среда, 27 мая 2015 г.

"Дуб могучий, дуб курчавый зашумит весной..."

"... Мы с тобой пойдём в дубравы полосой лесной".


65 лет назад от восторга на спектаклях советских театров у зрителя захватывало дух:
 «Театр.
«Макар Дубрава».
Во дворе дома старого шахтера Макара Дубравы цветет яблоня, посаженная им в памятный день гражданской войны на том самом месте, где товарищ Сталин сказал шахтерам-донбассовцам: «Уголь нужен стране, как победа над белыми».
С тех пор прошло много лет. Дожил Макар Иванович до наших дней, вырастил детей. И вся жизнь его прошла под знаком глубоко запавших в его сердце слов товарища Сталина...
... Старый мастер Макар Дубрава полон стремления к совершенствованию шахтерского дела, он по-хозяйски заинтересован в том, чтобы его шахта «Звезда» стала передовой шахтой Донбасса. Макар Иванович понимает, что мало одного желания хорошо добывать уголь. Нужно овладеть культурой добычи. Нужно «грамотно брать уголь». Его трудовая жизнь – свидетельство того огромного переворота, который произошел в сознании наших людей, когда труд стал делом почетным, творческим, когда подлинно коммунистическое сознание овладело широкими народными массами.
Об этом написана пьеса Александра Корнейчука «Макар Дубрава», удостоенная Сталинской премии. Пьеса поставлена в областном драматическом театре режиссером В. М. Дозорным. Он же исполняет в спектакле роль Макара Дубравы.
События, разворачивающиеся в пьесе просты и содержательны, как сама жизнь. На шахте «Звезда» дела обстоят неблагополучно: план не выполняется. Охрана труда не обеспечивается. Участились случаи увечий. Достижения отдельных стахановцев не меняют положения дела.
Директор шахты Павел Кругляк не понимает, что причины отставания шахты – в плохом руководстве. Он не прислушивается к предложению Макара Ивановича и его товарищей организовать на шахте учебу молодых шахтеров, внедрить на «Звезде» опыт передовиков других шахт.
Он не прислушивается к товарищескому предупреждению жены – хирурга Ольги Макаровны – о том, что травматизм на «Звезде» становится все более систематическим и нужно принимать меры к его устранению. Ложное самолюбие директора шахты, его техническая отсталость в горном деле, его неумение смотреть по-государственному в завтрашний день – все это мешает ему видеть свои собственные недостатки, делает его ограниченным человеком, приводит, наконец, к разрыву с женой. В его представлении коммунизм является делом далекого будущего.
По-иному думают Макар Иванович, лучший забойщик шахты Кондрат Тополь, старые шахтеры Хмара, Зинченко, Орлов, молодежь шахты. Для них коммунизм – это дело, творимое сегодняшними людьми, сегодня, дело, не терпящее никаких отсрочек на будущее. Таково содержание конфликта пьесы Корнейчука...
... С неподдельной серьезностью и вместе с тем сочным шахтерским юмором проходят сцены шахтерских совещаний, особенно сцена «репетиции» предстоящего совещания у министра, где Макар с товарищами горячо обсуждают жизненно важные вопросы перестройки работы на «Звезде»...
Скупо, сдержанно и потому правильно решена сцена, в которой Макар узнает о судьбе своего без вести пропавшего во время войны сына. Жизнь героически погибшего в партизанской борьбе Петра Дубравы как бы восстанавливается перед глазами зрителя в порывистом рассказе потрясенной девочки Анки (арт. М. Х. Хасапова), в мужественном горе Макара, в молчаливой скорби всех присутствующих в этой сцене.
Спектакль завершается громким появлением на сцене тетки Марии, приехавшей из колхоза за своими племянниками Галей и Марфой. Непродолжительное присутствие артистки А. Д. Баскаковой на сцене в этом спектакле, однако, безоговорочно утверждает известную формулу К. С. Станиславского: «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты». Вместе с Баскаковой в ее маленькой роли на сцену приходит столько жизнерадостности, столько темперамента и юмора, начинается такое кипение жизни, что заключительная сцена с теткой Марией, с живописным усатым Хмарой (арт. А. С. Колосов), во многом сглаживает впечатление от шероховатостей, неоднократно встречавшихся до этого. Спектакль оканчивается при полном взаимном контакте зрителя и театра.
И все же хочется пожелать театру, чтобы в его дальнейшей работе «кипение жизни» в спектакле происходило на всем его протяжении, чтобы силы, имеющиеся у театра, не приберегались им только «под занавес», иначе контакт со зрителем потеряет свою прочность.
Г. Костелянец».
("Советский Сахалин", 1950, № 122 (25, май), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий