"... В осенний дождь и в тяжкий летний зной.
Везде всегда со мной дыханье друга,
Везде всегда товарищи со мной".
60 лет назад в СССР
кинематограф всё учил и учил советских людей бдительности:
«Кино.
Фильм о мужестве и
бдительности.
«Следы на
снегу». Производство ордена Ленина
киностудии «Ленфильм», 1955 г. Сценарий Г. Брянцева, постановка А. Бергункера.
Сюжет этого фильма
не нов. Картины о мужестве и находчивости наших воинов, о самоотверженности
патриотов нашей страны – рядовых советских граждан – наш зритель видел не раз.
Вспомните хотя бы недавно выпущенную на экраны страны кинокартину «Призраки
покидают вершины» или еще идущий в иркутских кинотеатрах фильм «Дорога». Но не
в оригинальности сюжета, не в его нивизне заключается привлекательность этого
правдивого и яркого рассказа о храбрых и честных людях. Зрителя подкупает
чувство подлинного советского патриотизма, которым проникнуты кадры фильма,
ярко выраженная мысль о том, что сила наших воинов, наших доблестных чекистов –
в кровной связи с народом, в беззаветной поддержке всех честных советских
людей, в правоте дела, за которое повседневно сражаются доблестные советские
разведчики.
В фильме немного
действующих лиц. И тем значительнее становится роль таких персонажей, как
охотник-якут Быкодыров (артист И. Решетников), как скромная, но мужественная
радистка Эверстова (артистка Е. Тэн) для воплощения основной мысли фильма –
тесной связи чекистов с народом.
Охотника Быкодырова
мы впервые видим в его зимовье за несложной работой. Умное, добродушное лицо
старика, его неторопливые спокойные жесты, - весь облик труженика тайги сразу
возбуждает к нему симпатию зрителей. И она растет от кадра к кадру,
повествующему о любви старого таежника к своей Родине, о его самоотверженном
служении ей. Смерть Быкодырова от руки врага только подчеркивает эту мысль и
укрепляет уверенность в том, что враги, поднявшие руку на жизнь
патриота-труженика, не уйдут от расплаты, как не уйдут они от расплаты за
покушение на счастье великого народа, на его благосостояние и безопасность.
С достоинством ведет
роль майора государственной безопасности Шелестова артист В. Краснопольский.
Зрители видят полного сил, умудренного опытом, хорошо знающего свое дело
чекиста, умеющего, когда надо, спокойно выждать события и действующего
бесстрашно и стремительно в решительные минуты. Многолетний опыт и знание людей
подсказывают ему, что, казалось бы, ясные доказательства (отвертка, найденная
на месте преступления, деньги, похищенные из сейфа и обнаруженные в квартире
монтера) подстроены для отвода глаз и что истинных виновников убийства профессора
и взлома сейфа надо искать не здесь. Опыт, знание дела, решительность и
мужество помогают ему добиться победы в борьбе с опасным и хитрым врагом.
Артист В. Гусев в
роли лейтенанта Петренко сумел создать образ молодого чекиста, часто
ошибающегося, но умеющего извлечь уроки из своих ошибок, уверенно
вырабатывающего в себе качества волевого и решительного офицера. Психологически
верные образы врагов, озлобленного против народа предателя Шараборина и
матерого вражеского разведчика Белолюбского создали артисты М. Медведев и О.
Жаков.
Правдиво и согласно
со звучанием основных кадров показана в фильме природа севера. Картины пурги,
суровые пейзажи заснеженных каменистых сопок усиливают напряжение и драматизм
схватки, величие тайги, ее спокойствие и непоколебимость как бы подчеркивают
характеры положительных героев фильма, неизбежность их победы.
Фильм «Следы на
снегу» воспитывает волю к преодолению трудностей, мужество, учит наших людей
быть бдительными.
В. Викторов».
("Восточно-Сибирская правда", 1955,
№ 78 (25, ноябрь), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий