:
...Пусть
правдою песня рубит, как меч,
Ты знаешь, что
факты – упрямая вещь...
Ты долго
бахвалился, что есть силы,
Хвалился, что
есть у вас сено и силос...
По настригу
шерсти вы плана не дали.
Не значит ли
это, что здесь вы отстали?..
А наш же
настриг, я скажу тебе прямо,
По три килограмма
четыреста граммов.
Ну, что же
молчишь ты? Иди и запой.
Не то
засмеется народ над тобой.
МАДЕТ:
Я вижу, язык
ядовит твой, Тержан,
Да песня твоя
– беспросветный туман.
Иди, полюбуйся
– в любой нашей базе
Тепло и уютно,
нет признаков грязи...
Мы были в
овчарнике как-то у вас,
В нем темень
такая, хоть выколи глаз.
И пол в нем
срастается с потолком,
Поёшь ты,
Тержан, об уюте каком?..
ТЕРЖАН:
Ты пренебрег
кукурузой, Мадет,
Вот почему у
вас силоса нет.
Откуда ему бы
у вас появиться?
Ведь вы
кукурузе не дали родиться...
Давно всем
известно – весенний день
Кормит год, не
жалует лень.
...Ты
выглядишь что-то, как битый петух,
Очей твоих
пламень бесследно потух.
...Для жизни
полной нужна культура,
Но клубов на
фермах у вас не найдешь,
Так где же
проводит досуг молодежь?
МАДЕТ:
Пусть будут
слова твоей песни и сладки,
Но ты
забываешь свои недостатки.
Местных и даже
центральных газет
Во многих
домах и в помине нет.
Не будем людей
мы вводить в заблужденье,
Мало у вас еще
культучреждений,
Душа у вас о
них не болит,
Невзрачны
клубы ваши на вид.
Мадет и Тержан
остро критиковали нерадивых и ленивых, похвалили "славных умом",
"славных делом". Свой спор они закончили взаимными пожеланиями
успехов в работе и призывом "опытом в нашем счастливом труде давайте
делиться во всем и везде".
Акыны,
прославившие себя в айтысах в далекие времена, вынуждены были славить ханов и
баев, выступать представителями аулов и родов в их бесконечных распрях и
спорах.
Новые времена
– новые песни! Хорошо заключил айтыс Ахметжан Нуртазин:
Здесь в
схватке айтыса акыны сражались...
Их песнь
лилася струею упругой.
В ней люди
совхозов узнали друг друга...
Из этой
критической, дружеской схватки
Каждый свои
уяснил недостатки.
И к их
устраненью наметил пути,
Чтоб к новым
победам совместно идти... "
"Литературная газета", 1958, № 47 (19, апрель), с. 3).
"Литературная газета", 1958, № 47 (19, апрель), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий