"... Мы с тобой пойдём в дубравы полосой лесной".
65 лет назад от
восторга на спектаклях советских театров у зрителя захватывало дух:
«Театр.
«Макар Дубрава».
Во дворе дома старого шахтера Макара Дубравы цветет яблоня, посаженная
им в памятный день гражданской войны на том самом месте, где товарищ Сталин
сказал шахтерам-донбассовцам: «Уголь нужен стране, как победа над белыми».
С тех пор прошло
много лет. Дожил Макар Иванович до наших дней, вырастил детей. И вся жизнь его
прошла под знаком глубоко запавших в его сердце слов товарища Сталина...
... Старый мастер
Макар Дубрава полон стремления к совершенствованию шахтерского дела, он
по-хозяйски заинтересован в том, чтобы его шахта «Звезда» стала передовой
шахтой Донбасса. Макар Иванович понимает, что мало одного желания хорошо
добывать уголь. Нужно овладеть культурой добычи. Нужно «грамотно брать уголь».
Его трудовая жизнь – свидетельство того огромного переворота, который произошел
в сознании наших людей, когда труд стал делом почетным, творческим, когда
подлинно коммунистическое сознание овладело широкими народными массами.
Об этом написана
пьеса Александра Корнейчука «Макар Дубрава», удостоенная Сталинской премии.
Пьеса поставлена в областном драматическом театре режиссером В. М. Дозорным. Он
же исполняет в спектакле роль Макара Дубравы.
События,
разворачивающиеся в пьесе просты и содержательны, как сама жизнь. На шахте
«Звезда» дела обстоят неблагополучно: план не выполняется. Охрана труда не
обеспечивается. Участились случаи увечий. Достижения отдельных стахановцев не
меняют положения дела.
Директор шахты Павел
Кругляк не понимает, что причины отставания шахты – в плохом руководстве. Он не
прислушивается к предложению Макара Ивановича и его товарищей организовать на
шахте учебу молодых шахтеров, внедрить на «Звезде» опыт передовиков других
шахт.
Он не прислушивается
к товарищескому предупреждению жены – хирурга Ольги
Макаровны – о том, что травматизм на «Звезде» становится все более
систематическим и нужно принимать меры к его устранению. Ложное самолюбие
директора шахты, его техническая отсталость в горном деле, его неумение
смотреть по-государственному в завтрашний день – все это мешает ему видеть свои
собственные недостатки, делает его ограниченным человеком, приводит, наконец, к
разрыву с женой. В его представлении коммунизм является делом далекого
будущего.
По-иному думают
Макар Иванович, лучший забойщик шахты Кондрат Тополь, старые шахтеры Хмара,
Зинченко, Орлов, молодежь шахты. Для них коммунизм – это дело, творимое
сегодняшними людьми, сегодня, дело, не терпящее никаких отсрочек на будущее.
Таково содержание конфликта пьесы Корнейчука...
... С неподдельной
серьезностью и вместе с тем сочным шахтерским юмором проходят сцены шахтерских
совещаний, особенно сцена «репетиции» предстоящего совещания у министра, где
Макар с товарищами горячо обсуждают жизненно важные вопросы перестройки работы
на «Звезде»...
Скупо, сдержанно и
потому правильно решена сцена, в которой Макар узнает о судьбе своего без вести
пропавшего во время войны сына. Жизнь героически погибшего в партизанской
борьбе Петра Дубравы как бы восстанавливается перед глазами зрителя в
порывистом рассказе потрясенной девочки Анки (арт. М. Х. Хасапова), в
мужественном горе Макара, в молчаливой скорби всех присутствующих в этой сцене.
Спектакль
завершается громким появлением на сцене тетки Марии, приехавшей из колхоза за
своими племянниками Галей и Марфой. Непродолжительное присутствие артистки А.
Д. Баскаковой на сцене в этом спектакле, однако, безоговорочно утверждает
известную формулу К. С. Станиславского: «Нет маленьких ролей, есть маленькие
артисты». Вместе с Баскаковой в ее маленькой роли на сцену приходит столько
жизнерадостности, столько темперамента и юмора, начинается такое кипение жизни,
что заключительная сцена с теткой Марией, с живописным усатым Хмарой (арт. А.
С. Колосов), во многом сглаживает впечатление от шероховатостей, неоднократно
встречавшихся до этого. Спектакль оканчивается при полном взаимном контакте
зрителя и театра.
И все же хочется пожелать
театру, чтобы в его дальнейшей работе «кипение жизни» в спектакле происходило
на всем его протяжении, чтобы силы, имеющиеся у театра, не приберегались им
только «под занавес», иначе контакт со зрителем потеряет свою прочность.
Г. Костелянец».
("Советский
Сахалин", 1950, № 122 (25, май), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий