"… Словно солнце взошло во мгле —
Вольный ветер, грозный и могучий,
Погулял по родной земле".
75 лет назад не украшали
репертуары советских театров оперетты, написанные Кальманом в наиболее
упаднический период его творчества, когда джазовые ритмы начинали разъедать
музыкальную основу произведений:
"Театр
Непреодоленные
"традиции"
(К итогам гастролей Омского областного театра музыкальной комедии)
Больших успехов добился советский театр музыкальной комедии за последние годы. Талантливые композиторы И. Дунаевский, М. Блантер, Ю. Милютин, В. Соловьев-Седой, В. Мокроусов и другие неустанно работают над созданием новых музыкальных комедий, правдиво отображающих современную действительность. Процесс становления и роста советской оперетты протекает в острой борьбе со старыми, давно отжившими "традициями", мертвыми штампами, с пресловутой "спецификой" жанра. Опыт лучших театров музыкальной комедии— Московского, Свердловского и других— красноречиво доказывает успешность этой борьбы. Омский областной театр музыкальной комедии сумел правильно определить репертуарную линию, уделив основное внимание спектаклям на современные темы, работая над новыми произведениями советских композиторов и драматургов. "Вольный ветер" И. Дунаевского (текст В. Винникова, В. Крахта и В. Типота) — первый показанный новосибирцам спектакль — повествует о жизни маленького народа, поверившего в свои силы, в возможность успешной борьбы за свою независимость, на которую посягают заокеанские империалисты. В этом спектакле есть и актерские и режиссерские удачи. Во многом преодолена некоторая мелодраматическая ходульность образов Стеллы и Янко (артисты Е. Демина и В. Е. Фразе). Завоевывают симпатии зрителей Пенитта — простая девушка из народа (артистка Н. Блохина), веселые друзья — моряки Фома и Филипп (В. Володин и В. Раутбарт). Есть в спектакле по-настоящему волнующие сцены. Глубоко захватывает внимание зрителей сцена в портовом кабачке, когда матросы, делясь последними крохами нищенского заработка, пускают шапку по кругу и собирают деньги для вдовы своего погибшего товарища.
Но груз обветшалых традиций и штампов так называемой "неовенской оперетты" тяготеет над этим спектаклем.
В первую очередь необходимо отметить недостаточную разработку массовых народных сцен. Они сделаны бледно, невыразительно, и в этом одна из причин неполноценности спектакля. Вызывает возражение сцена Фомы и Филиппа во втором акте. Острая по своей злободневности, эта сцена выпадает из стиля спектакля из-за неверного, нарочито-условного ее разрешения. Мелодраматичен финал 2-го акта, ходулен старый актер Цезарь Галь. Артист М. Идзинский наделил своего героя ложным пафосом и неискренностью.
Несомненно, что эти неудачи в какой-то степени обусловлены слабостью драматургического материала. Театр же не преодолел недостатки текста, а в ряде случаев подчеркнул их.
Неудачна в этом спектакле работа балетмейстера А. Кузнецова. Ничего нового, ничего интересного нет в танцах. А это особенно обидно, так как и музыкальная и сюжетная основы оперетты предоставляли возможности для создания динамичных, ярких по характеру массовых и сольных танцев. В музыкальной комедии Е. Жарковского "Морской узел" (текст В. Винникова и В. Крахта, постановка главного режиссера театра Л. Лазарева) основные роли поручены молодым артистам. В их исполнении много искренности. Артисты И. Коблик (Роман Волгин), A. Липатов (Василий Ильин), А. Сергеева (Людмила Карцева) играют тепло и правдиво, их герои— настоящие, преданные друзья.
Интересно оформление художника
B. Марина. Оно и достаточно просто и выразительно.
Так же, как и в первом
спектакле, неудовлетворительна работа балетмейстера (М. Седов). Краснофлотская
пляска во втором акте выглядит совершенно не связанным со спектаклем концертным
номером. В музыкальных комедиях "Лучший день ее жизни" Лепина и
"Чужая дочь" Фельцмана театр также не сумел до конца преодолеть
штампы буржуазной оперетты. Особенно явственно чувствуется это в решении
танцевальных и вокальных сцен, органически не вытекающих из действенного решения
спектакля. Они продолжают оставаться вставными номерами.
Совершенно понятно стремление театра сохранить в своем репертуаре лучшие классические оперетты. Одно из первых мест среди них занимает "Летучая мышь" Иоганна Штрауса. Но нам думается, что омичи переоценили свои творческие возможности, поставив сейчас "Летучую мышь", требующую виртуозного мастерства певцов и оркестра.
Не украшают репертуара театра "Баядерка", написанная Кальманом в наиболее упаднический период его творчества, когда джазовые ритмы начинали раз’едать музыкальную основу его произведений, и "Граф Люксембург", — спектакль слабый во всех отношениях. Этих спектаклей не спасают ни талантливый В. Раутбарт (Ля-Туретт и князь Базинелли), ни молодые солисты. балета Е. Сориш и Ю. Касатов.
Омский областной театр музыкальной комедии имеет все возможности для плодотворного роста, для создания полноценных спектаклей на современные темы. Повышение актерского и вокального мастерства, беспощадная борьба со штампами, с низкопоклонством перед буржуазной опереттой даст ему возможность завоевать большую признательность советского зрителя.
Т. Глазунов".
("Советская Сибирь",
1950, № 183 (15 сентября), с. 4).
Вольный ветер, грозный и могучий,
Погулял по родной земле".
"Театр
(К итогам гастролей Омского областного театра музыкальной комедии)
Больших успехов добился советский театр музыкальной комедии за последние годы. Талантливые композиторы И. Дунаевский, М. Блантер, Ю. Милютин, В. Соловьев-Седой, В. Мокроусов и другие неустанно работают над созданием новых музыкальных комедий, правдиво отображающих современную действительность. Процесс становления и роста советской оперетты протекает в острой борьбе со старыми, давно отжившими "традициями", мертвыми штампами, с пресловутой "спецификой" жанра. Опыт лучших театров музыкальной комедии— Московского, Свердловского и других— красноречиво доказывает успешность этой борьбы. Омский областной театр музыкальной комедии сумел правильно определить репертуарную линию, уделив основное внимание спектаклям на современные темы, работая над новыми произведениями советских композиторов и драматургов. "Вольный ветер" И. Дунаевского (текст В. Винникова, В. Крахта и В. Типота) — первый показанный новосибирцам спектакль — повествует о жизни маленького народа, поверившего в свои силы, в возможность успешной борьбы за свою независимость, на которую посягают заокеанские империалисты. В этом спектакле есть и актерские и режиссерские удачи. Во многом преодолена некоторая мелодраматическая ходульность образов Стеллы и Янко (артисты Е. Демина и В. Е. Фразе). Завоевывают симпатии зрителей Пенитта — простая девушка из народа (артистка Н. Блохина), веселые друзья — моряки Фома и Филипп (В. Володин и В. Раутбарт). Есть в спектакле по-настоящему волнующие сцены. Глубоко захватывает внимание зрителей сцена в портовом кабачке, когда матросы, делясь последними крохами нищенского заработка, пускают шапку по кругу и собирают деньги для вдовы своего погибшего товарища.
Но груз обветшалых традиций и штампов так называемой "неовенской оперетты" тяготеет над этим спектаклем.
В первую очередь необходимо отметить недостаточную разработку массовых народных сцен. Они сделаны бледно, невыразительно, и в этом одна из причин неполноценности спектакля. Вызывает возражение сцена Фомы и Филиппа во втором акте. Острая по своей злободневности, эта сцена выпадает из стиля спектакля из-за неверного, нарочито-условного ее разрешения. Мелодраматичен финал 2-го акта, ходулен старый актер Цезарь Галь. Артист М. Идзинский наделил своего героя ложным пафосом и неискренностью.
Несомненно, что эти неудачи в какой-то степени обусловлены слабостью драматургического материала. Театр же не преодолел недостатки текста, а в ряде случаев подчеркнул их.
Неудачна в этом спектакле работа балетмейстера А. Кузнецова. Ничего нового, ничего интересного нет в танцах. А это особенно обидно, так как и музыкальная и сюжетная основы оперетты предоставляли возможности для создания динамичных, ярких по характеру массовых и сольных танцев. В музыкальной комедии Е. Жарковского "Морской узел" (текст В. Винникова и В. Крахта, постановка главного режиссера театра Л. Лазарева) основные роли поручены молодым артистам. В их исполнении много искренности. Артисты И. Коблик (Роман Волгин), A. Липатов (Василий Ильин), А. Сергеева (Людмила Карцева) играют тепло и правдиво, их герои— настоящие, преданные друзья.
Совершенно понятно стремление театра сохранить в своем репертуаре лучшие классические оперетты. Одно из первых мест среди них занимает "Летучая мышь" Иоганна Штрауса. Но нам думается, что омичи переоценили свои творческие возможности, поставив сейчас "Летучую мышь", требующую виртуозного мастерства певцов и оркестра.
Не украшают репертуара театра "Баядерка", написанная Кальманом в наиболее упаднический период его творчества, когда джазовые ритмы начинали раз’едать музыкальную основу его произведений, и "Граф Люксембург", — спектакль слабый во всех отношениях. Этих спектаклей не спасают ни талантливый В. Раутбарт (Ля-Туретт и князь Базинелли), ни молодые солисты. балета Е. Сориш и Ю. Касатов.
Омский областной театр музыкальной комедии имеет все возможности для плодотворного роста, для создания полноценных спектаклей на современные темы. Повышение актерского и вокального мастерства, беспощадная борьба со штампами, с низкопоклонством перед буржуазной опереттой даст ему возможность завоевать большую признательность советского зрителя.
Т. Глазунов".
Комментариев нет:
Отправить комментарий