"… Ну и гонка, ну и
ночка...
Грянет выстрел - будет точка,
Дремлет мир - не дремлет враг".
60 лет назад многие
чувства вызывало пришедшее наконец к советскому зрителю арабское кино:
«Кино
О слепых и зрячих
сердцем
Зритель с большим интересом познакомился с
первым на нашем экране египетским фильмом «Борьба в долине». Это волнующее,
яркое по своей кинематографической форме повествование о жизни трудолюбивого
народа Египта, о его стремлении к счастью и миру, о борьбе феллахов –
египетских крестьян с крупными феодалами.
Прежде чем на экране
появляются титры и зритель узнает, что кинокартина создана по сценарию Али
Закани режиссером Юсеф аш-Шахином, а в главных ролях снимались артисты Омар
аш-Шариф и Фатим Хамама, мы слышим своеобразный пролог – рассказ героя фильма
Ахмада.
Еще в детстве, видя тяжелую жизнь крестьян, Ахмад
задумывается, почему сахарная компания покупает всегда тростник не у них, а у
паши. Он вырос, получил сельскохозяйственное образование, вернулся в родную
деревню и научил феллахов выращивать хорошие урожаи, обещал им счастливую
жизнь.
Образ Ахмада – честного, мужественного юноши, который
сделал целью своей жизни служение народу, большая удача фильма. Суровые
испытания легли на плечи молодого человека. Паша и его племянник Рияд-бей,
испугавшись первого успеха феллахов, ночью открыли плотину, и вода затопила
крестьянские поля. Надежда народа на лучшую жизнь гибнет вместе с посевами.
Мудрый слепой
старик-шейх догадывается, чьих это рук дело. «Я слеп глазами, но ты слеп
сердцем»,- говорит он паше и требует возместить убытки. Но слепые сердцем
крупные землевладельцы не останавливаются ни перед чем, чтобы скрыть правду.
Шейх убит, а подозрение падает на отца Ахмада.
Интересный и сложный
характер создал артист Абдаль-Варис Аср, играя отца юноши. Безобидный
религиозный человек, он всю свою жизнь верой и правдой служил паше и не видел,
что его хозяева – враги крестьян. Эта слепота стоила ему жизни.
Молодая актриса
Фатим Хамама с большим мастерством и душевной глубиной раскрывает трагедию
дочери паши Амали. Она узнает правду об отце и Рияд-бее. Противоречивые чувства
борются в девушке. Она не хочет видеть в отце такого же негодяя, как его
племянник, но убедившись, что это именно так, решительно порывает с родным
домом и уходит к Ахмаду.
Многие чувства вызывает эта картина. Зритель
улыбается, видя сделанную с мягким юмором сцену первой встречи Ахмада и Амали
или маленького шутника Нафи, образ которого несет большую идейную нагрузку;
гнев и омерзение вызывают кадры, раскрывающие внутреннюю сущность опустошенных,
циничных в делах и мыслях паши и Рияд-бея, радость и сочувствие сопутствуют с
чистой, закаленной в борьбе любви главных героев фильма. Широк, если так можно
выразиться, эмоциональный диапазон кинопроизведения.
Оптимистически звучит финал фильма. Ахмад нашел
истинных виновников народного бедствия. И вот двое «зрячих сердцем» людей – Ахмад
и Амали идут мимо старинных скульптур и сооружений навстречу новой жизни. И мы
верим, что они помогут народу сделать свою древнюю страну молодой.
Первый египетский фильм на нашем экране
знакомит зрителя с бытом народа, музыкой и архитектурой далекой африканской
республики и служит благородному делу культурного сближения народов.
Ю. Мокеев».
("Советский
Сахалин", 1956, № 92 (17, апрель), с. 4).
Прежде чем на экране появляются титры и зритель узнает, что кинокартина создана по сценарию Али Закани режиссером Юсеф аш-Шахином, а в главных ролях снимались артисты Омар аш-Шариф и Фатим Хамама, мы слышим своеобразный пролог – рассказ героя фильма Ахмада.
Комментариев нет:
Отправить комментарий